kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Сенсорное развитие детей с глубокой умственной отсталостью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по сенсорике для детей с глубокой умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Сенсорное развитие детей с глубокой умственной отсталостью"»



Рабочая программа

Сенсорное развитие для детей с глубокой умственной отсталостью (первый год обучения)

(Составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов .

Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева)







Разработчик программы:

Тютикова Юлия Владимировна







г.Пермь2020

















Пояснительная записка

Под термином психомоторика, как правило, понимается «объективация всех форм психического отражения в совокупности управляемых двигательных действий». Платонов К.К. подразделил психомоторные процессы на:

1) сенсомоторные реакции (движения и действия в ответ на сенсорный сигнал или объект),

2) идеомоторные процессы (представления субъекта о различных движениях),

3) произвольные моторные действия.

Известно, что у обучающихся при глубоком недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта.

Основные задачи коррекционного курса не противоречат общим задачам школы:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;

содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;

исправлять недостатки общей моторики учеников, совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы младших школьников с нарушениями интеллекта;

способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 1 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе. Работу можно проводить фронтально, дифференцированно (по подгруппам), а также индивидуально с каждым воспитанником.

Программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Принципы реализации программы:

Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учётом диагностических данных

Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Нормативно-правовой и документации являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (N 124-ФЗ)

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  • Устав образовательного учреждения.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

Основания для разработки программы

  • Закон об образовании РФ.

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Федеральная программа развития образования. 2000г.

  • Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998 г.



Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,

психологического обследования











Содержание курса «Сенсорное развитие»

1 класс (32 часа в год, 1 час в неделю)

I четверть (9 часов)

1.Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

1.1 Развитие и коррекция восприятия цвета – 4 ч (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный - учить различать и, по возможности, называть).

Выбор по образу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов.

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки - подходящие по цвету»).

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов.

Раскладывание предметов всех указанных насыщенных цветов на группы.

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).

Использование цвета для обозначения предметов («курочка - цыплята», «елочки - цветочки») - иллюстрация цветными фишками стихотворений.

Выкладывание узора из мозаики - ряда чередования двух-трех цветов через один элемент.

1.2 Развитие и коррекция восприятия формы – 3 ч (геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат - учить различать и называть).

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.

Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм, их группировка.

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

Работа с «Досками Э. Сегена».

Выкладывание ряда с чередованием 2-3 форм через один элемент.

1.3 Развитие и коррекция восприятия величины – 2 часа.

Формировать понятия: большой - маленький, больше - меньше, одинаковые; учить сравнивать методом наложения и называть.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин. Группировка предметов парных по величине ( игра «Подбери двум куклам одежду» - по цвету и величине).



II четверть (7 часов)

2. Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

2.1 Развитие восприятия пространства – 2 часа.

Ориентация на собственном теле: право - лево, верх - низ, вперед — назад. Выполнение простых подражательных движений за учителем: выполнение движений по инструкции.

Ориентация относительно своего тела в пространстве: справа - слева, вверху - внизу, спереди – сзади.

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Ориентация на рабочем столе: выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

2.2 Упражнения на развитие восприятия звука – 2 часа.

Примерные игры:

  • «Кто как голос подает?»

  • «Что как звучит?»

  • «Кто из детей тебя позвал?»

  • «Тихо - громко»

  • «Жмурки с колокольчиком»

  • Упражнения на звукоподражание животным, технике, - один из детей изображает, остальные угадывают.

  • «Какие звуки слышишь с улицы?»

2.3 Упражнения па развитие общей моторики и координации движений – 1 час.

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники.

Упражнения на смену напряжения и расслабления резких и плавных движений, движения и неподвижности.

2.4 Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев – 2 часа.

Примерные упражнения:

  • пальчиковые игры;

  • конструирование из счетных палочек;

  • выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру;

  • выкладывание из мозаики изученных букв, цифр;

  • раскрашивание рисунков;

  • работа с трафаретами.

2.5 Упражнения па обыгрывание различных эмоциональных состояний – 1 час (интерес, радость, удивление, страх, печаль, злость, жалость и др.)

Проводится по методике психогимнастики с элементами эмоционально-коммуникативного тренинга.



III четверть (9 часов)



3. Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.



3.1 Формирование представлений об использовании предметов в различных ситуациях – 3 часа.

Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение: стул, ложка, веревка, лейка и др. («Покорми и напои куклу», «Перевези кубики», «Полей цветы», «На чем сидим?»).

Формирование представлений об использовании предметов в качестве вспомогательных средств в проблемной ситуации (мячик из-под шкафа можно достать лопаткой или линейкой вместо палки).

Формирование метода проб в проблемной ситуации (чем лучше достать камешек из банки с водой: крючком, сачком, ложкой, вилкой).

Упражнения на определение причинно-следственных зависимостей: «Почему мячик скатился?», «Плавает - тонет», «Почему стол качается?», «покачай игрушки на качелях», «Почему коробочка не закрывается (не открывается)?».

3.2 Формирование мыслительных операций анализа синтеза – 3 часа.

Примерные упражнения:

  • Собирание разрезных картинок из 2-3 частей.

  • Узнавание предмета по его частям.

  • Дорисуй предмет.

3.3 Формирование операций классификации, систематизации, сравнения, обобщения – 3 часа.

Примерные игры и упражнения:

  • «Назови одним словом».

  • «Четвертый лишний»;

  • Раскладывание предметов на группы по цвету, форме, величине.

  • Собирание пирамиды из 4 колец, собирание 3-4-х местной матрешки.

  • Поиск сходства и различия в предметах.

  • Обучение отгадыванию и загадыванию элементарных загадок.



VI четверть (8 часов)

4. Формирование памяти, внимания, воображения.

4.1 Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной, памяти – 2 часа.

Примерные игры:

  • «Что изменилось?»

  • «Чего не стало?»

  • «Что перепутал художник?»

  • «Чего не дорисовал художник?»

  • «Запомни и повтори слова (движения, ритм)».

4.2 Развитие концентрации внимания – 2 часа.

Примерные упражнения:

  • «Найди отличия в картинках»

  • «Помоги найти выход» («Где чья собака?», «Кто кому звонит?»),

  • «Найди два одинаковых предмета»

  • «В ряду фигур закрась - синим, О - зеленым, - красным цветом».

4.3 Распределение внимания – 1 час: раскрашивание и одновременное слушание сказки, а затем дети пытаются ее пересказать.

4.4 Переключение внимания – 2 часа: смена видов деятельности по звуковому - зрительному сигналу: «Летает - не летает», «Выполни команду» (с помехой).

4.5 Развитие воображения – 1 час.

Примерные игры:

  • «На что это похоже?»,

  • «Дорисуй картинку»,

  • «Составь из геометрических фигур картинку».





























Материально-техническое оснащение:



  • Аппаратные средства: компьютер, принтер, ксерокс, сканер.

  • Не аппаратные средства

Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы и др.)

Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, шнуровки)

Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

Тетради для творческих работ учащихся

Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.









Ресурсное обеспечение программы

1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект - М, 1999г.

2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.

  1. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.

  2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2000.

  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.

  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта

  5. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.

  6. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы у детей инвалидов-М., 2001.

  7. Цикото Г.В. Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста – М., 1991.

  8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа "Сенсорное развитие детей с глубокой умственной отсталостью"

Автор: Тютикова Юлия Владимировна

Дата: 09.10.2020

Номер свидетельства: 559527

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства