Орфографически правильное письмо базируется на ряде принципов (морфологический, традиционный и зависящие от них). Должны быть сформированы:
сохранный словарь. Выбор однокоренных слав для проверки. Работа над расширением словаря.
сохранна память для запоминания терминологии, правил.
сохранны когнитивные структуры (умственные действия). Дети не могут выстроить алгоритм анализа и применить знания на практике. Недостаточность процессов абстракции и обобщения. В основе правописания лежат процессы усвоения абстрактных понятий (звук, слог, существительное, склонение).
операции систематизации и классификации. Выделение общего признака из ряда словоформ/грамматических понятий.
зрительный компонент, ориентировки в пространстве. Необходимо для усвоения графический изображений, таблиц, схем. Задействованы зоны левого полушария.
Дизорфография – стойкое специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического принципа орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных ошибках. (Лалаева).
Дизорфография – специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил. (Парамонова).
Дизорфография – нарушение письма, в основе которого лежит несформированность морфологического анализа. (Корнев).
Дизорфография – стойкое специфическое нарушение (несформированность) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций. (Прищепова).
Дизорфография – нарушение морфологического принципа письма и принципов, зависящих от него, и выражающееся в стойких специфических ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения в школе.
наличие специфических ошибок письма;
повторяемость ошибок в различных видах работ;
устойчивость на протяжении длительного периода обучения.
Обследование проводится 2 раза в год (в конце учебного года и начале следующего), чтобы проверить запоминаемость и момент усталости. Методики Ахутиной и Иншаковой. Предъявляются диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов. Одни и те же тексты в конце учебного года и начале следующего. Процедура: экспериментатор диктует слова на те правила, которые дети еще не проходили. Фиксируются неисправленные дизорфографические ошибки. Отдельно фиксируются исправленные ошибки (функция контроля).
Степени выраженности дизорфографии (Прищепова):
легкая – не более 15% ошибок;
средняя – 30% ошибок;
тяжелая – 50% ошибок.
Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие;
Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;
Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
Дети с дизорфографией не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определенной многооперационной проверки;
Самопроверка не дает положительных результатов.
регредиентная – улучшающаяся;
прогредиентная – ухудшающаяся;
стационарная.
Как бы себя ни вели дисграфические ошибки, дизорфографические ошибки все равно увеличиваются. Динамика дисграфии не всегда совпадает с динамикой дизорфографии.
Взаимосвязь дисграфии и дизорфографии:
наличие у ребенка только дисграфии;
наличие у ребенка только дизорфографии;
наличие у ребенка дисграфии и дизорфографии.
Любая функциональная система письма состоит из ряда компонентов, каждый из которых может быть задействован и в других функциональных системах. Если нарушенное звено входит только в одну функциональную систему, наблюдается одно нарушение (дисграфия или дизорфография). Если нарушенное звено входит в две 2 функциональные системы, то наблюдается сочетанный вариант.
Дизорфография проявляется позже, т.к. морфологический принцип письма реализуется позже.