Просмотр содержимого документа
«"Развитие коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников с ОНР"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
развитие коммуникативно – речевых умений у старших дошкольников с ОНР
(доклад на семинар «Формирование коммуникативной компетентности дошкольников»)
Учитель-логопед
Ирина Владимировна Герасимова
Чернушка, 2016
Речь является одним из важных изобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня ее развития зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Особенно это касается детей, которые помимо недостаточно развитой связной речи имеют нарушения звукопроизношения, грамматики, лексики., т.е. имеющих общее недоразвитие речи. Практика показывает, что детей с ОНР в логопедических группах – большинство.
Наблюдения за воспитанниками этих групп и исследования ведущих специалистов в области речевого развития (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина) показывают, что у детей с нарушениями речи необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. В дошкольном детстве ребенок, прежде всего, овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых при построении монолога, строящегося по законам литературного языка. Вот почему у детей с ОНР необходимо развивать умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств.
Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Диалог – это не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение. Для диалога характерно сотрудничество, совместное решение интеллектуальной задачи, а не изолированная работа мысли ребенка.
В связи с этим перед педагогами, работающими в группе для детей с нарушениями речи, встает вопрос «Какими методами и средствами научить ребенка умению участвовать в диалоге: вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самостоятельно, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения?».
В первую очередь, у детей необходимо развивать умение слушать и понимать обращенную к ним речь. Здесь неоценимую помощь оказывают произведения фольклора. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое развивающее и воспитывающее воздействие. Так, в содержание одного из логочасов была включена такая интересная форма, как «Вечер загадок» на тему «Овощи, фрукты». Отгадывая заранее выученные своими сверстниками, а затем загаданные взрослым загадки, детям учились мыслить нестандартно, они поняли, что в загадках скрыты существенные признаки предметов. Параллельно у дошкольников формировалось умение высказываться по очереди, объяснять свое решение, выслушивать друг друга.
Кроме загадок, в работе с детьми нами широко используются игры – инсценировки фольклорных произведений, беседы по пословицам, поговоркам, потешкам, сочетаемые с рассматриванием картин и др.
На следующем этапе учим детей устанавливать практические контакты со сверстниками и вступать с ними в диалог. Известно, что основу диалога составляют следующие типы высказываний коммуникативного характера:
Поэтому основой подготовки к данному этапу является знакомство (во время бесед, режимных моментов и т.д.) с различными типами коммуникативных высказываний и обучение их использованию. Эта задача эффективно решается во время сюжетно-ролевых игр.
На завершающем этапе формирования коммуникативно-речевых навыков в нашем саду применяется одна из новых и интересных форм совместной деятельности – детская журналистика. Игровая познавательная деятельность проводится 1 раз в неделю по пятницам. Дети совершенствуют свое умение вступать в диалог с собеседником и поддерживать разговор. Так, во время одной из «Встреч с интересным человеком» перед ребенком, выступающим в роли корреспондента, стояла задача – взять интервью у врача. Беседа строилась по алгоритму, который предварительно обсуждался и прорабатывался с воспитанниками. В качестве наглядной опоры использовались карточки-символы, обозначающие тему речевого высказывания и варианты предполагаемых обращений. В итоге диалог получился полным, содержательным, ребенок использовал разнообразные языковые средства.
Таким образом, целенаправленная и систематическая деятельность логопеда и воспитателей логопедической группы по итогам диагностических наблюдений принесла следующие результаты: к концу учебного года воспитанники старшей группы научились слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать разговор. Количество таких детей выросло до 63% (по сравнению с началом года – на 28%). Предполагаем, что продолжение начатой работы позволит достичь и более высоких показателей.