Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.
Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.
В презентации я рассказываю о речевом нарушении Дислексия.Дислексия-это нарушение чтения.Сейчас это самое распространенное нарушение у дошкольников.В своей работе я как можно доступно показываю что это за нарушение и как с этим бороться.С этой проблемой связан ряд специфических ошибок,которые я описываю в своей работе.Ведь,если мы,специалисты,научимся как можно правильнее распознавать симптомы этого нарушения,тем легче нам будет с этим бороться.Желаю всем успехов в работе.Спасибо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении. »
Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.
Выполнила :
Афонасьева Л. А.
Учитель-логопед
Педагогический подход
«Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Клинико-психологический.
«Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения .
Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.
В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов,
составляющих функциональный базис навыка чтения».
Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма . В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и
дисорфография . Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием .
Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
Причины
Наследственность
Нейробиологические
недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного мозга
Нейробиологические
Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга.
Травмы головного мозга
Классификация дислексии
В основе ее лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О.А.Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Е. Р. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И.Лалаева).
литеральную(обусловленную трудностями усвоения отдельных букв).
Беккер отмечает многообразие видов нарушений чтения. Она считает возможным сгруппировать их в следующие типы:
врожденная словесная слепота,
дислексия,
брадилексия,
летастения,
врожденная слабость чтения. В основе данной классификации лежит не патогенез дислексии, а степень их проявления.
О. А. Токарева классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен : слуховой, зрительный или двигательный. И в связи с этим выделяет формы дислексии:
Акустическую
(недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги, слова так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы; смешивают сходные по артикуляции и звучанию звуки).
Оптическая
(неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным ее образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение и букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении).
Моторную
затруднения в движении глаз при чтении. Акт чтения осуществляется лишь при условии координированной, взаимосвязанной работы зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Отмечается сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке, нарушается речедвигательное воспроизведение. Отмечается невозможность вспомнить необходимые речевые движения.
Классификация дислексии по виду нарушенного механизма (Хватцев М.Е. )
Аграмматическая дислексия – развившаяся вследствие недоразвития функциональных и морфологический обобщений, грамматического строя речи;
Семантическая – обусловленная несформированностью слогового синтеза, непониманием синтаксических связей в структуре предложения, бедностью словарного запаса;
Фонематическая дислексия – характеризующаяся недоразвитием фонематического восприятия, анализа и синтеза;
Тактильная – связанная с нечетностью тактильного восприятия у детей, которые плохо видят;
Оптическая дислексия – развившаяся вследствие несформированности зрительно-пространственного представления.
С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексии:
Фонематическую- связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.
С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.
Первая форма — нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш и т. д.).
Вторая форма — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа .
Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.
Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.
Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах.
При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы.
При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.
Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (е — и, ж— х), располо-женных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б —л, л —к).
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения. При дислексии у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении. При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смешений: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например, ОДУВАНТИК); б) замены графически сходных букв (X—Ж, П—Н и др.);
в) недифференцированные, вариативные замены (Ж-М-Л и т.д.).
2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочередно, «бухштабируют-ся», нанизываются одна на другую (РАМА— Ру А, М, А).
3. Искажения звукослоговой структуры слова.
Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:
а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА — КАМЕКА);
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ);
4. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно является следствием неправильного чтения.
5. Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА — ЗАХЛОПНУЛА).
6. Аграмматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов и др. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения.
Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением количества и видов ошибок, а также степени дислексии.
Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.
Список используемойлитературы
Визель Т.Г. «Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста»: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2005.
Венедиктова Л. В. , Лалаева Р.Е. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПБ.: «Союз», 2001.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПБ.: «Гиппократ», 1995.
Корнев А.Н. «Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации». В Мат. Конф. «Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы». – М.: Изд. Моск. Социально- гуманитарного института, 2004.
Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». СПБ, 2004.
Корнев А.Н. «Узловые вопросы дислексии» Санкт- Петербург;
Корнев А.Н., Чиркина Г.В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей //Дефектология, 2005.
Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб, 1998.