kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР. Старший дошкольный возраст

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная программа разработана с учетом ФГОС для логопедического пункта.  Программа адаптирована детей старшей группы, имеющим ФФНР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР. Старший дошкольный возраст»

20



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №2»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Старший воспитатель председатель педагогического совета МБДОУ МБДОУ «Детский сад №2» «Детский сад №2»

«31» августа 2016 г. Педсовет № 1

« 31 » августа 2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

в условиях логопедического пункта

для детей шестого года жизни с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи

учителя-логопеда

Кизиловой Светланы Валерьевны

на 2016-2017 учебный год















2016г.

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка………………………………………………………3 2. Особенности развития речи детей с ФФНР………….…………………….8 3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми 3.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми…9 3.2 Формы организации коррекционно-развивающей деятельности……14 4. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программ…17 5. Диагностика речевого развития…………………………………………….18

6. Условия взаимодействия с другими участниками образовательного процесса……………………………………………………………………………..19

7. Приложение. Циклограмма работы учителя-логопеда Расписание занятий с детьми старшего дошкольного возраста с детьми с ФФНР

Речевая карта для детей с ФФНР












1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислалия). Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2011г

Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В связи с этим, а также в связи с появлением большого количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, стала необходима разработка рабочей программы по их коррекции у старших дошкольников в условиях логопедической группы.

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Методологическая база.

Положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

Исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и поэтапного формирования действий П.Я.Гальперина.

Научно-методические рекомендации: Забрамной С.Д, Нищевой Н.В., Вахрушева А.А., Зворыгиной Е.В., Комаровой Т. С, Зацепиной, Л.Е.Журовой, МБ, Коноваленко В.В, Ткаченко Т.А. и др.


Программы:

При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ФФН:

* Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б.  М.: Просвещение, 1978.

* Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с  фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

*Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В.  М.: 2004.

Рабочая программа как планово-прогностический документ организации образовательного процесса разработана в соответствии с:

* Федеральным государственным стандартом от 1 января 2014 года п. 3.2.7. «Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» ;

* Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

* « Примерным положением о логопедическом пункте при ДОУ».

*с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения;


Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии; -- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;

- формирование навыков учебной деятельности;

- подготовка к обучению грамоте; -- осуществление совместной деятельности с родителями дошкольников, педагогами ДОУ.

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи и оказание помощи детям в освоении общеобразовательной программы ДОУ.

Принципы построения коррекционной программы

В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

- Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи. В логопедическую группу зачисляются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, характеризующимся нарушением процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем и дети с фонетическим недоразвитием речи, для которого характерно нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.

Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях. Весь период коррекционной работы рассчитан на 1 учебный год .

Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 1-2 раза в неделю - индивидуальная.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми.

План логокоррекционной работы составлен на основе анализа речевых карт детей с ФФНР. В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ФФНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с перспективным планированием работы, которое направлено на изучение определенных звуков. Они ориентированы на развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, формирование лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 мин.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодичность.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

3.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФН и ФФНР) у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Учебный год в подготовительной к школе группе на логопедическом пункте начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы на год.

После проведенной диагностики специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы.

С 15 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. В конце учебного года проводится медико-психолого-педагогический консилиум с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого обучающегося. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые (НОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

В июне при переходе детского сада на летний режим для детей переходящих на второй год обучения проводится только индивидуальная коррекционно- развивающая деятельность и игры на свежем воздухе.


Основными направлениями работы по развитию речи детей с ФФНР

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ФФНР;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ФФНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ФФНР, их родителям, педагогическим работникам.

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на откорректированном речевом материале осуществляется: развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении, обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов, воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи, развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; Специфика нарушения речи у детей с ФФНР состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий - умение работать в коллективе. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми старшей группы с ФФНР.

первого периода обучения

Месяц

Звуки

Звуковой анализ

Грамматический строй

Общие речевые навыки

IX

у

Выделение гласных звуков из ряда. Выделение ударного

гласного из начала слова. Анализ ряда а у, а у и

Имя существительное ед., мн. числа – названия овощей, фруктов, грибов. Р.П. мн. числа сущ. Закрепление в речи простых предлогов (на с в из). Образование сущ. с ум-ласк. значением. Согласование притяжательных местоимениймой –моя-моё с сущ. Категории числа и лица глаголов настоящего времени

Формирование правильного физиологического и речевого дыхания, плавности речи, правильного темпа речи. Работа по изменению силы голоса, выработка четкой дикции, интонационной выразительности.

а


X

А-у

и

Ы

Ы-и


Выделение первого и последнего согласного из слогов и слов. Анализ и синтез обратных слогов. Преобразование слогов путем замены 1 звука.

XI

о

э

п пь


к кь



Т-ть

П-т-к



Перспективный план работы второго периода обучения

Месяц

Звуки

Звуковой анализ

Грамматический строй

Общие речевые навыки

XII

С

Дифференциация на слух, выделение в ряду других звуков, нахождение в слове, определение места звука в слове, выделение гласного после согласного, анализ прямого слога. Понятиеслово, слог, предложение

Закрепление навыка согласование прилагательных с существительными в р,ч,п. Образование относительный прилагательных. Согласование числительных с существительными. Подбор однокоренных слов. Образование сложных слов. Закрепление предлогов на, с, в, из, по, над, под.

Работа над эмоциональной отзывчивостью на увиденное и услышанное. Развитие интонационной выразительности, тембровой окраски голоса. Продолжение работы по воспитанию физ. и реч. дыхания. Использование чистоговорок и потешек. Работа над дикцией.


с-сь

з

з-зь

I

с-з

ц

С-ц

П-пь

Б-бь

п-б

II

ш

ж

ш-ж

ш-ж

с-ш

с-ш

з-ж



Перспективный план работы третьего периода обучения

Месяц

Звуки

Звуковой анализ

Грамматический строй

Общие речевые навыки

III

Л

Различение на слух и в пр-ии изучаемых зв. Выделение их среди других. Определение наличия зв. и их позиции. Анализ и синтез слогов ал-ла, ар-ра. Анализ и синтез односложных слов (лак, рак, слон). Преобразование слов путем замены первых зв. (лак-бак). Знакомство со схемой. Выделение кружками гласных и согласных звуков. Деление слов на слоги...

Закрепление образования уменьшительно-ласкательных формы существительных. Согласование прилагательных с существительными. Подбор однородных слов. Приставочные глаголы. Слова антонимы.

Отработка четкой дикции. Работа над интонированием речи. Развитие тембровой окраски голоса. Закрепление навыков правильного голосоведения на заданиях и вне. Развитие способности изменять голос по силе, высоте и тембру, используя драматизацию и диалоги.

Л-ль

л-ль

й

ль-й

IV

р

Р-рь

р-л

V

ч


щ

ч-щ


повтор




3.2 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Коррекционно-развивающая деятельность организовывается в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.

Индивидуальные занятия включают в себя:

- выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;

- закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д.

- постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами.

Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале:

- в открытых слогах (звук в ударном слоге), например: са — сад, су — суп, со — сон, сы — сын;

- в обратных слогах, например: ос — нос;

- в закрытых слогах, например: сос — сосна;

- в стечении с согласными, например: ста — станок, сту — стук.

Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Продолжительность занятий с детьми с ФФН – 1 год.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность занятий- 15 мин. 2 раза в неделю.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

На подгрупповых занятиях осуществляется:

- закрепление навыков произношения изученных звуков;

- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

- звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, от 2 до 6 человек. Периодичность занятий – 2 р. в неделю, 30 минут для детей подготовительной группы, 25 минут для детей старшей группы. Продолжительность занятий с детьми с ФФН- 1 год.

Учитель-логопед проводит подгрупповые коррекционные занятия, индивидуальные коррекционные занятия.

Структура логопедического занятия на этапе постановки звука

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика: общие артикуляционные упражнения, специальные артикуляционные упражнения, упражнения по развитию силы голоса и выдоха

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием)

5. Анализ артикуляции по плану: положение губ, положение зубов, положение языка (кончик, спинка, корень), участие голосовых складок, а так же характер выдыхаемой струи воздуха.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и сопряженное проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха

8. Закрепление звука в слогах

9. Закрепление звука в словах.

10. Закрепление звука в предложениях, стихах, скороговорках.

11. Итог занятия и оценивание работы ребенка на занятии проводится с положительным направлением.

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (совместно с логопедом, индивидуальное)

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука

7. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах.

10. Закрепление звука в словах.

11. Закрепление звука в предложении.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Итог занятия и оценивание работы ребенка.


Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того или другого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (совместное,

индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами.

11. Дифференциация звуков в предложениях, стихах

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Итог занятия и оценивание работы ребенка.


4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ

КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ


В итоге коррекционной работы дети должны:


  • правильно артикулировать все звуки в различных фонетических позициях и формах речи;

  • чётко дифференцировать все изученные звуки;

  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

  • различать понятие «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.

  • активно пользоваться различными способами словообразования;

  • изменять слова в роде, числе, падеже, правильно употреблять предлоги;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их.

  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.


5. ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


Диагностика речевого развития проводится по методике Безруковой О.А., Каленковой

«Диагностика речевых нарушений»

1.Итоговый контроль осуществляется по истечении сроков коррекционной работы над звуком (результат отражён в речевой карте).

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:

- Чистая, правильная речь,

- со значительным улучшением,

- с незначительным улучшением,

- без улучшения.

2.Текущий контроль осуществляется на каждом занятии

Диагностика речевого развития производится 3 раза в год (стартовая, промежуточная, итоговая). После диагностики выводится график динамики речевого развития на каждого ребенка.


6. Условия взаимодействия с другими участниками образовательного процесса


Организация образовательной деятельности

Учитель - логопед

Воспитатель

- звукопроизношение;

- фонематические процессы;

- языковой анализ;

- психологическая база речи


- моторный праксис;

- лексико-грамматическое развитие;

- обогащение и активизация словаря;

- развитие связной речи;

- психологическая база речи

учителя-логопеда и воспитателей


Порядок и количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.


Приложение.


Использованная литература:


1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993

2.Г.А.Каше, Т.Б. Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.- М.:Просвещение,1978

3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. - М.: Просвещение, 2009

4.Н.В.Нищева. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО;

5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс,2002

6.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. - С.П.:Литера,2001

7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. - М.:Владос,2002

8.Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - М.:ТЦ,1999

9.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. - М.:АРКТИ,1999

10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи. - С.П.:КАРО,2002

11.В.И.Руденко. Домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002

12.Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

133.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - С.П.:Детство-Пресс,2005

14.Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.:ГНОМ и Д,2000

15.В.В.Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,2005

16.Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007

17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

18.Е.А.Борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.:ТЦ Сфера,2008

19. Э.Ф. Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. - Волгоград: Учитель,2011

20.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия. - Волгоград: Учитель,2011

21 Е.Л.Ворошилова. Коррекция заикания у дошкольников. - М.:Сфера,2012

22.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал. - Волгоград: Учитель,2001

23.Н.В.Нищева. Разноцветные сказки. - С.П.:Детство-Пресс,2001

24.О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. - М.:Владос,2003

25.А.В.Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности. - М.:АРКТИ,2001

26.Т.Ю.Бардышева. Учусь перессказыват.-М.:Карапуз,2003

27.Э.М.Курицына. Большая книга занятий по развитию речи. М.:РОСМЭН,2005

28.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей. С.П.:Литера,2005

29.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно. С.П.:Детство-Пресс,2002Е.Н.Косинова. Уроки логопеда. - М.:Эксмо.2008

30.О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. - М.:Сфера,2007

31.Журнал “Логопед”

32.Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)

33.О.В.Жохова. Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:С

34.Ю.В. Иванова. Дошкольный логопункт. 2014

35. Н.В. Нищева. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. 2012

36. Профессиональная компетентность педагога Диск, «Учитель», 2014

37. Универсальное портфолио логопеда. Диск, «Учитель», 2014


Приложение.

РЕЧЕВАЯ КАРТА ФФН

1.Дата поступления ребенка на логопункт.

2. Фамилия, имя.

3.Возраст.

4.Домашний адрес.

5.Жалобы родителей.

6. Данные о ходе речевого развития.

7.Состояние общей моторики.

8. Заключение ЛОРа.

Окулиста

Невролога (интеллект)

9. Внимание, работоспособность.



10. Общее звучание речи.



11. Состояние артикуляционного аппарата.



12.Произношение звуков.



13. Дифференциация звуков.

А) на слух

Б) Слоги

са-са-ша ба-ба-па

ка-ка-га да-да-та

ла-ла-ра ча-ча-ца

14.Анализ и синтез звукового состава речи.

А) 1 звук в словах

Б) Последовательность звуков в слове

В) Определение наличия звуков в слове.

15. Слоговая структура.

Регулировщик выкрасилась

Электростанция перелетела

Милиционер сковорода

Скворец январь



16. Словарный запас

17. Грамматический строй речи.

20. Связная речь

Заключение


Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Интолимп


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР. Старший дошкольный возраст

Автор: Кизилова Светлана Валерьевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366599

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства