Рабочая программа по преодолению акустической дисграфии
Рабочая программа по преодолению акустической дисграфии
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.
I. Подготовительный. (4 часа)
II. Основной (50 часов)
III. Заключительный (6 часов)
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3.Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1. Закрепление полученных знаний.
2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий — речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости - глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем — шипящие, аффрикаты и соноры).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению акустической дисграфии»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.
№ 1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________
Руководитель Фролова И.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по преодолению акустической дисграфии
на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы
учитель-логопед
Емельяновой Е.В.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе авторской программы «Коррекция акустической дисграфии» Е.В. Мазановой.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефи-менкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.
Настоящая программа предназначена для коррекции акустической дисграфии, при которой происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:
- звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж-Ш);
- лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);
- соноры (Л, М, Н, Р, И);
- свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ);
- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц -- Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.
I. Подготовительный. (4 часа)
II. Основной (50 часов)
III. Заключительный (6 часов)
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3.Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1. Закрепление полученных знаний.
2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий — речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости - глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем — шипящие, аффрикаты и соноры).
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.
Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой.
Данная программа не только способствует преодолению акустической дисграфии, но и развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления), обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.
Календарно-тематический план реализации программы по преодолению акустической дисграфии на 2015-2016 учебный год
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Сроки
I. Подготовительный этап (4 часа)
1
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
1
2
Дифференциация понятий «звук - буква».
1
3
Дифференциация гласных и согласных звуков.
1
4
Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
1
II. Основной этап (50 часов)
5
Дифференциация гласных звуков и букв. Дифференциация гласных I-II ряда.
1
6
Дифференциация букв А — Я в слогах, словах.
1
7
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А – Я в словосочетаниях, предложении и тексте.
1
8
Дифференциация гласных У — Ю в слогах, словах.
1
9
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю в словосочетаниях, предложении и тексте.
1
10
Дифференциация гласных О — Ё в слогах, словах.
1
11
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях, предложении и тексте.
1
12
Дифференциация звуков и букв О – У изолированно, вслогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Дифференциация звуков Т — Т' изолированно, вслогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
38
Дифференциация звуков Д — Д', Т — Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
39
Работа со словами-паронимами. Правописание согласных Д — Д', Т — Т' в корне слова.
1
40
Дифференциация звуков З — З' изолированно, вслогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
41
Дифференциация звуков С — С' изолированно, вслогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
42
Дифференциация звуков 3 — 3', С — С' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Дифференциация предлогов СО – С, ЗА – АЗ- ЗА
1
43
Работа со словами-паронимами. Правописание согласных 3 — 3', С — С' в корне слова.
1
44
Звук и буква Ж. Звуковой анализ на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
1
45
Звук и буква Ш. Звуковой анализ на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
1
46
Дифференциация звуков и букв Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа со словами-паронимами.
1
47
Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' изолированно, в слогах, словах.
1
48
Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
49
Дифференциация звуков С — С' – Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
50
Дифференциация звуков З — З' – Ж изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
51
Дифференциация звуков С — С', Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
52
Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
Составление описательного рассказа с опорой на схему.
1
59
Составление описательного рассказа без опоры на схему.
1
60
Составление рассказа на определённую тему.
1
Список рекомендуемой литературы:
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. — СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.
Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.Г. Алтухова. - СПб. : Лань, 1999.
Волина В.В. Праздник букваря / В.В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991.
Казак О.Н. Загадки и кроссворды / О.Н. Козак. - СПб. : Союз, 1997.
Логопедия / под ред. Волковой Л.С. - М., 1995.
Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы / Р.И. Лалаева. - М., 1978.
Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи : пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. — М. : Аквариум, 1995.
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. - М. : АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОЙ, 2001.
Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1 / Е.В. Мазанова. — М. : АКВАРИУМ БУК ; Киев: ФГУИППВ, 2004.
Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушение письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №2/ Е.В. Мазанова. - М. : АКВАРИУМ БУК Киев: ФГУИППВ, 2004.
Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н.В. Нечаева. - СПб.,1993.
Успенский Л.П., Успенская М.Б. Учитесь правильно говорить : книга для учащихся : В 2 ч. / Л.П. Успенский, М.Б. Успенская. — 2-е изд. — М. : Просвещение ; Учебная литература, 1995.
Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский — с увлечением : сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А.В. Узденкова, О.В. Сагирова. - Екатеринбург : АРД - ЛТД, 1997.
Филичева Т.Е., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 1996.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб. : Лань, 1997.