kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по преодолению акустической дисграфии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.

1. Развитие фонематического восприятия.

2.  Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3.  Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

4.  Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим.

Коррекционно-логопедическая работа традиционно про­водится в три этапа.

I. Подготовительный. (4 часа)

II. Основной (50 часов)

III. Заключительный (6 часов)

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие слуховых дифференцировок.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произноси­тельном плане. В случае необходимости проводится кор­рекция звукопроизношения.

Основные задачи и направления работы основного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

3.Развитие слуховых дифференцировок (проводится диф­ференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1. Закрепление полученных знаний.

2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды де­ятельности.

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

- термины, используемые для обозначения основных поня­тий — речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначе­ния мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердо­сти — мягкости, по звонкости - глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки;

-  обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обо­значения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а так­же буквами Ь и Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- строить звуковые схемы слогов и слов;

- составлять словосочетания и предложения со смешивае­мыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозицион­ных звуков.

Предлагаемая последовательность ознакомления со зву­ками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формиро­вания звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифферен­цируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистя­щие, а затем — шипящие, аффрикаты и соноры).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению акустической дисграфии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района







СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению акустической дисграфии

на 2015-2016 учебный год







Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.








2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.


Данная программа составлена на основе авторской программы «Коррекция акустической дисграфии» Е.В. Мазановой.

Проблема изучения и коррекции специфических наруше­ний письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в на­стоящее время является одной из самых актуальных задач ло­гопедии. С каждым годом в начальных классах школ увели­чивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефи-менкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

Настоящая программа предназначена для коррекции акустической дисграфии, при которой происходит нарушение слу­ховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделе­ния фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте мотор­ных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необ­ходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кине­стетических образов звуков, которая препятствует правиль­ному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, мо­жно сделать вывод о том, что у детей данной группы встреча­ются следующие замены или смешения букв на письме:

- звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж-Ш);

- лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);

- соноры (Л, М, Н, Р, И);

- свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ);

- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц -- Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).


Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим.


Коррекционно-логопедическая работа традиционно про­водится в три этапа.

I. Подготовительный. (4 часа)

II. Основной (50 часов)

III. Заключительный (6 часов)

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).


Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие слуховых дифференцировок.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произноси­тельном плане. В случае необходимости проводится кор­рекция звукопроизношения.


Основные задачи и направления работы основного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

3.Развитие слуховых дифференцировок (проводится диф­ференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).


Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1. Закрепление полученных знаний.

2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды де­ятельности.


К концу коррекционного обучения дети должны знать:

- термины, используемые для обозначения основных поня­тий — речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначе­ния мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердо­сти — мягкости, по звонкости - глухости;


К концу обучения дети должны уметь:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки;

- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обо­значения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а так­же буквами Ь и Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- строить звуковые схемы слогов и слов;

- составлять словосочетания и предложения со смешивае­мыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозицион­ных звуков.

Предлагаемая последовательность ознакомления со зву­ками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формиро­вания звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифферен­цируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистя­щие, а затем — шипящие, аффрикаты и соноры).

Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е. Ра­боту по дифференциации звонких и глухих согласных целе­сообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нуж­но в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.

Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой.

Данная программа не только способствует преодолению акустической дисграфии, но и развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления), обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.

Календарно-тематический план реализации программы по преодолению акустической дисграфии на 2015-2016 учебный год


№ п/п

Тема занятий


Кол-во часов

Сроки

I. Подготовительный этап (4 часа)


1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

1


2

Дифференциация понятий «звук - буква».

1


3

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1


4

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

1


II. Основной этап (50 часов)

5

Дифференциация гласных звуков и букв. Дифференциация гласных I-II ряда.

1


6

Дифференциация букв А — Я в слогах, словах.

1


7

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А – Я в словосочетаниях, предложении и тексте.

1


8

Дифференциация гласных У — Ю в слогах, словах.

1


9

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю в словосочетаниях, предложении и тексте.

1


10

Дифференциация гласных О — Ё в слогах, словах.

1


11

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях, предложении и тексте.

1


12

Дифференциация звуков и букв О – У изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


13

Дифференциация букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


14

Дифференциация гласных И — Ы в слогах, словах.

1


15

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И – Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1


16

Дифференциация гласных Э — Е в слогах, словах.

1


17

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э – Е в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1


18

Обозначение мягкости соглас­ных с помощью мягкого знака в середине слов.

1


19

Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.

1


20

Диффе­ренциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.

1


21

Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.

1


22

Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные.

1


23

Дифференциация звуков Б — Б' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


24

Дифференциация звуков П — П' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


25

Дифференциация звуков Б — Б', П — П' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


26

Работа со словами-паронимами. Правописание согласных Б — Б', П — П' в корне слова.

1


27

Дифференциация звуков В — В' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


28

Дифференциация звуков Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


29

Дифференциация звуков В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


30

Работа со словами-паронимами. Правописание согласных В — В', Ф — Ф' в корне слова.

1


31

Дифференциация звуков Г — Г' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


32

Дифференциация звуков К — К' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


33

Дифференциация звуков Г — Г', К — К', X — X' изолиро­ванно, в слогах, словах.

1


34

Дифференциация звуков Г — Г', К — К', X — X' в словосочетани­ях, предложениях и тексте. Работа со словами-паронимами.

1


35

Дифференциация звуков К — К', X — X' в словосочетани­ях, предложениях и тексте.

1


36

Дифференциация звуков Д — Д' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


37

Дифференциация звуков Т — Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


38

Дифференциация звуков Д — Д', Т — Т' изолиро­ванно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


39

Работа со словами-паронимами. Правописание согласных Д — Д', Т — Т' в корне слова.

1


40

Дифференциация звуков З — З' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


41

Дифференциация звуков С — С' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


42

Дифференциация звуков 3 — 3', С — С' изолиро­ванно, в слогах, словах, словосочетани­ях, предложениях и тексте. Дифференциация предлогов СО – С, ЗА – АЗ- ЗА

1


43

Работа со словами-паронимами. Правописание согласных 3 — 3', С — С' в корне слова.

1


44

Звук и буква Ж. Звуковой анализ на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

1


45

Звук и буква Ш. Звуковой анализ на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

1


46

Дифференциация звуков и букв Ж — Ш в слогах, словах, словосо­четаниях, предложениях и тексте. Работа со словами-паронимами.

1


47

Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' изолиро­ванно, в слогах, словах.

1


48

Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в словосочетани­ях, предложениях и тексте.

1


49

Дифференциация звуков С — С' – Ш изолиро­ванно, в слогах, словах, словосочетани­ях, предложениях и тексте.

1


50

Дифференциация звуков З — З' – Ж изолиро­ванно, в слогах, словах, словосочетани­ях, предложениях и тексте.

1


51

Дифференциация звуков С — С', Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1


52

Диф­ференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.

1


53

Дифференциация зву­ков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


54

Дифференциация зву­ков Ч — ТЬ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте.

1


III. Заключительный этап ( 6 часов)

55

Письменный пересказ текста.

1


56

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

1


57

Составление рассказа по сюжетной картине.

1


58

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

1


59

Составление описательного рассказа без опоры на схему.

1


60

Составление рассказа на определённую тему.

1
















































Список рекомендуемой литературы:


  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопе­дам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. — СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.

  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Как эффективно под­готовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.Г. Алтухова. - СПб. : Лань, 1999.

  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.

  4. Волина В.В. Праздник букваря / В.В. Волина. — М. : Просвеще­ние, 1991.

  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов : книга для логопедов / Л.Н. Ефи­менкова. - М. : Просвещение, 1991.

  6. Казак О.Н. Загадки и кроссворды / О.Н. Козак. - СПб. : Союз, 1997.

  7. Логопедия / под ред. Волковой Л.С. - М., 1995.

  8. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у уча­щихся вспомогательной школы / Р.И. Лалаева. - М., 1978.

  9. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи : пособие для логопедов и родителей / И.С. Ло­пухина. — М. : Аквариум, 1995.

  10. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. - М. : АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОЙ, 2001.

  11. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нару­шением языкового анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1 / Е.В. Мазанова. — М. : АКВАРИУМ БУК ; Киев: ФГУИППВ, 2004.

  12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушение письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №2/ Е.В. Мазанова. - М. : АКВАРИУМ БУК Киев: ФГУИППВ, 2004.

  13. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих де­тей / Н.В. Нечаева. - СПб.,1993.

  14. Успенский Л.П., Успенская М.Б. Учитесь правильно говорить : книга для учащихся : В 2 ч. / Л.П. Успенский, М.Б. Успенская. — 2-е изд. — М. : Просвещение ; Учебная литература, 1995.

  15. Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский — с увлечением : сбор­ник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А.В. Узденкова, О.В. Са­гирова. - Екатеринбург : АРД - ЛТД, 1997.

  16. Филичева Т.Е., Каше ГА. Дидактический материал по исправ­лению недостатков произношения у детей дошкольного возрас­та / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 1996.

  17. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб. : Лань, 1997.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа по преодолению акустической дисграфии

Автор: Кириллова Екатерина Владимировна

Дата: 07.04.2016

Номер свидетельства: 316048


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства