kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа для детей с ТНР "Я учусь правильно говорить, читать, писать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена логопедическая программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Программа для детей с ТНР "Я учусь правильно говорить, читать, писать"»







Рабочая программа

курса «Я учусь правильно говорить, читать, писать»

для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

2017/2018 учебный год


































Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Я учусь правильно говорить, читать, писать» соответствует следующим нормативно-правовым документам:

- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6_октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 22.12.2009 г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707), от 22.09.2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540), от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993), от 29.12.2014 г. № 1643(зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 06.02.2015 г., регистрационный № 35916), от 18.05.2015 г. №507 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 18.06.2015 г., регистрационный № 37714), от 31.12.2015 №1576 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.02.2016 г., регистрационный № 40936);

- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 « Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 03.02.2015 г. регистрационный №35847);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- АООП НОО;

- учебному плану школы на 2017-2018 учебный год.

Данная программа относится к коррекционно-развивающей области и реализует курс «Я учусь правильно говорить, читать, писать».

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций авторов: Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.

Цель программы: своевременная и систематическая помощь детям с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) по преодолению недостатков чтения и письма, имеющих смешанный характер.

Задачи программы:

- предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи;

- формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения обучающегося с ОВЗ;

- владение умениями правильно писать и читать;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;

- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В настоящее время развитие инклюзивного образования идет достаточно интенсивным темпом. В обычной общеобразовательной школе сегодня оказываются не только дети с нарушениями опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и дети с тяжёлыми речевыми нарушениями (ТНР).

У обучающиеся с ТНР наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.


Одной и главных проблем, присущих обучающимся с ТНР, является нарушение речевой системы в целом (чтение и письмо), поскольку именно они из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний обучающегося.

Осуществить такой подход можно, лишь опираясь на совокупность основных закономерностей и принципов построения учебной деятельности.

В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие речевой системы в целом как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического  мышления и творческих способностей, а также повышения  самостоятельно   

Ценностные ориентиры: в связи с внедрением образовательных стандартов, одной из ключевых позиций современного образования становится его направленность на формирование языковой личности обучающегося – носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, воспринимающего язык как социокультурную, эстетическую и этническую ценность. Поскольку освоение ребёнком современного социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития и связано с переработкой постоянно возрастающих объёмов информации на основе чтения и письма, концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения и письма как главных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций. На этих позициях выстроены научно-методические системы обучения грамоте, русскому языку и чтению, реализуемые в системе общего образования.

Стоит отметить, что серьёзным препятствием на пути формирования развития языковой личности обучающегося с ОВЗ являются нарушения процессов чтения и письма, стойкая неспособность к овладению письменно-речевой деятельностью в целом.

В соответствии с этим коррекционная работа направлена на формирование полноценного представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза, звуко - буквенного и звуко - слогового состава слов; на уточнение и активизацию имеющихся у обучающегося с ТНР словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.

Своеобразие таких занятий заключается в том, что реализация основной цели осуществляется в разнообразной форме, которая способствует активизации мыслительной и речевой деятельности ребенка с ОВЗ.

Данная программа реализуется через групповую форму логопедической работы. Логопедическая работа строится с использованием как общедидактических методов, так и частных методов логопедии:

- артикуляционная гимнастика;

-игра, упражнение;

- моделирование;

- использование артикуляционных профилей;

- рассматривание картин;

- прослушивание аудиозаписей;

- беседа и др.

В коррекционной работе используются следующие виды деятельности: викторины, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, что позволяет активизировать обучающегося с ОВЗ, заинтересовать его, создать мотивацию для речевой деятельности. Для развития устной и письменной речи с успехом применяю игры с ребусами, кроссвордами, загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, чистоговорками.

Место курса в учебном плане

Программа логопедических занятий составлена для обучающихся 1 класса с ОВЗ (66 занятия: 2 ч. в неделю, 33 учебных недели).

Учебно - тематический план

1 класс

Наименование разделов

Всего часов

1

Речь. Предложение

2

2

Слово. Слог

5

3

Звуки речи

14

4

Дифференциация гласных

8

5

Дифференциация согласных

12

6

Дифференциация звуков и букв

19

7

Мягкий и твёрдый знак

3

8

Обобщение

3


Итого:

66



Программно-методическое обеспечение


  1. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики.– С-П, 2004.

2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 2000.

3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2014.

4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.- (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).

5. www.logoped-sfera.ru – сайт журнала Логопед. Статьи, практические пособия для специалистов.

6. logopedplus.ru – хорошие материалы по дисграфии и дислексии.

7. Карточки с играми и заданиями.

8.Зеркала, массажные шарики.

Технологии обучения, виды и формы контроля


Основные технологии (элементы), используемые при изучении курса:

  1. здоровьесберегающие технологии (Н.К. Смирнов);

  2. индивидуальный подход (И.Э.Унт);

  3. технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

  4. технологии дифференцированного обучения (Г.К. Селевко);

  5. игровые технологии (Г.К. Селевко);

  6. ИКТ – технологии ( Р.М.Ревнивцева).

В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.

Виды и формы контроля: формы письменной проверки (творческие работы, диктанты), формы устной проверки (устный ответ обучающегося в форме рассказа), комбинированная проверка, которая предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

Содержание программы

1 класс

Раздел «Речь. Предложение.» направлен на формирование у обучающегося с ОВЗ умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

В процессе изучения раздела «Слово. Слог» обучающийся усваивает данное понятие как основную единицу предложения. Проводятся тренировочные упражнения по различению слов, обозначающих живые и неживые предметы. Ребёнок актуализирует свои знания о слоговом составе слова, ударении в слове. В рамках данного раздела уделяется особое внимание звуко-буквенному анализу слов.

Раздел «Звуки речи» предполагает знакомство обучающегося с ОВЗ со способами образования различных звуков. Работа на данном этапе первоначально проводится на материале неречевых звуков, что способствует развитию у ребёнка фонематического восприятия. В дальнейшем проводится работа с гласными и согласными звуками русского языка.

Раздел «Дифференциация гласных» включает в себя следующие темы:

  • различение гласных I и II ряда. На данном этапе логопедической работы проводится дифференциация пар йотированных гласных и их составляющих на материале слов, словосочетаний, предложений и текстов.

  • различение гласных по кинетическому сходству. Работа направлена на формирование у ребёнка с РАС умения сравнивать и различать прописные гласные буквы по количеству и пространственному расположению их элементов.

Раздел «Дифференциация согласных» включает в себя следующие темы:

  • различение согласных по звонкости-глухости.

Работа проводится над парными звонкими-глухими согласными. Отрабатывается произношение и написание каждой пары на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов.

  • различение согласных по оптическому сходству.

Работа проводится над буквами, имеющими сходство в пространственном расположении элементов или в количестве этих элементов. Внимание учащихся направлено на графическое начертание согласных букв. Отрабатывается написание каждой пары на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Раздел «Дифференциация звуков и букв» раздел направлен на дифференциацию звука и буквы, на развитие фонематического восприятия.

Раздел «Мягкий и твёрдый знак» направлен на знакомство с твёрдым и мягким знаками. Дифференциация «Ъ» и «Ь».

Раздел «Обобщение» направлен на обобщение и закрепление изученных ранее тем.




Планируемые результаты освоения учебного курса (1 класс)

Личностные результаты:

- установка на здоровый образ жизни;

- осознание себя как ученика;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-понимание личной ответственности за свои поступки.

- Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в контакт и работать в коллективе;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию.

Регулятивные УУД:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса;

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

Познавательные УУД

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Получит возможность научиться:


- формировать представление о звуковом составе слова;

- развить фонематические процессы;

-развить представление о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова;

-обогатить словарный запас;

- пользоваться простыми синтаксическими конструкциями.
































Календарно-тематическое планирование

коррекционной работы

(1 класс)

№ п/п

Дата

проведения

(планируемая и фактическая)


Темы занятий

Содержание коррекционной работы. Виды деятельности.

Количество часов

1



Речь. Предложение.

Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Составление предложений из 4-5 слов при помощи схем. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

1

2



Предложение. Слово.

Усвоение понятия «слово» как часть предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Составление предложений при помощи схем. Анализ предложения. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

1

3,4



Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы.

Познакомить учеников со способами образования различных звуков (речевых и неречевых). Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

2

5,6,7



Слоговой состав слова.

Познакомить детей с понятием «слог», учить дифференцировать слоги и слова, односложные и двусложные, трёхсложные. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –конструирование.

3

8,9



Ударение.

Познакомить детей с ударением и его ролью в слове, работать над интонацией, учить соотнесению слов с ритмическими схемами, тренировать в определении ударной гласной и ударного слога. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Работа с разрезными картинками.

2

10



Выделение гласного «а,у» из слогов и слов.

Учить слышать и выделять гласные звуки «а», «у» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Соотнесение звуков с буквами. Характеристика звуков. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина.

1

11



Выделение гласного «о» из слогов и слов.

Учить слышать и выделять гласный «о» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина.

1

12



Выделение гласного «ы» из слогов и слов.

Учить слышать и выделять гласный «ы» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина.

1

13



Выделение гласного «и» из слогов и слов.

Учить слышать и выделять гласный «и» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Звуко-слоговой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –викторина.

1

14



Дифференциация гласных о-у по акустичекому сходству.

Учить детей сравнивать звуки по акустико-артикуляционному сходству, закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звуко-слоговой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Характеристика звуков. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –«Узнай звук».

1

15,16



Дифференциация гласных и-у по кинетическому сходству.

Учить детей сравнивать буквы по начертанию, закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звуковой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Разрезная азбука».

2

17,18



Дифференциация гласных о-а по кинетическому сходству.

Учить детей сравнивать буквы по начертанию, закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звуковой анализ слов. Соотнесение звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Разрезная азбука».

2

19,20



Твёрдые и мягкие согласные.

Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях. Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи-фрукты». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Музыкально-ритмические упражнения.

2

21,22



Звонкие и глухие согласные.

Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких согласных. Дифференциация глухих и звонких звуков в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях. Обогащение и уточнение словаря по теме «Животные». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «4-й лишний».

2

23



Согласные звуки

С-С*. Буква С.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-С*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Соотношение звуков с буквами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

24



Согласные звуки

Т-Т*. Буква Т.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Т-Т*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Соотношение звуков с буквами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

25



Согласные звуки

Л-Л*. Буква Л.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Л-Л*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

26



Согласные звуки

Р-Р*. Буква Р.

Учить детей дифференцировать звуки Р-Р*, развить навыки звуко-буквенного и слогового анализа слов. Учить оперировать в речи обобщающими понятиями. Закрепление зрительного образа буквы Р. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

27



Дифференциация согласных звуков

Р-Р*; Л-Л*.

Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков в слогах, словах, предложениях. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

1

28



Согласные звуки

П-П*. Буква П.


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков П-П*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Соотношение звуков с буквами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

29



Дифференциация согласных п-т по кинетическому сходству.

Научить соотносить буквы со звуками, сравнивать буквы изолированно, в логах и словах. Развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Разрезная азбука».

1

30



Согласные звуки

З-З*. Буква З.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков З-З*. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепление зрительного образа буквы З. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

31



Дифференциация согласных звуков

З-З*; С-С*.

Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков в слогах, словах, предложениях. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

32



Согласные звуки Б-Б*. Буква Б.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б-Б*. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Закрепление зрительного образа буквы Б. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

33



Дифференциация согласных звуков

Б-Б*; П-П*.

Характеристика звуков. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Работа с паронимами. Соотнесение звуков с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

34



Согласные звуки

Д-Д*. Буква Д.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б-Б*. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие фонематического восприятия. Закрепление зрительного образа буквы Б. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра –путешествие.

1

35



Дифференциация согласных звуков

Д-Д*; Т-Т*.

Характеристика звуков. Сравнение звуков. Работа с паронимами. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

36,37



Дифференциация согласных б-д по кинетическому сходству.

Научить соотносить буквы со звуками, сравнивать буквы изолированно, в слогах, словах; развит у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Белка-дятел».

2

38



Согласные звуки

К-К*. Буква К.

Учить детей дифференцировать звуки К-К*, развить навыки звуко-буквенного и слогового анализа слов. Учить оперировать в речи обобщающими понятиями. Закрепление зрительного образа буквы К. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра -путешествие.

1

39



Согласные звуки Г-Г*.

Буква Г.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г-Г*. Дифференциация звуков. Соотнесение звуков с буквой. Развитие слухового и зрительного восприятия. Закрепление зрительного образа буквы Г. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра -путешествие.

1

40



Дифференциация согласных звуков

Г-Г*; К-К*.

Характеристика звуков. Дифференциация звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

41



Гласные 1-2 ряда.

Знакомство. Дифференциация понятий звук-буква. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна гласных звуков».

1

42



Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и.

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твёрдых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения. Выделение гласных Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

43



Твёрдые и мягкие согласные перед гласными а-я.

Твёрдые-мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А-Я в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

44



Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё.

Твёрдые-мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ё. Дифференциация О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

45



Твёрдые и мягкие согласные перед гласными у-ю.

Твёрдые-мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

46



Дифференциация гласных ё-ю по акустическому сходству.

Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация букв. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай звук».

1

47



Дифференциация й-е.

Учить дифференцировать буквы и звуки. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Страна звуков».

1

48



Обобщающее занятие.

Проверочная работа. Кроссворд.

1

49



Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Волшебные звуки».

1

50



Мягкий знак в середине слова.

Познакомить с мягким знаком как одним из способом обозначения мягкости на письме. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Волшебные звуки».

1

51



Обобщающее занятие.

Проверочная работа. Ребусы.

1

52



Звук и буква Ш.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ш. Выделение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука».

1

53



Звук и буква Ж.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ж. Выделение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука».

1

54



Дифференциация согласных звуков

Ж-Ш.

Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с паронимами. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

55,56



Дифференциация согласных звуков

С-Ш.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков. Соотнесение звуков с буквами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

2

57,58



Дифференциация согласных звуков

Ж-З.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков. Соотнесение звуков с буквами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

2

59



Дифференциация согласных звуков Ч-Т*.

Характеристика звуков. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука».

1

60



Дифференциация согласных звуков С-Ц.

Характеристика звуков. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Азбука».

1

61



Дифференциация согласных звуков Ц-Т.

Характеристика звуков. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение звуков по трём признакам: произношение, написание, значение. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

62



Дифференциация согласных звуков

Щ-Ч.

Характеристика звуков. Дифференциация звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

63



Дифференциация согласных звуков

Щ-С.

Учить детей давать сравнительную характеристику звуков. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

64



Дифференциация согласных звуков

Ч-Ц.

Характеристика звуков. Дифференциация звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай слово».

1

65



Буква «Ъ» знак.

Знакомство со знаком. Дифференциация «Ъ» и «Ь». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игра «Твёрдый-мягкий».

1

66



Обобщающее занятие за год.

Творческая мастерская.

1


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Программа для детей с ТНР "Я учусь правильно говорить, читать, писать"

Автор: Павлова Ирина Александровна

Дата: 21.11.2018

Номер свидетельства: 486934

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства