" Дислексия младших школьников или как тяжело плохо читать"
" Дислексия младших школьников или как тяжело плохо читать"
Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Дислексия младших школьников или как тяжело плохо читать"»
Дислексия у младших школьниковилиКак тяжело плохо читать …
Определение термина
Педагогический подход:
дислексия — частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения.
Клинико-психологический подход:
дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.
Причины
Причина дислексии.
Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика.
Передается дислексия и по наследству. Встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.
Расстройство чтения наблюдается очень часто у детей с ММД, СДВ, ДЦП, ЗПР, ЗРР. Считается, что это реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.
Формы дислексии
Выделяют
фонематическую, семантическую,
аграмматическую,
мнестическую, оптическую
формы дислексии.
Речевая симптоматика дислексии.
Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков
(звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав),
а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).
2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова,
буквы называются поочередно.
3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в
пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).
Развитие техники чтения у школьников с дислексией
Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает.
Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо
проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой
частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы
и даже подавят у ребёнка всякое желание читать.
Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном .
Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе
с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение
5 минут.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события
дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под
их впечатлением.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко.