kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации я рассказываю о речевом нарушении Дислексия.Дислексия-это нарушение чтения.Сейчас это самое распространенное нарушение у дошкольников.В своей работе я как можно доступно показываю что это за нарушение и как с этим бороться.С этой проблемой связан ряд специфических ошибок,которые я описываю в своей работе.Ведь,если мы,специалисты,научимся как можно правильнее распознавать симптомы этого нарушения,тем легче нам будет с этим бороться.Желаю всем успехов в работе.Спасибо. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении. »

Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении. Выполнила : Афонасьева Л. А. Учитель-логопед

Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.

Выполнила :

Афонасьева Л. А.

Учитель-логопед

Педагогический подход  «Дислексия  — это частичное специфическое нарушение процесса  чтения , обусловленное несформированностью (нарушением)  высших психических функций  и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера». Клинико-психологический .    «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного  анализаторов  и наличие оптимальных условий  обучения .

Педагогический подход

«Дислексия  — это частичное специфическое нарушение процесса  чтения , обусловленное несформированностью (нарушением)  высших психических функций  и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Клинико-психологический .  

«Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного  анализаторов  и наличие оптимальных условий  обучения .

Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием  и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.  В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных  процессов, составляющих функциональный базис  навыка чтения».

Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием  и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.

В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных  процессов,

составляющих функциональный базис  навыка чтения».

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах  чтения  и  письма . В соответствии с традициями англоамериканской  клинической психологии  диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской  логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования:  дисграфия  и  дисорфография . Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических  особенностей человека, она не считается  психическим заболеванием .

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах  чтения  и  письма . В соответствии с традициями англоамериканской  клинической психологии  диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской  логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования:  дисграфия  и 

дисорфография . Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических  особенностей человека, она не считается  психическим заболеванием .

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.  Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Причины Наследственность  Нейробиологические недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного мозга Нейробиологические Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга. Травмы головного мозга

Причины

Наследственность

Нейробиологические

недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного мозга

Нейробиологические

Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга.

Травмы головного мозга

Классификация дислексии     В основе ее лежат различные критерии:   проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О.А.Токарева), нарушение   тех   или   иных   психических   функций   (М. Е. Хватцев, Е. Р. Левина и др.), учет операций процесса чтения  (Р. И.Лалаева). По проявлению выделяются два вида: вербальную (характеризующуюся трудностями прочтения слов)    литеральную (обусловленную трудностями усвоения отдельных букв).

Классификация дислексии

В основе ее лежат различные критерии:  проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О.А.Токарева), нарушение   тех   или   иных   психических   функций   (М. Е. Хватцев, Е. Р. Левина и др.), учет операций процесса чтения  (Р. И.Лалаева).

По проявлению выделяются два вида:

вербальную (характеризующуюся трудностями прочтения слов)

литеральную (обусловленную трудностями усвоения отдельных букв).

Беккер    отмечает   многообразие   видов   нарушений   чтения.  Она считает возможным сгруппировать их в следующие типы:

Беккер    отмечает   многообразие   видов   нарушений   чтения. Она считает возможным сгруппировать их в следующие типы:

  • врожденная словесная слепота,
  • дислексия,
  • брадилексия,
  • летастения,
  • врожденная слабость чтения В основе данной классификации лежит не патогенез дислексии, а  степень их проявления.
О. А. Токарева  классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой  из анализаторов первично нарушен : слуховой, зрительный или двигательный.  И в связи с этим  выделяет формы дислексии: Акустическую (недифференцированность   слухового   восприятия,    недостаточное    развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги, слова так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы; смешивают сходные по артикуляции и звучанию звуки).

О. А. Токарева  классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой  из анализаторов первично нарушен : слуховой, зрительный или двигательный.  И в связи с этим  выделяет формы дислексии:

  • Акустическую

(недифференцированность   слухового   восприятия,    недостаточное    развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги, слова так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы; смешивают сходные по артикуляции и звучанию звуки).

Оптическая
  • Оптическая

(неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным ее образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение и букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении).

Моторную   
  • Моторную   

затруднения в движении глаз при чтении. Акт чтения осуществляется лишь при условии координированной, взаимосвязанной работы зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Отмечается сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке, нарушается речедвигательное воспроизведение. Отмечается невозможность вспомнить необходимые речевые движения.

Классификация дислексии по виду нарушенного механизма (Хватцев М.Е. )

Классификация дислексии по виду нарушенного механизма (Хватцев М.Е. )

  • Аграмматическая дислексия – развившаяся вследствие недоразвития функциональных и морфологический обобщений, грамматического строя речи;
  • Семантическая – обусловленная несформированностью слогового синтеза, непониманием синтаксических связей в структуре предложения, бедностью словарного запаса;
  • Фонематическая дислексия – характеризующаяся недоразвитием фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • Тактильная – связанная с нечетностью тактильного восприятия у детей, которые плохо видят;
  • Мнестическая – обусловленная нарушением речевой памяти, затруднением соотнесения букв и звуков;
  • Оптическая дислексия – развившаяся вследствие несформированности зрительно-пространственного представления.
С учетом нарушенных операций процесса чтения  Р. И. Лалаева  выделяет следующие виды дислексии:

С учетом нарушенных операций процесса чтения  Р. И. Лалаева  выделяет следующие виды дислексии:

  • Фонематическую- связана   с  недоразвитием  функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных   признаков.
С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы .  Первая форма — нарушение чтения, связанное с недоразвитием  фонематического восприятия, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш и т. д.).  Вторая форма — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием  функции фонематического анализа .

С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы .

Первая форма — нарушение чтения, связанное с недоразвитием  фонематического восприятия, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш и т. д.).

Вторая форма — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием  функции фонематического анализа .

Семантическая дислексия  проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.  Аграмматическая дислексия  обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.  Мнестическая дислексия  проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. 
  • Семантическая дислексия  проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. 
  • Аграмматическая дислексия  обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. 
  • Мнестическая дислексия  проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. 
Оптическая дислексия  проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. 
  • Оптическая дислексия  проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. 

При литеральной оптической  дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. 

При вербальной дислексии  нарушения проявляются при чтении слова.

Тактильная дислексия  наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (е — и, ж— х), располо-женных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б —л, л —к).
  • Тактильная дислексия  наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (е — и, ж— х), располо-женных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б —л, л —к).
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения. При дислексии у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения. При дислексии у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

При дислексии отмечаются следующие группы ошибок: 1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы,   которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении. При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смешений: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например, ОДУВАНТИК); б) замены графически сходных букв (X—Ж, П—Н и др.); в) недифференцированные, вариативные замены (Ж-М-Л и т.д.). 2.  Побуквенное чтение   — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочередно, «бухштабируют-ся», нанизываются одна на другую (РАМА— Ру А, М, А).

При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:

1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы,   которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении. При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смешений: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например, ОДУВАНТИК); б) замены графически сходных букв (X—Ж, П—Н и др.);

в) недифференцированные, вариативные замены (Ж-М-Л и т.д.).

2.  Побуквенное чтение   — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочередно, «бухштабируют-ся», нанизываются одна на другую (РАМА— Ру А, М, А).

3. Искажения звукослоговой структуры слова.  Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы: а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА — КАМЕКА); б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ); в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ); г) перестановка звуков (ЛОПАТА — ЛОТАЛА); д) пропуски, перестановки слогов (КАНАВА — КАВАНА).

3. Искажения звукослоговой структуры слова. 

Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:

а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА — КАМЕКА);

б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ);

в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ);

г) перестановка звуков (ЛОПАТА — ЛОТАЛА);

д) пропуски, перестановки слогов (КАНАВА — КАВАНА).

4.  Нарушение понимания прочитанного,  которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно является следствием неправильного чтения. 5.  Замены слов   (ЗАХЛЕСТНУЛА — ЗАХЛОПНУЛА). 6. Аграмматизмы при чтении.  Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов и др. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения.

4.  Нарушение понимания прочитанного,  которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно является следствием неправильного чтения.

5.  Замены слов   (ЗАХЛЕСТНУЛА — ЗАХЛОПНУЛА).

6. Аграмматизмы при чтении.  Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов и др. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения.

Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением количества и видов ошибок, а также степени дислексии.  Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.

Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением количества и видов ошибок, а также степени дислексии.

Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.

Список используемойлитературы

Список используемойлитературы

  • Визель Т.Г. «Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста»: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2005.
  • Венедиктова Л. В. , Лалаева Р.Е. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПБ.: «Союз», 2001.
  • Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПБ.: «Гиппократ», 1995.
  • Корнев А.Н. «Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации». В Мат. Конф. «Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы». – М.: Изд. Моск. Социально- гуманитарного института, 2004.
  • Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». СПБ, 2004.
  • Корнев А.Н. «Узловые вопросы дислексии» Санкт- Петербург;
  • Корнев А.Н., Чиркина Г.В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей //Дефектология, 2005.
  • Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб, 1998.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дислексия. Классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении.

Автор: Афонасьева Лариса Александровна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215630


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства