Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Биоэнергопластика как метод корекции речи дошкольников"»
Доклад на тему: Биоэнергопластика как нетрадиционный метод коррекции речи у дошкольников.
То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук вы ,конечно же слышали. Области коры головного мозга ,отвечающие за работу этих систем находятся в непосредственной близости. И взаимовлияют друг на друга.
Кто-то умный решил: а чего тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук по отдельности? Если эти тренировки объединить , то может будет больше толку? И объединили. В результате появилось такое понятие, как биоэнергопластика.
Вы заметили, что это сложное слово состоит из двух :биоэнергия и пластика. Биоэнергия –это не то, на что пытается перейти Европа в период энергетического кризиса. Это та энергия , которая находится внутри нас.
Если разбираться глобально , то все в этом мире обладает энергией. Это касается и человеческого сознания и подсознания . А слово «пластика» , как мне кажется, в комментариях не нуждается.
Так, вот, исследователи заметили ,что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно , если эти движения пластичны и свободны , в организме происходит распределение энергии. Было замечено , что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику .
В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка , но также память и внимание.
Интересно отметить ,что человек может мыслить, сидя не подвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение . И. П. Павлов считал ,что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях , например ,при ходьбе ,покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить , что не подвижный ребенок не обучается !
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями , так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы идущие к коре головного мозга от языка .
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то ,что именно будет делать ребенок, а то ,как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.
Для коррекционной работы учителей–логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.
Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики используется только на индивидуальных занятиях, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его без ошибок.
Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 4 этапа.
На первом этапе (диагностическом) в начале учебного года проводится подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции. На данном этапе дети показывают ряд неврологических особенностей: нарушение координации движений, изменения мышечного тонуса, несформированность общей и мелкой моторики. Дети неуклюжи, раскоординированны, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: дети ошибаются, быстро утомляются, движения неточные, нарушен темп, ритм, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей, усиливалось беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.
С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально – волевая незрелость, нарушения внимания, памяти, познавательной деятельности, коммуникативные трудности. Справиться со всеми проблемами помогает биоэнергопластика.
На втором (подготовительном) этапе проводим индивидуальные занятия, на которых знакомим детей с органами артикуляции. Выполняем артикуляционную гимнастику перед зеркалом с использованием сказок о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребенка в упражнения не вовлекается.
На третьем (основном) этапе артикуляционная гимнастика выполняется с подключением ведущей руки ребенка, постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения или удерживает позу и одновременным движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнения. С этой целью можно использовать счет, музыку, стихи. Движения кистей рук должны быть раскрепощенными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась. При этом педагог продолжает давать четкий образец движения.
На заключительном этапе, когда ребенок полностью освоил упражнения, логопед рассказывает сказку, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением рук.
На этом этапе педагог может рассказать сказки о Чупе и Чупсе ,в сказках звучит название выученных артикуляционных упражнений, ребенок слушает сказку и обеими руками выполняет артикуляционные упражнения. В сказках о Чупе и Чупсе упражнения собраны в комплекс и объединены сюжетом. Целью использования сказок является дальнейшее совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, совершенствование пальцевой моторики, координации движений, внимания. Знакомые упражнения дети могут закреплять в речевом уголке самостоятельно.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.