Программа кружка «Ум на кончиках пальцев» для учащихся 1-х классов с ОВЗ
Программа кружка «Ум на кончиках пальцев» для учащихся 1-х классов с ОВЗ
Программа кружка "Ум на кончиках пальцев" рассчитана на учащихся 1-х классов и направлена на всестороннее гармоничное и целостное развитие личности детей с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа кружка «Ум на кончиках пальцев» рассчитана на учащихся 1-х классов и направлена на всестороннее гармоничное и целостное развитие личности детей с ОВЗ. Вся программа состоит из практических занятий, а содержание предусматривает выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время 1раз в неделю, продолжительность 30 минут. Данная программа кружка рассчитана на 1 год.
Материал программы подобран с опорой на принцип «Учимся, играя».
Актуальность данного кружка в том, что это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. При этом развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей школьного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности.
Цель кружка:
формирование речевой деятельности учащихся через развитие мелкой моторики в рамках кружка.
Задачи:
Создание условий для детского творчества.
Развитие творческих способностей и овладение методами работы с различными материалами и техниками.
Воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое до конца; взаимопомощи при выполнении работы.
Участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях учащиеся работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. Интересны и занятия с применением информационно-компьютерных технологий, опираясь на презентации, видео, дети по образцу выполняют данную работу.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии нужно менять вид деятельности. Тематика занятий строится с учетом интересов школьников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа кружка позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция; менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут приобрести нужный материал к занятиям. Тесная связь семьи и школы будет положительно способствовать воспитанию школьников.
Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить речевое развитие школьника; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас, развить внимание, воображение и работоспособность учащихся. Также эта работа положительно влияет на эмоциональную сферу, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка с ОВЗ.
Тематическое планирование
/1 класс, 33 часа/
№ п/п
Тема
Материалы
1
Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с особенностями кружка. Правила техники безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.
2
Экскурсия в природу. Сбор природного материала для поделок.
1. Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. Оригами и аппликация. М., 2001. 2. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. -Ташкент, 1988. 3. Гукасова А. М. Рукоделие в начальных классах. - М.: Просвещение,1985. 4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006. 5. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985. 6. Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров», 2006. 7. Наумова Э. Д. Играя, учимся говорить. — М., Просвещение, 1994. 8. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов. - М: Просвещение, 1985. 9. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 10. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Уроки творчества - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 11. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 12. Толбакова А. К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. 1988. - № 4; 1989. - № 10. 13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — Нижний Новгород, 1995.