Просмотр содержимого документа
«Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе»
В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатели, музыкальный руководитель осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:
совместное составление календарно-тематического планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;
обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
взаимопосещение и участие в совместной деятельности;
совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
— логопедические пятиминутки;
— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
— индивидуальная работа;
— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-четремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы
Интеграция усилий участников коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР отражены в тетрадях взаимосвязи и взаимодействия учителя-логопеда со специалистами детского сада (воспитателями, музыкальным руководителем).
Наглядно модель взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса представлена в схеме.
Семья
Логопед
Воспитатели
Ребёнок
Психолог
Музыкальный
руководитель
Система взаимодействия логопеда и психолога по созданию
по созданию благоприятных условий для коррекции и компенсации
речевых нарушений у воспитанников
Развития мелкой моторики.
Логопед
Психолог
Развитие и коррекция психических познавательных процессов.
Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.
Проведение мониторинговых исследований, консультационных объединений.
Система взаимодействия логопеда и воспитателя
по созданию благоприятных условий для коррекции и компенсации
речевых нарушений у воспитанников
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики
Воспитатели
Логопед
Закрепление скорректированных логопедом звуков в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности по тетрадям взаимодействия.
Проведение консультаций, «круглых столов», деловых игр. Работа по тетрадям взаимодействия.
Целенаправленная активизация и обогащениесловаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций.
Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях
Развитие и совершенствование связной речи.
Закрепление первоначальных навыков чтения и письма.
Развитие графических навыков.
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию благоприятных условий для коррекции и компенсации
речевых нарушений у воспитанников
Использование упражнений на развитие основных движений.
Логопед
Музыкальный
руководитель
Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.
Использование упражнений для выработкиправильного фонационного выдоха.
Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.
Работа над просодической стороной речи.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 1)
«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 2)
Индивидуальная работа воспитателя с детьми
ФИ детей
Содержание работы
Примечания
Дата:
1.
2.
3.
4.
Дата:
1.
2.
3.
4.
Дата:
1.
2.
3.
4.
Дата:
1.
2.
3.
4.
Дата:
1.
2.
3.
4.
Лексическая тема: « Мой Дом»
День
недели
Развитие лексико-грамматического строя речи и формирование самостоятельной фразовой речи
Произношение
Понедельник,
3.10.16.
__________
Проведение беседы «Есть у каждого свой дом»
«Один и много»
Дом – дома
Крыша – крыши
Стена – стены
Окно – окна и т.д.
«В гостях у Гнома» (называние в уменьшительной форме частей дома)
Акустическая характеристика звука И.
Вторник,
4.10.16.
___________
Определение помещений дома.
Называние материалов, из которых строят дома, образование относительных прилагательных: деревянный, кирпичный и т.д.
Артикуляционная характеристика звука И.
Игра: «Придумай слово начинающиеся на И»
Среда,
5.10.16.
___________
Составь предложение по опорным картинкам.
«Этажи» (проговаривание сложных слов: одноэтажный, двухэтажный и т.д.)
Определение последнего звука в словах (по предметным картинкам)
Четверг,
6.10.16.
____________
Составление рассказа о своем доме
Д/упр. «С чем дом?» (дом с крышей, дом с большими окнами, дом с высоким фундаментом)
Д/упр. «Поймай звук И»
Звуковой анализ МИР.
Пятница,
7.10.16.
___________
«В сказке». Составление творческих рассказов о домах сказочных персонажей (домики трех поросят, пряничный домик и т.д.)
Д/упр. «Один – много»
Д/упр. «Подари картинки
Лексическая тема: «Мой город»
День
недели
Развитие лексико-грамматического строя речи и формирование самостоятельной фразовой речи
Произношение
Понедельник
10.10.2016г.
Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22.
Беседа о Ейске: названия улиц, основные достопримечательности.
Деление слов на слоги по теме «Наш город. Моя улица»
Акустическая характеристика звука Ы
Вторник
11.10.2016г.
Игра «Великан и Гномик». Улица – улочка; переулок – переулочек; дом – домик; город – городок; посёлок – посёлочек; магазин – магазинчик; рынок – рыночек.
Игра: «Кто больше» (придумать слова со звуком «щ»
Артикуляционная характеристика звука Ы.
Игра: «Придумай слово со звуком Ы»
Среда 12.10.2016г.
Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22.
Пальчиковая гимнастика: «Мы по городу шагаем»
Игра: «Сосчитай»: одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц; один переулок…; одна площадь…; один музей…; один кинотеатр.
Игра: «Определить место звука «щ» в слове (см.печатный материал)
Определение последнего звука в словах (по предметным картинкам
Четверг
13.10.2016г.
Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22.
Пальчиковая гимнастика: «Мы по городу шагаем»
Игра: «Исправь предложения» Дома стоят над улицей.
Мы живем на домах.
С первого этажа видно дальше, чем с последнего. Звуковой анализ слов: ЩЕТКА, ЩЕНОК
Д/упр. «Поймай звук И»
Звуковой анализ МИР.
Пятница,
14.10.2016г.
Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22.
Пальчиковая гимнастика: «Мы по городу шагаем»
Игра: «Продолжи предложение»
В нашем городе много улиц.
Улицы бывают ровные,
Д/упр. «Назови первый и последний звук в слове» (по