kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Логоритмика для самых маленьких

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для детей в возрасте 3-5 лет, для начального формирования артикуляционного уклада, фонетико-фонематического слуха,речевоего дыхания. Дети смогут четко произносить звуки онтогенеза (ранние), готовить свой речевой аппарат к более сложным звукам: свистящие,шипящие и соноры. Все происходит в игровой форме. Время занятий выбранно во вторую половину дня. Проводиться один раз в неделю, с логопедом ,воспитателем и музыкальным руководителем. Проводиться мониторинг 2 раза в год, где прослеживается динамика изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Логоритмика для самых маленьких »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32»-компенсирующего вида городского округа город Стерлитамак РБ







Программа по предупреждению речевых нарушений
у детей младшего дошкольного возраста



«Логоритмика для самых маленьких»











Автор: учитель-логопед:
Дерябина Е.А.
высшая категория





2014г.



Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………..1

Структура занятий по логоритмике……………………………………6

Приложение………………………………………………………………..7

Литература……………………………………………………………….17



















































Пояснительная записка.

Данная программа была разработана для детей в возрасте 3 –5 лет учителем – логопедом Дерябиной Е.А. В связи с необходимостью предупредить речевые нарушения у дошкольников, в старшем дошкольном возрасте.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными не только физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями, но и дефицитом внимания со стороны родителей, заменой живого общения взрослых с ребенком длительными по времени просмотрами телепередач и компьютерными играми. Необходимо активно помогать процессу формирования звукопроизношения у детей, развивать их координационные навыки, стимулировать речевое развитие через развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной гимнастики и гимнастики для дыхания. Непосредственно образовательная деятельность по логоритмике  проводится с детьми групп младшего и среднего звена,1 раз в неделю логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем. Длительность НОД проходит в соответствии с требованиями СанПиНа.

Практическая значимость. Программа предназначена для воспитателей, музыкальных руководителей и логопедов ДОУ.

Инновационная направленность. 

Программа «Логоритмика для самых маленьких» -  полностью соответствует лексико-грамматическому планированию занятий по развитию речи, включает  работу над закреплением звуков в определенной последовательности. 





Ожидаемые результаты:

При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Цель программы: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Задачи:

Оздоровительные:

  • укреплять костно-мышечного аппарат,

  • развивать дыхание, общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат,

  • воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, походку, плавность и динамичность движений;

 Обучающие:

  • формировать двигательные навыки и умения, пространственные представления и способности произвольно двигаться в пространстве,

  • развивать переключаемость, координацию движений;

Воспитательные:

  • развивать чувство ритма, способности ощущать в музыке, движениях, речи ритмическую выразительность,

  • развивать умения перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности, воспитывать положительные личностные качества, чувства коллективизма,

  • обучать правилам игры;

Коррекционные:

  • коррекция речевых и двигательных нарушений в соответствии с возрастными, личностными особенностями, характером и степенью нарушения речевых и неречевых процессов.

Принципы построения программы:

  • Соответствие возрастным, психофизиологическим и речевым возможностям младших дошкольников.

  • Системность и постепенное усложнение материала: музыкального, двигательного, речевого.

  • Комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребёнка.

  • Соответствие лексического материала НОД сезонным изменениям в природе.

Методы воздействия:

  • Наглядные: наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые;

Словесные:

  • краткое объяснение,

  • показ с пояснением,

  • указание при воспроизведении,

  • беседа, разъяснение сюжета,

  • вопросы по последовательности движений,

  • команды,

  • образный сюжетный рассказ;

Практические: игровые, соревновательные.



Структура занятий по логоритмике

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве,

  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса ,

  • Артикуляционные упражнения ,

  • Дыхательная гимнастика ,

  • Фонопедические и оздоровительные упражнения ,

  • Упражнения на развитие внимания и памяти,

  • Речевые игры,

  • Ритмические,

  • Пение песен и вокализов,

  • Пальчиковые игры и сказки,

  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах,

  • Театральные этюды,

  • Коммуникативные игры,

  • Подвижные игры, хороводы, физминутки

НОД по логоритмике для детей младшего дошкольного возраста длится в 1 год обучения не более 15 минут, во 2-ой год обучения не более 20 минут.

В свою структуру оно включает 3 этапа, каждый из которых решает свои задачи.

  • 1 этап занятия – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Он необходим для вовлечения детей в атмосферу НОД. Малышей важно заинтересовать новой неизвестной для них деятельностью и сразу объяснить, зачем они на логоритмике: они заходят в зал под определённую мелодию, соответствующую характеру героев занятия /вид ходьбы различный в разных направлениях/. Также детям младшего дошкольного возраста в силу их наглядно-действенного мышления просто необходимо самим стать героями происходящего. Поэтому, мы предлагаем такие приёмы организации малышей как: приглашение в сказку, встреча гостя, помощь игрушечному герою, превращение в каких-либо животных, героев сказок.

  • 2 этап НОД – ОСНОВНОЙ. Он сразу вовлекает малышей в двигательную деятельность, где под яркие, выразительные мелодии дети учатся двигаться в такт музыке, подчинять свои движения музыкальному ритму. Взрослый помогает детям речью в восприятии музыки через движение. Используя забавные стишки, потешки, песенки, взрослый развивает у детей все группы мышц, нуждающиеся в коррекции: общедвигательные, артикуляционные, дыхательные, голосовые. Двигательная деятельность детей постоянно меняется, поэтому они не устают. Все движения сопровождаются речью, в которую вовлекаются дети, развивая свой словарный запас, лексико-грамматический строй. Во второй половине учебного года в НОД включаются несложные скороговорки с сохранными звуками, которые сопровождаются игрой на музыкальных инструментах: бубнах, палочках, колокольчиках , погремушках для усвоения ритма скороговорок.

На 2-ом году обучения НОД продлевается на 5 минут.

  • 3 этап НОД - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Он служит для введения детей в спокойное состояние, нацеливает их на запоминание и повторение усвоенной деятельности в обычных играх, закрепление положительных эмоций.

 Мониторинг по логоритмики.

Мониторинг проводится в начале учебного года с целью исследования состояния и развития эмоциональной сферы детей; развития мелкой моторики пальцев рук; развития слухового внимания и слухового восприятия детей; соответствия музыкально-речевого восприятия с выполнением различных движений.

Результаты мониторинга учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.












Приложение

Игры и упражнения Развитие дыхания 
       ( Физиологическое дыхание )


  Поиграем животиками.
  Цель: формирование диафрагмального дыхания.
  Описание упражнения                                 

Вариант 1                                                                         
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку. 
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как  будто она качается на качелях. 
   Вариант 2 
   В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. 
   Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3  или 
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох)  от трех до семи раз подряд.
         

( Речевое дыхание )


Назови по порядку
Цель:
развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. 
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
Описание упражнения:
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, 
три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам 
среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.


Ах, как пахнет!
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе
 
нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование : ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:              Ах!
                            Ах, пахнет!
                            Ах, как пахнет!
                            Ах, как приятно пахнет!
                            Ах, как цветок приятно пахнет! 


Мимика 

 Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений: 
      «Плакса» - зажмуривание глаз; 
      «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
      «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
      «Тигренок» - оскаливание зубов;
      «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
      Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие 
сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.


Подарок.

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность. 
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.

Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.


Раздумье. 
Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.

Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти? Этюд разыгрывается под музыку.  

Кукла заболела.
Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы 
платочек.
Описание игровой ситуации
  У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит 
голова. Девочка расстроена, ей жалко  больную куклу.
Во время этюда звучит музыка.


Артикуляция.


Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
     «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
     «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
     «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
     «Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
     Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.


Часики.


Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на 
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении  
 счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения 
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.


Качели.


Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на 
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
  В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».


 Развитие голоса.

Далеко и близко
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или  близко находится животное или звенит звонок.Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.


Темп речи.

Большие ноги шли по дороге.
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
 Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: « ТОП – ТОП».       
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
             Еле, еле, еле, еле
             Завертелись
             Карусели
(говорить в медленном темпе)
              
             А потом, потом, потом  
(темп постепенно нарастает)

            Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)

            Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)

            Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)

            Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).

           Вот и кончилась игра.

  Упражнение можно выполнять под музыку.


Развитие ритма речи


Выдели слово.
Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе. 
Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.

Описание упражнения
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
 Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить». 
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.
 И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове. 
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика  интонационной композиции речи .

Узнай по интонации.

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Описание упражнения
  Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
                                      удивленного – Ах! Ах! Ах!
                                      больного – Ох! Ох! Ох! 
                                      веселого – Эх! Эх! Эх!
                                      недовольного – Ай! Ай! Ай!
                                      испуганного – Ой! Ой! Ой!
                                      сердитого – Ай –я - яй!
  Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
  После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. 
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.


Развитие тонких движений рук.

Разминка.
Цель:  развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.

Описание упражнения

Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом: 
                  Похлопаем в ладошки,
                  похлопаем немножко,
 (хлопать в ладоши)
                  Похлопаем в ладошки,
                  Очень хорошо!
                  И пальчики попляшут,
                  и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
                  И пальчики попляшут,
                  и пальчики попляшут,
                  А девочки и мальчики
                  все ровненько сидят.
                  Тук-тук молотком,
                  мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
                  Тук-тук молотком,
                  поселяйтесь птички в нем!
                  Бум-бум барабан,
                  что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
                  Бум-бум барабан, 
                  просыпайтесь по утрам!
                  Ду – ду - ду, ду – ду - ду -
                  вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
                  Ду – ду ду, ду –ду – ду –
                  вот такая дудка!
                  По – е – ха – ли  по – ти – хо – неч -  ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
                  По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
                  И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
                  И быстренько, и быстренько,
                  И быстренько, и быстренько…
                  И при – е - ха – ли !
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)

«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые 
друг от друга по смыслу части.
                  


Развитие внимания.


Упражнения на распределение внимания.

Передай

Цель: распределение внимания.
Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Описание упражнения
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.  

Зоопарк
Цель: распределение внимания. 
Описание упражнения
 Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями, 
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
  Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
   По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были 
назначены в начале игры при распределение ролей.
   Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
 Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ» (пособие для воспитателей и логопедов); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

2. М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.

3. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.

4. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.

5. А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.

6. Г.В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

7. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е.А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.

8. «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;

9.«Весёлая логоритмика» Е.Железновой;

10. «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.

11. «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дерябина Екатерина Александровна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140954


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1410 руб.
2350 руб.
1410 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства