Рабочая логопедическая программа по преодолению НВ ОНР в 1-4 классах
Рабочая логопедическая программа по преодолению НВ ОНР в 1-4 классах
Программа предназначена для индивидуальной, групповой и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с учащимися начальных классов с нарушением речевого развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Программа предназначена для индивидуальной, групповой и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с учащимися первых классов с нарушением речевого развития, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования и нуждающихся в организации специальных логопедических занятий.
Система коррекционного курса строится на основе результатов комплексного логопедического обследования и тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов. В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход.
Актуальность курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные речевые нарушения.
Предлагаемая система коррекционного воздействия направлена на развитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, а также формирование психологических предпосылок к успешному обучению.
Цель: устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Адресат: учащиеся начальных классов с ФФНР, ОНР, НВ ОНР испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью. (с недоразвитием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциацией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова,).
Задачи коррекционно-развивающей логопедической работы в начальной школе:
Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преобразование модели.
Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи.
Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом общих дидактических и специальных принципов обучения:
Принцип комплексности
Принцип системности
Патогенетический принцип
Принцип учета структуры речевого нарушения
Принцип дифференцированного подхода в обучении
Принцип поэтапного формирования умственных действий
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»
Принцип использования обходных путей
Принцип научности, доступности, наглядности, учета возростных и психологических особенностей.
Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня)
Учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи (ФФН, ФН)
Не только дефектно произношение тех или иных звуков, но и недостаточно их различение, непонимание акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.
Нарушения произносительной стороны речи: замены и смешения звуков, близких по акустическим или артикуляторным признакам (свистящих -с, з, ц; шипящих - ш, ж, ч, щ; парных звонких и глухих -б - п, д -т, в -ф, з-с, ж ~ш, сонорных - р - л; мягких и твердых и т.д.) Иногда замены и смешения звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков, что связано с аномалиями в строении артикуляционного аппарата или несовершенством речевой моторики.
Затруднения в звуковом анализе слов: не могут выделить звуки из анализируемого слова, недостаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук; смешивают его с акустически парным, испытывают затруднения в сравнении звукового состава слов, отличающихся одним звуком, допускают ошибки в определении количества и последовательности звуков в слове, пропускают, переставляют, вставляют лишние звуки и слоги.
В письменной речи имеются специфические (дисграфические) ошибки: замены и смешение букв, обозначающих звуки, сходные по акустическим и (или) артикуляторным признакам, пропуски, вставки, перестановки букв и слогов, замены букв по графическому сходству.
Чтение у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, наряду со специфическими ошибками (заменами, смешениями, пропусками, вставками, перестановками звуков, слогов, слов в предложении), характеризуется замедленным темпом, недостаточным осмыслением прочитанного.
Учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речиIII - IV уровня, ОНР)
Дефекты речи затрагивают не только фонетико- фонематические процессы, но и лексико - грамматический строй речи.
Неполноценность речевой моторики, дефекты строения артикуляционного аппарата приводят к искаженному артикулированию отдельных звуков или их групп. Наряду с искажениями, наблюдаются замены и смешения звуков, близких по артикуляторным или акустическим признакам.
Недостаточная сформированность фонематических процессов ведет к затруднению овладения звуковым анализом слова: не могут выделить звуки из анализируемого слова, недостаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, с трудом сравнивают звуковой состав слов, отличающихся одним звуком, определяют количество и последовательность звуков и слогов в слове.
Словарный запас беден, ограничен обиходно - бытовой тематикой. Преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, количество обобщающих слов и слов, обозначающих абстрактные понятия недостаточно. Имеющиеся у детей в словаре понятия неполноценны - сужены, неточны, часто ошибочны. Наблюдаются замены слов по звуковому, смысловому и морфологическому признакам. Словоизменение и словообразование затруднено: допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний.
Грамматическое оформление речи представлено преимущественно простым предложением с небольшим распространением. При построении развернутых предложений, включающих более 5 слов, а также предложений сложных синтаксических конструкций, учащиеся допускают ошибки в согласовании, падежном и предложном управлении, в употреблении сложных предлогов.
Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств. Логическое построение связного высказывания нарушено: наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передать последовательность событий.
Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи. Наблюдаются ошибки на уровне буквы и слога (смешение букв по акустико - артикуляционному сходству звуков: парные звонкие и глухие
2. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания ООП НОО.
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового занятия 35 - 40 минут), 20- 25 мин продолжительность индивидуального занятия. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием.
3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
— чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
— осознание ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
— отказ от деления на «своих» и «чужих»;
— уважение истории и культуры каждого народа.
2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
— доброжелательность, доверие и внимание к людям,
— готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
— принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;
— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Использование учебно-методического комплекса способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
Различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
Различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
Различать предложение, словосочетание, слово;
Анализировать слова по звуковому составу;
Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
Подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
Писать под диктовку предложения и тексты;
Правильно читать вслух целыми словами;
Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
Отвечать на вопросы по прочитанному;
Высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
Устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
Производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
Дифференцировать звуки по акустическому сходству;
Подбирать к слову родственные слова;
Владеть навыками словообразования и словоизменения;
Подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
Дифференцировать предлоги и приставки;
Составлять распространенные предложения;
Определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
Составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
Должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
Учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
Учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
Учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
Учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
Учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно сопоставлять, и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.
Предусмотрены две проверочные работы (диктант, списывание).
Перспективное планирование логопедических занятий для учащихся 1-4-х классов по коррекции звукопроизношения
1. Формирование артикуляторной базы. Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.
2. Постановка звуков Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. Составляется из правильно произносимых звуков
3. Продолжение постановки звука, отработка звука (автоматизация) Введение в речь первого поставленного звука;
а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный и письменный анализ и синтез слов. Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например, закрепляется [л] исключаются [л'], если ребенок не произносит [р], [р'] - также)
4. Дифференциация звуков сходных по звучанию Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков. Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от временного периода их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
5.Содержание коррекционной программы.
Содержание коррекционно – развивающей программы учащихся 1-х классов
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь. Предложение. Слово (19 ч)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), зву-кослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру. Дифференциация [а]—[о].
Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (14 ч)
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ъ. Дифференциация гласных (ы—и, а—я, э—е, у—ю, о—ё). Обозначение мягкости согласных на письме ъ (в середине и в конце слова).
Звонкие и глухие согласные (30 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]—[с], [ж]— [ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (3 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б—д, а—о, и—у, п—т, и— ш, л—м, к—н, н—п).
Итоговая диагностика (3 ч)
Содержание коррекционно – развивающей программы учащихся 2-х классов
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово.
Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа.
Звуки и буквы (2 часа). Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные и согласные (12 часов)
Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса), зву-кослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (10 часов)
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных, двусложных, трехсдожных слов. Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры.
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов)
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости согласных гласными II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. Второй способ обозначения мягкостисогласных буквой Ь.Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце, середине слова). Разделительный мягкий знак.
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]—[с], [ж]— [ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).
Уточнение и сравнение артикуляции соноров. Дифференциация звуков [р],[р׳]-[л],[л׳], Различение [р] - [л] в устной и письменной речи.
Итоговая диагностика (2 часа)
Диагностика устной и письменной речи.
Содержание коррекционно – развивающей программы учащихся 3-х классов
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Входная диагностика (3часа)
Диагностика устной речи и письменной речи.
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов (26 часов)
Речь и предложение. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Грамматическая основа предложения. Выделение главных слов в предложении. Выделение предложений из рассказа. Смысловое значение слова. Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. Многозначные слова. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. Работа с деформированными предложениями.
Состав слова. Словообразование (12 часов)
Родственные слова. Корень. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Формирование навыка подбора родственных слов. Родственные слова и слова с омонимичными корнями.Дифференциация родственных слов и слов с омонимичными корнями.Сложные слова.
Приставка (13 часов)
Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении приставок. Образование слов с приставками и употребление их в речи. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Приставки, сходные по буквенному составу.
Суффикс (13 часов)
Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. Выделение суффиксов. Образование слов с суффиксами и употребление их в речи. Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффикс прилагательных. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Словоизменение. Согласование слов (22 часа)
Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении окончаний. Морфологический состав слова. Закрепление материала. Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. Употребление имен существительных разного рода. Употребление имен существительных в косвенных падежах. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. Согласование прилагательных и существительных в падеже. Согласование глагола и существительного в числе. Согласование глагола и существительного в роде. Согласование глагола и существительного во времени.
Предлоги (11 часов)
Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. Выделение предлогов. Дифференциация предлогов и приставок.
Итоговая проверочная работа (3 часа)
Диагностика устной и письменно речи
Содержание коррекционно – развивающей программы учащихся 4-х классов
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Текст. Предложение. Слово. Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Ударение. Ударный и безударный слог.
Состав слова (12 часов)
Корень. Родственные слова. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Образование новых слов. Окончание. Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. Правописание безударных гласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов. Непроизносимые согласные в корне слова. Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. Дифференциация предлогов и приставок. Разделительный Ъ и Ь.
Текст. Повторение Предложение. Слово. Слог.
Части речи (36 часов)
Имя существительное. Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Изменение существительных по числам. Дифференциация существительных разного рода. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе.
Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Глагол.Согласование существительных и глаголов в числе. Согласование существительных и глаголов в роде. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и в будущем времени. Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. Понятие о неопределенной форме глагола. Согласование глагола и существительного в роде, числе. Согласование глагола и существительного во времени.
Предложение (18 часов)
Речь. Предложение как единица речи. Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. Связь слов в предложении. Упражнение в установлении связей слов в предложении. Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам.
Текст (24 часа)
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. Упражнение в делении текста на отдельные предложения. Составление связного текста из деформинованных предложений. Деление текста на части и озаглавливании их. Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. Обучение письменному ответу на вопросы. Работа над изложением. Составление плана изложения.
Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. Написание изложения по самостоятельно составленному плану. Работа над сочинением. Составление плана рассказа. Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. Сочинение по данному началу. Сочинение по данному концу. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР, ОНР, НВ ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.
Учитывая, что у таких детей остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможностей результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от тяжести нарушения речи и усвоения материала.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 1-х классов с ОНР, ФНР, ФФНР
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Входная диагностика (3 часа)
1
Диагностика устной речи
3
Речь. Предложение. Слово (20 часов)
2
Речь
1
2
Пространственные представления
3
3
Временные представления
3
5
Анализ предложения
3
6
Слова-предметы
2
7
Слова-действия
2
8
Дифференциация слов-предметов и слов-действий
2
9
Слова-признаки
2
10
Деление слов на слоги. Ударение
2
Звуки и буквы ( 72 часа)
Гласные 1-го ряда (11 часов)
11
Звуки речи. Способы их образования
1
12
Звук [а] и буква а
2
13
Звук [у] и буква у
2
14
Звук [о] и буква о
2
15
Звук [ы] и буква ы
2
16
Звук [э] и буква э
2
Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (14 часов)
17
Звук [и] и буква и
2
18
Буква я
2
19
Буква е
2
20
Буква ю
2
21
Буква ё
2
22
Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова
2
23
Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова
2
Звонкие и глухие согласные (30 часов)
24
Звуки [с] -[с']. Буква с
2
25
Звуки [з]-[з']. Буква з
2
26
Дифференциация [с]— [з]
1
27
Звук [ж] и буква ж
2
28
Звук [ш] и буква ш
2
29
Дифференциация [ш]— [ж]
1
30
Звуки [в]-[в']. Буква в
2
31
Звуки [ф]-[ф'] Буква ф
2
32
Дифференциация [в]— [ф]
1
33
Звуки [п]-[п']. Буква п
2
34
Звуки [б]-[б']. Буква б
2
35
Дифференциация [б]— [п]
1
36
Звуки [т]-[т']. Буква т
2
37
Звуки [д]-[д']. Буква д
2
38
Дифференциация [т]—[д]
1
39
Звуки [к]-[к']. Буква к
2
40
Звуки [г]-[г']. Буква г
2
41
Дифференциация [к]—[Г]
1
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (9 часов)
42
Дифференциация [с]— [ш]
1
43
Дифференциация [з]— [ж]
1
44
Звук [ч] и буква ч
1
45
Дифференциация [ч]— [т']
1
46
Звук [щ] и буква щ
1
47
Дифференциация [щ]— [с’]
1
48
Дифференциация [щ]— [ ч]
1
49
Звук [ц] и буква ц
1
50
Дифференциация [Ц]-[С]
1
Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам (6 часов)
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей!
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 2-х классов с НПЧ НВ ОНР, ФНР, ФФНР
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Входная диагностика (3 часа )
Диагностика устной речи
1
Диагностика письменной речи
2
Предложение (6 часов)
Речь и предложение.
Упражнение в составлении предложений.
1
Предложение и слово.
Связь слов в предложении.
Дифференциация понятий «слово» - «предложение».
2
Грамматическая основа предложения.
Упражнение в выделении главных слов в предложении.
2
Упражнение в выделении предложений из рассказа.
1
Звуки и буквы (2 часа)
Звуки и буквы. Алфавит.
2
Гласные и согласные (12 часов)
Гласные звуки и буквы.
1
Согласные звуки и буквы.
1
Уточнение гласного [а]
2
Уточнение гласного [о]
2
Уточнение гласного [у]
2
Уточнение гласного [ы]
2
Уточнение гласного [и]
2
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (10 часов)
Понятие «слог».
Слогообразующая роль гласного.
1
Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
1
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного.
Ударение.
Перенос слов.
2
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного.
Ударение.
Перенос слов.
2
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов.
Ударение.
Перенос слов.
2
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение.
Перенос слов.
2
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов)
Гласные I и II ряда.
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда.
Первый способ обозначения мягкости.
1
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда.
Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.
1
Твердые и мягкие согласные перед гласными ы – и
2
Твердые и мягкие согласные перед гласными а – я
2
Твердые и мягкие согласные перед гласными о – ё
2
Твердые и мягкие согласные перед гласными у – ю
2
Дифференциация гласных о – у
1
Дифференциация гласных ё-ю
2
Дифференциация гласных второго ряда.
1
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце, середине слова).
Второй способ обозначения мягкости.
2
Разделительный мягкий знак.
2
Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.
1
Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». (Диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа на выбор.)
Упражнение в различении [б] - [п] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
2
Звуки [в], [в׳], буква «В».
1
Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф».
1
Упражнение в различении [в] - [ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
2
Звуки [г], [г׳], буква «Г».
1
Звуки [к], [к׳], буква «К».
1
Различение звонких и глухих [г] - [к] в устной и письменной речи.
2
Звуки [д], [д׳], буква «Д».
1
Звуки [т], [т׳], буква «Т».
1
Различение звонких и глухих [д] - [т] в устной и письменной речи.
2
Звук [ж], буква «Ж».
1
Звук [ш], буква «Ш».
1
Различение звонких и глухих [ж] - [ш] в устной и письменной речи.
2
Звуки [з], [з׳], буква «З».
1
Звуки [с], [с׳], буква «С».
1
Различение звонких и глухих [з] - [с] в устной и письменной речи.
2
Различение шипящих – свистящих звуков (11 часов)
Различение [ж] - [з] в устной и письменной речи.
2
Различение [ш] - [с] в устной и письменной речи.
2
Звук [щ], буква «Щ».
1
Различение [щ] - [с’] в устной и письменной речи.
2
Звук [ч], буква «Ч».
1
Звук [ц], буква «Ц».
1
Различение [ч] - [ц] в устной и письменной речи.
2
Различение аффрикат (6 часов)
Различение согласных [ч] - [т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
2
Различение согласных [ч] - [щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
2
Различение согласных [ц] - [с] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
2
Различение соноров (5 часов)
Звуки [р], [р׳], буква «Р».
1
Звуки [л], [л׳], буква «Л».
1
Различение [р] - [л] в устной и письменной речи.
2
Итоговая диагностика (3часа)
Итоговый диктант
1
Диагностика устной речи
1
Диагностика письменной речи
1
Всего
102 часа
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей!
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 3-х классов с НПЧ НВ ОНР.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Входная диагностика (4 часа)
Диагностика устной речи
2
Диагностика письменной речи
2
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов (26 часов)
Речь и предложение.
Упражнение в составлении предложений.
2
Предложение и слово.
Связь слов в предложении.
Дифференциация понятий «слово» - «предложение».
2
Грамматическая основа предложения.
Упражнение в выделении главных слов в предложении.
2
Упражнение в выделении предложений из рассказа.
2
Слово. Смысловое значение слова.
1
Связь слов в предложении.
2
Синонимы.
Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).
2
Антонимы.
Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.
2
Омонимы.
Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.
2
Многозначные слова.
Слова, которые имеют прямое и переносное значение.
2
Составление предложений из данных слов.
Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.
3
Работа с деформированными предложениями.
2
Составление предложений по опорным словам.
2
Состав слова. Словообразование
Родственные слова. Корень (12 часов)
Родственные слова. Корень слова.
1
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.
2
Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.
3
Родственные слова и слова с омонимичными корнями.
2
Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями.
2
Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.
2
Приставка (13 часов)
Общее понятие о приставках и употреблении их в речи.
1
Тренировочные упражнения в выделении приставок.
2
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.
2
Приставки пространственного значения.
2
Приставки временного значения.
2
Многозначные приставки.
2
Приставки, сходные по буквенному составу.
2
Суффикс (13 часов)
Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.
1
Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.
2
Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.
2
Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
2
Суффиксы профессий.
2
Суффикс прилагательных.
2
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.
2
Словоизменение. Согласование слов (20 часов)
Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи.
1
Тренировочные упражнения в выделении окончаний.
1
Морфологический состав слова. Закрепление материала.
2
Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.
2
Употребление имен существительных разного рода.
2
Употребление имен существительных в косвенных падежах.
2
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
2
Согласование прилагательных и существительных в падеже.
2
Согласование глагола и существительного в числе.
2
Согласование глагола и существительного в роде.
2
Согласование глагола и существительного во времени.
2
Предлоги (11 часов)
Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи.
1
Тренировочные упражнения в выделении предлогов.
1
Предлоги у, около, к, от, по.
1
Предлоги на, над, под, с (со), из-под.
1
Предлоги в (во), из, за, из-за.
1
Предлоги между, возле, перед.
1
Дифференциация предлогов и приставок.
1
Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.
2
Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок.
2
Итоговая проверочная работа (5 часов)
Итоговый диктант.
1
Диагностика устной и письменно речи
4
Всего
102 часа
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей!
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 4-х классов с НПЧ НВ ОНР.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Входная диагностика (4 часа)
1
Диагностика устной речи
2
2
Диагностика письменной речи
2
Повторение (4 часа)
3
Текст. Предложение. Слово. Слог.
1
4
Деление слов на слоги.
1
5
Правила переноса слов.
1
6
Ударение. Ударный и безударный слог.
1
Состав слова (12 часов)
7
Корень. Родственные слова.
1
8
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов
1
9
Приставка. Образование новых слов.
1
10
Окончание.
1
11
Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.
1
12
Правописание безударных гласных в корне слова
1
13
Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов
1
14
Непроизносимые согласные в корне слова.
1
15
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.
1
16
Дифференциация предлогов и приставок.
1
17
Разделительный Ъ и Ь.
1
18
Текст. Повторение Предложение. Слово. Слог.
1
Части речи (36 часов)
19
Имя существительное. Изменение существительных по числам.
2
20
Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода.
2
21
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.
2
22
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей.
2
23
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей.
2
24
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.
2
25
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога.
2
26
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.
2
27
Имя прилагательное.
Согласование существительных и прилагательных в числе.
2
28
Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
2
29
Глагол.
Согласование существительных и глаголов в числе.
2
30
Согласование существительных и глаголов в роде.
2
31
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
2
32
Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени.
2
33
Понятие о неопределенной форме глагола.
2
34
Согласование глагола и существительного в роде, числе
2
35
Согласование глагола и существительного во времени.
2
Предложение (18 часов)
36
Речь. Предложение как единица речи.
2
37
Слово. Смысловое значение слова.
2
38
Образные слова и выражения в нашей речи.
2
39
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.
2
39
Связь слов в предложении.
2
40
Упражнение в установлении связей слов в предложении.
2
41
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.
2
42
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.
2
43
Работа с деформированными предложениями.
1
44
Составление предложений по опорным словам.
1
Текст (24 часа)
45
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности.
1
46
Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения.
1
47
Упражнение в делении текста на отдельные предложения.
1
48
Составление связного текста из деформинованных предложений.
1
49
Деление текста на части и озаглавливании их.
1
50
Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их.
2
51
Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.
1
52
Обучение письменному ответу на вопросы.
1
53
Работа над изложением. Составление плана изложения.
1
54
Упражнение в составлении плана изложения.
1
55
Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.
1
56
Написание изложения по самостоятельно составленному плану.
2
57
Работа над сочинением. Составление плана рассказа.
2
58
Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему.
1
59
Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.
1
60
Сочинение по данному началу.
1
61
Сочинение по данному концу.
1
62
Сочинение-повествование.
1
63
Сочинение-описание.
1
64
Сочинение-рассуждение.
1
Итоговая проверочная работа (5 часов)
65
Итоговая проверочная работа.
Сочинение или изложение
66
Диагностика устной и письменной речи
Всего
102 часа
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей
Перспективное планирование логопедических занятий для учащихся 1-4-х классов по коррекции звукопроизношения
№ п\п
Постановка произношения звуков
Введение поставленных звуков в речь
Речевой материал
1.
Формирование артикуляторной базы
Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.
2.
Постановка звуков
Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.
Составляется из правильно произносимых звуков
3.
Продолжение постановки звука, отработка звука (автоматизация)
Введение в речь первого поставленного звука;
а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный и письменный анализ и синтез слов.
Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например, закрепляется [л] исключаются [л'], если ребенок не произносит [р], [р'] - также)
4.
Дифференциация звуков сходных по звучанию
Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.
Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от временного периода их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов: