Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тмнр.
Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тмнр.
Большое колическтво детей с ТМНР не владеет вербальной речью, также у них не сформированы коммуникативные умения. Для реализации общения необходимо использовать дополнительные и альтернативные средства коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тмнр.»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТМНР .
Учитель логопедических занятий
Алевтина Александровна Гардина
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Альтернативная (дополнительная) коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям.
Дополнительная коммуникация
является поддержкой устной речи.
Альтернативная коммуникация
полностью заменяет устную речь.
Средства альтернативной коммуникации
взгляд
мимика
жест
неречевые звуки
предметные символы
графические символы (фото, картинка, пиктограмма)
карточки с напечатанными словами
таблица букв
электронные устройства (коммуникатор, компьютер, планшет)
Общение с помощью взгляда.
С помощью сформированного навыка указания глазами можно общаться с использованием предметов или графических символов.
Мимика (движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние) - одна из форм выражения проявления чувств.
В обучении используют любые мимические проявления, доступные ребенку. Самыми простыми из них могут быть - улыбка, «хмурый взгляд», спокойное выражение лица.
Жест – действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Жесты делают слово «видимым».
Используются совместно со словом, которое проговаривается вслух.
Использование неречевых звуков, как средства альтернативной (дополнительной) коммуникации.
Звучащие предметы
для выражения своих желаний и привлечения внимания.
Коммуникация с использованием предметных символов.
ЧИСТИТЬ ЗУБЫ
ХОЧУ ЕСТЬ
МУЗЫКА
Используются в качестве символов реальных объектов. Предметные символы материальны,
их можно физически исследовать, двигать, манипулировать ими.
ХОЧУ ПИТЬ
Коммуникация с помощью графических символов.
Планирование учебного дня
«Расписания» - наглядные схемы дня.
Могут использоваться расписания в виде предметов или изображений (фотографий, рисунков, пиктограмм).
Для составления расписания необходимо:
1) найти место, где будет располагаться расписание в течение дня;
2) подобрать предметы (фотографии, рисунки), которые будут обозначать каждый этап учебного дня: например, переодевание, мытье рук, общее приветствие, урок, перемену, индивидуальное занятие с логопедом, завтрак и т.п.;
3) разместить выбранные предметы (картинки) в удобном для ребенка расписании;
4) выбрать понятный и доступный для ребенка способ обозначения этапов дня.
.
Оформление рабочих тетрадей.
Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
I. РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
«Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами, как средства коммуникации».