kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по приобщению детей старшей логопедической группы к художественной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование работы с детьми старшей группы с ОНР по приобщению к художественной литературе и чтению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по приобщению детей старшей логопедической группы к художественной литературе»

Г



осударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №94» компенсирующего вида









Проект по пропаганде чтения и восприятия

художественной литературы



Тема:

«Читаем вместе »

















г. Дзержинск, 2023 год













Информационная карта проекта

Полное название проекта

«Читаем вместе»


Автор

Учитель-логопед Рыжова Н.А.

База, на которой реализуется проект

ГБДОУ «Детский сад №94» компенсирующего вида

Тип проекта

Информационный, познавательный ,

творческий

Продолжительность

Долгосрочный

Состав участников

Дети 2логопедической группы.

Учитель-логопед

Родители,

воспитатели

Цель проекта

Воспитание любви и уважения к художественной литературе, привитие интереса детей и родителей к чтению

Задачи проекта

Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека, Передать детям знания о различных жанрах и авторах детских книг, Способствовать поддержанию традиций семейного чтения, Дать детям знания о роли библиотек, Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей, Развивать все компоненты устной речи, Развивать умение инсценировать произведения, передавая образ героя.

Методы

Наглядные ( организация выставок, книжных уголков, презентаций..) Словесные (беседа, викторины, конкурсы, литературные загадки …) Практические (познавательно – речевая и продуктивная деятельность детей, экскурсии в библиотеку, участие детей в праздниках и досугах)

Предполагаемый результат

Предполагаемый результат Повышение интереса к чтению детских книг, Повышение уровня речевого развития, Понимание значения книги в жизни человека и о том, как нужно беречь книгу, Владение понятиями библиотека, библиотекарь, библиотечные формуляры, Умение совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-малышки (самоделки).

Принципы

Научности; доступности; последовательности; системности; интегративности; опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка.

















Проект «Читаем вместе»

I раздел

    1. Актуальность

Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития. В.А. Сухомлинский

Современный мир – мир инновационных технологий. К великому сожалению, в современном обществе не принято говорить о книге и чтении. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Как привить интерес детей к чтению? Как научить ребенка самостоятельно находить необходимую информацию в книгах? Часто ли читают родители своим детка? Во всем мире сейчас проблема чтения – одна из самых острых… Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Самая любимая книга для детей – сказочная. Сказка для ребенка – это не вымысел, не плод фантазии – это особая реальность, реальность чувств, желаний, ценностей, установок, потребностей, привычек, которая становится ощутимой в безопасном для ребенка окружении любящих его взрослых и сверстников. Чтение вместе с близкими взрослыми еще и способ психологической защиты: книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита. Поэтому очень важна в данном направлении совместная работа педагогов с родителями. Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Детям предлагается широкий спектр игр: - сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; - игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды; - театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию. Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, передать чувства и переживания лирических героев… Таким образом, очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь, благодаря чему будет у детей формироваться красочная, образная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. Проблема, на решение которой направлен проект – это низкая заинтересованность детей и их родителей детской художественной литературой. Современные дети отделяются от книги, предпочитая ей компьютер или телевизор, которой демонстрирует мультипликационные фильмы с героями разных стран, не имеющих нравственного стержня. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. У ребенка, который равнодушен к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения чтению, а значит, возникают трудности в школе. Новизна проекта по приобщению детей к художественной литературе, заключается в организации совместной проектно – игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.

    1. Цели и задачи проекта.

Цель: Воспитание любви и уважения к детской художественной литературе, привитие интереса детей и родителей к чтению.

Задачи:

Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека,

Передать детям знания о различных жанрах и авторах детских книг,

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения,

Дать детям знания о роли библиотек,

Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей, Развивать все компоненты устной речи,

Развивать умение инсценировать произведения, передавая образ героя.

Гипотеза проекта: Система работы по приобщению дошкольников к художественной литературе позволит реализовать новые формы взаимодействия всех субъектологов образовательного процесса.

    1. Методы и предполагаемый результат.

    2. Методы:

Наглядные ( организация выставок, книжных уголков, презентаций..)

Словесные (беседа, викторины, конкурсы, литературные загадки …)

Практические (познавательно – речевая и продуктивная деятельность детей, экскурсии в библиотеку, участие детей в праздниках и досугах).

Предполагаемый результат:

Повышение интереса к чтению детских книг,

Повышение уровня речевого развития,

Понимание значения книги в жизни человека и о том, как нужно беречь книгу, Владение понятиями библиотека, библиотекарь, библиотечные формуляры,

Умение совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-малышки (самоделки).

    1. Педагогические принципы:

Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формулирование основ научного мировоззрения.

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся по взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип интегративности – предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка – создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, созданном действии и поступке, что достигается через сопереживание прогнозирование развития ситуации.



II раздел

2.1 Механизм реализации

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту» К.И. Чуковский

Перспективный план реализации проекта

Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного развития субъектов: работа с детьми, родителями.

Перспективные планы работы по проекту органично сочетаются с комплексной программой воспитания и обучения в детском саду Н.В.Нищевой , с АОП детского сада и коррекционной работой группы.

Этапы

Мероприятия


Для педагогов

Для детей

Для родителей

1.Подготовительный

1. влияние сложившихся условий (вводный педагогический анализ). 2. изучение литературы. 3. постановка целей и задач, определение методов и приемов. 4. составление перспективного плана. 5. составление анкет для родителей. 6. оформление окружающей среды. 7. изготовление и комплексация пособий для проведения мероприятий. 8. разработка сценариев, викторин, презентаций, игр по теме. 9. составление информационных листов. 10. распределение обязанностей

1. педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

1. выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе (анкетирование).

2.Организационный

1. Проведение мероприятий по теме в соответствии с перспективным планом.

1. участие детей в совместной игровой, учебной, практической деятельности.

1. оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды. 2.оказание помощи в проведении мероприятий. 3. участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами. 4. участие в литературной гостиной «Семья и книга».

3. Завершающий

1. подготовить материалы «Скороговорки для речевого развития детей»

«Пальчиковые гимнастики»

«Как разучивать стихотворения?»

«Роль сказки в жизни ребенка».

Выставка «Книжки-малышки»

1. сравнительный педагогический анализ уровня сформированности умений и навыков у детей.

2. оформление результатов педагогического наблюдения.
3.участие в выставке «Книжки-малышки»

1. отзывы родителей. 2. участие в выставке «Наши книжки – малышки»

3. подведение итогов анкетирования.


4.Презентационный

Презентация «Читаем вместе»

Участие в презентации.

Участие в презентации.



2.2 План реализации проекта

Перспективное планирование работы по проекту «Добру откроем сердце»


Чтение и анализ

Заучивание

Этюды.

Творчество.

Работа с родителями, социальными партнерами

Сентябрь

Педагогические наблюдения по разделам логопедическая работа, речевого развитие и мир художественной литературы.

Подбор и изучение методической литературы по теме проекта

Составление перспективного планирования по теме приобщения детей к художественной литературе

Октябрь


Н.Сладков «Осень на пороге»,

В.Зотов «Дуб», «Клен», «Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисичка», «Мухомор», «Подберезовик»,

И.Токмакова «Дуб», «Осинка»,

И.Мазнин «Осень»,

Е.Благинина «Осень»

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Л.Толстой «Косточка»,

Е.Стюарт «Яблонька»


Заучивание стихов об осени.

Скороговорки.

Пальчиковые гимнастики


Кукольный театр.


Размещение материала по теме в логопедическом уголке, на сайте детского сада.

Участие в Едином дне чтения.

Ноябрь

Н.Носов «Живая шляпа», Украинская народная сказка «Рукавичка»,

Е.Пермяк «Как Маша стала большой»,

Ш.Перро «Кот в сапогах»,

Г-Х Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Горшочек каши»,

Т.Сорокина «Семья»

Заучивание стихов.

Скороговорки.

Пальчиковые гимнастики


Театральное представление «По щучьему веленью»


Размещение материала по теме в логопедическом уголке, на сайте детского сада.

Посещение городской библиотеки.


Декабрь

С.Воронин «Чистопородный Филя»,

К.Ушинский «Слепая лошадь»,

Л.Черский «Кот-озорник»,

Русская народная сказка «Зимовье зверей»,

Л.Толстой «Белка и волк»,

Е.Чарушин «лисята»,

Русская народная сказка «Три медведя»,

Л.Воронкова «Таня выбирает елку»

Заучивание стихов о зиме.

Скороговорки.

Пальчиковые гимнастики


Кукольный театр.

Инсценировка

Размещение материала по теме в логопедическом уголке, на сайте детского сада.

Посещение городской библиотеки.

Участие в конкурсе чтецов.


Январь

К.Чуковский «Мойдодыр»,

Б.Житков «Пожар в море», «Обвал», «Как пароход подняли со дна»,

В.Маяковский «Кем быть»


Заучивание стихов .

Скороговорки.

Пальчиковые гимнастики


Кукольный театр.


Размещение материала по теме в логопедическом уголке, на сайте детского сада.


Февраль

К.Чуковский «Доктор Айболит»,

И.Турчин «Человек заболел»,

А.Кардашова «Простые волшебники»,

Б.Заходер «Портниха»,

С.Михалков «Три поросенка»,

Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?»,

А.Митяев «Почему армия всем родная?»


Заучивание стихов .

Скороговорки.

Пальчиковые гимнастики


Кукольный театр

Размещение материала по теме в логопедическом уголке, на сайте детского сада.


Март

Н.Гусаров «Медведь проснулся»,

Русская народная сказка «Снегурочка»,

Г-Х Андерсен «Снежная королева»,

С.Аксаков «Аленький цветочек»,

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Б.Житков «Кружечка под елочкой»,

Н.Калинина «Как Вася ловил рыбу»


Заучивание стихов о весне .

Скороговорки.

Пальчиковые гимнастики


Кукольный театр.

Инсценировка

Размещение материала по теме в логопедическом уголке, на сайте детского сада.


Апрель

А.Магутис «Храбрые бойцы»,

А.Баруздин «Первый в космосе»,

К.Булычев «Тайна третьей планеты»,

Е.Стюарт «Пекари»,

С.Маршак «Почта»

Заучивание стихов.

Скороговорки.

Пальчиковые гимнастики


Кукольный театр

Размещение материала по теме в логопедическом уголке, на сайте детского сада.

Посещение городской библиотеки.


Май

А.Иванов «Азбука безопасности»,

К.Чуковский «Тараканище»,

В.Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Ромашка», «Колокольчик», «Иван-да-Марья»,

К.Ушинский «Пчелки на разведках»

К.Ушинский «В лесу летом»,

Е.Благинина «Одуванчик»

Заучивание стихов.

Скороговорки.

Пальчиковые гимнастики

Итоговые педагогические наблюдения.


Итоговый отчет «Результаты реализации проекта».



2.3 Литература

  • Н.В.Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

  • Гербова В.В Приобщение детей к художественной литературе- М..Мозаика-Синтез

 Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.

 Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго – М.: Просвещение, 2001

 Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992

  • Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007

  •  г. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007

  •  Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

  •  Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей – М.: 2003

  •  Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по приобщению детей старшей логопедической группы к художественной литературе

Автор: Наталия Алексеевна Рыжова

Дата: 20.02.2024

Номер свидетельства: 646078


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства