kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование слоговой структуры слова, типы нарушений, пути коррекции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование слоговой структуры слова, типы нарушений, пути коррекции»

Формирование слоговой структуры слова, нарушения, пути коррекции учитель-логопед Михайлова О.В. МБДОУ «Ясли-сад № 355 г.Донецка» 2022г

Формирование слоговой структуры слова, нарушения, пути коррекции

учитель-логопед Михайлова О.В.

МБДОУ «Ясли-сад № 355 г.Донецка»

2022г

Слоговая структура слова – это порядок расположения и количество слогов в слове, умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации Слог – звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог – это минимальная фонетико-фонологическая единица. характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, т.е. входящих в него звуков

Слоговая структура слова – это порядок расположения и количество слогов в слове, умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации

Слог – звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха.

Слог – это минимальная фонетико-фонологическая единица. характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, т.е. входящих в него звуков

Слоговая структура слова признаки

Слоговая структура слова

признаки

  • количество слогов в слове
  • ударность,
  • последовательность слогов в слове,
  • строение отдельных слогов: прямой и обратный, открытый и закрытый, слог со стечением согласных или без него
Типы слоговой структуры слова  (по Макаровой А.К.) 1 СС : двухсложные слова из открытых слогов ( дача, оса ) 9 СС: трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом ( апельсин, фокусник ) 2 СС : трехсложные слова из открытых слогов ( посуда, панама ) 10 СС: трехсложные слова с двумя стечениями согласных ( кисточка, подсолнух )  3 СС : односложные слова ( сок, кот ) 11 СС: односложные слова со стечением согласных в начале слова ( хлеб, кнут ) 4 СС : двухсложные слова с закрытым слогом ( халат, банан ) 12 СС : односложные слова со стечением согласных в конце слова (куст, бинт) 5 СС : двухсложные слова со стечением согласных в середине слова ( миска, банка ) 13 СС : двухсложные слова с двумя стечениями согласных ( плетка, кнопка ) 6 СС : двухсложные слова из закрытых слогов  (зонтик, кактус ) 14 СС : четырехсложные слова из открытых слогов ( черепаха, пианино ) 7СС : трехсложные слова с закрытым слогом (чемодан, самокат) 8 СС: трехсложные слова со стечением согласных ( капуста, улитка )

Типы слоговой структуры слова

(по Макаровой А.К.)

1 СС : двухсложные слова из открытых слогов ( дача, оса )

9 СС: трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом ( апельсин, фокусник )

2 СС : трехсложные слова из открытых слогов ( посуда, панама )

10 СС: трехсложные слова с двумя стечениями согласных ( кисточка, подсолнух )

3 СС : односложные слова ( сок, кот )

11 СС: односложные слова со стечением согласных в начале слова ( хлеб, кнут )

4 СС : двухсложные слова с закрытым слогом ( халат, банан )

12 СС : односложные слова со стечением согласных в конце слова (куст, бинт)

5 СС : двухсложные слова со стечением согласных в середине слова ( миска, банка )

13 СС : двухсложные слова с двумя стечениями согласных ( плетка, кнопка )

6 СС : двухсложные слова из закрытых слогов  (зонтик, кактус )

14 СС : четырехсложные слова из открытых слогов ( черепаха, пианино )

7СС : трехсложные слова с закрытым слогом (чемодан, самокат)

8 СС: трехсложные слова со стечением согласных ( капуста, улитка )

Возрастные нормы развития слоговой структуры слова 3 года : воспроизведение слов, состоящих: -  из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), -  из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.) - из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.) 4-5 лет:  воспроизведение слов: -из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…); -из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...) После 5 лет  дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например: Водопроводчик чинил водопровод. Милиционер регулирует уличное движение. Волосы подстригают в парикмахерской.

Возрастные нормы развития слоговой структуры слова

3 года : воспроизведение слов, состоящих:

-  из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

-  из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет:  воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

После 5 лет  дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Типы нарушения слоговой структуры (по Макаровой А.К. и Четвертушкиной Н.С) Нарушение количества слогов: Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток; Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино; Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната; Персеверации  (циклическое повторение одного слога) Нарушение последовательности слогов в слове: Перестановка слогов: «деворе» - дерево; Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот; Искажение структуры отдельного слога: Антиципации  (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы Сокращение стечений согласных: «тул» - стул; Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон; Уподобление слогов : «кококосы» - абрикосы; Контаминации  (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка

Типы нарушения слоговой структуры

(по Макаровой А.К. и Четвертушкиной Н.С)

Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;

Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;

Персеверации  (циклическое повторение одного слога)

Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов: «деворе» - дерево;

Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;

Искажение структуры отдельного слога:

Антиципации  (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы

Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;

Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;

Уподобление слогов : «кококосы» - абрикосы;

Контаминации  (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка

Возможные причины нарушения слоговой структуры слова Снижение физического слуха Нарушение фонематического восприятия Несформированность ритмической и динамической организации движений Сниженная мотивационная деятельность Недостаточность артикуляционных возможностей Сниженный уровень развития оптико-пространственной организации Неспособность к серийно-последовательной обработке информации

Возможные причины нарушения слоговой структуры слова

Снижение физического слуха

Нарушение фонематического восприятия

Несформированность ритмической и динамической организации движений

Сниженная мотивационная деятельность

Недостаточность артикуляционных возможностей

Сниженный уровень развития оптико-пространственной организации

Неспособность к серийно-последовательной обработке информации

На какие компоненты речи негативно влияет нарушение развития слоговой структуры слова Формирование произносительной стороны речи  Формирование лексического состава Формирование грамматического строя речи

На какие компоненты речи негативно влияет нарушение развития слоговой структуры слова

Формирование произносительной стороны речи

Формирование лексического состава

Формирование грамматического строя речи

Современные методики  формирования слоговой структуры слова  у детей с общим недоразвитие речи   Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры у детей, страдающих алалией Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей  Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания Четвертушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Ткаченко Т.А. Коррекция нарушения слоговой структуры слова

Современные методики

формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитие речи

Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры у детей, страдающих алалией

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания

Четвертушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Ткаченко Т.А. Коррекция нарушения слоговой структуры слова

Этапы работы над слоговой структурой слова  Коррекционный этап Подготовительный этап Этап формирования слоговой структуры слова формирование пространственных представлений  формирование оптико-пространственных ориентировок  Этапе закрепления навыков точного воспроизведения слов разной слоговой структуры развитие временно-пространственной ориентировки Заключительный этап: использование полученных навыков в самостоятельной речи развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Этапы работы над слоговой структурой слова

Коррекционный этап

Подготовительный этап

Этап формирования слоговой структуры слова

формирование пространственных представлений

формирование оптико-пространственных ориентировок

Этапе закрепления навыков точного воспроизведения слов разной слоговой структуры

развитие временно-пространственной ориентировки

Заключительный этап: использование полученных навыков в самостоятельной речи

развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование слоговой структуры слова, типы нарушений, пути коррекции

Автор: Михайлова Оксана Вениаминовна

Дата: 18.11.2022

Номер свидетельства: 617690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства