kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Дислексия младших школьников или как тяжело плохо читать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему.  Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Дислексия младших школьников или как тяжело плохо читать"»

Дислексия у младших школьников  или  Как тяжело плохо читать …

Дислексия у младших школьников или Как тяжело плохо читать

Определение термина Педагогический подход: дислексия  — частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Клинико-психологический подход: дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.

Определение термина

Педагогический подход:

дислексия  — частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения.

Клинико-психологический подход:

дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.

Причины

Причины

Причина дислексии. Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика. Передается дислексия и по наследству. Встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Расстройство чтения наблюдается очень часто у детей с ММД, СДВ, ДЦП, ЗПР, ЗРР. Считается, что это реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

Причина дислексии.

Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика.

Передается дислексия и по наследству. Встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.

Расстройство чтения наблюдается очень часто у детей с ММД, СДВ, ДЦП, ЗПР, ЗРР. Считается, что это реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

Формы дислексии  Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую  формы дислексии.

Формы дислексии

Выделяют

фонематическую, семантическую,

аграмматическую,

мнестическую, оптическую

формы дислексии.

Речевая симптоматика дислексии. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). 2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно. 3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в  пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на  уровне понимания отдельного слова, предложения и текста. 5. Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. .

Речевая симптоматика дислексии.

  • Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков

(звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав),

а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).

2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова,

буквы называются поочередно.

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в

пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при

отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках,

перестановках слогов.

4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на

уровне понимания отдельного слова, предложения и текста.

5. Аграмматизмы при чтении.

Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование

существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.

7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.

.

Неречевая симптоматика дислексии  Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, левши.

Неречевая симптоматика дислексии

Наблюдаются трудности ориентировки во всех

пространственных направлениях,

затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

Отмечается неточность определения формы, величины.

Несформированность оптико-пространственных

представлений проявляется в рисовании,

при составлении целого из частей при конструировании,

в неспособности воспроизведения заданной формы.

Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, левши.

Список симптомов , связанных со сложностями в чтении или обучении:  1. Держит книгу слишком близко к глазам. 2. Немного косит. 3. При чтении не замечает отдельные места. 4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз. 5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза. 6. Испытывает во время чтения или после головную боль. 7. Покачивает головой вперед-назад. 8. Часто трет глаза. 9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и  воспроизведении основных геометрических фигур. 10. Быстро устает. 11. При чтении пропускает слова. 12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед. 13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий. 14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту. 15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают  друг на друга.

Список симптомов ,

связанных со сложностями в чтении или обучении:

1. Держит книгу слишком близко к глазам.

2. Немного косит.

3. При чтении не замечает отдельные места.

4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз.

5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

6. Испытывает во время чтения или после головную боль.

7. Покачивает головой вперед-назад.

8. Часто трет глаза.

9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и

воспроизведении основных геометрических фигур.

10. Быстро устает.

11. При чтении пропускает слова.

12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед.

13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий.

14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту.

15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают

друг на друга.

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками 1.Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. 2. Метод кинезиологической коррекции. 3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 4. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. 5. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. 6. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций,  оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные  диктанты Федоренко. 7. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты,  слова-матрёшки и другие. 8. Поисковые таблицы слов

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками

1.Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

2. Метод кинезиологической коррекции.

3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

4. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

5. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

6. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций,

оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные

диктанты Федоренко.

7. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши,

волшебные цепочки, словесные лабиринты,

слова-матрёшки и другие.

8. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз".

9. Метод "озвученного" чтения.

10. Метод словесных анаграмм.

11. Автоматизация оперативных единиц чтения по

специальным слоговым таблицам.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Развитие техники чтения у школьников с дислексией

Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает.

Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо

проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой

частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы

и даже подавят у ребёнка всякое желание читать.

Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном .

Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе

с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение

5 минут.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события

дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под

их впечатлением.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко.

Орфография Образование Математика Влияние дислексии Чтение Самооценка Здоровье Карьера Жизнь

Орфография

Образование

Математика

Влияние

дислексии

Чтение

Самооценка

Здоровье

Карьера

Жизнь

Известные дислексики

Известные дислексики


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
" Дислексия младших школьников или как тяжело плохо читать"

Автор: Буфетова Виктория Владимировна

Дата: 04.08.2019

Номер свидетельства: 517315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства