Просмотр содержимого документа
«Проект по приобщению детей старшей логопедической группы к художественной литературе»
Г
осударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №94» компенсирующего вида
Проект по пропаганде чтения и восприятия
художественной литературы
Тема:
«Читаем вместе »
г. Дзержинск, 2023 год
Информационная карта проекта
Полное название проекта
«Читаем вместе»
Автор
Учитель-логопед Рыжова Н.А.
База, на которой реализуется проект
ГБДОУ «Детский сад №94» компенсирующего вида
Тип проекта
Информационный, познавательный ,
творческий
Продолжительность
Долгосрочный
Состав участников
Дети 2логопедической группы.
Учитель-логопед
Родители,
воспитатели
Цель проекта
Воспитание любви и уважения к художественной литературе, привитие интереса детей и родителей к чтению
Задачи проекта
Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека, Передать детям знания о различных жанрах и авторах детских книг, Способствовать поддержанию традиций семейного чтения, Дать детям знания о роли библиотек, Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей, Развивать все компоненты устной речи, Развивать умение инсценировать произведения, передавая образ героя.
Методы
Наглядные ( организация выставок, книжных уголков, презентаций..) Словесные (беседа, викторины, конкурсы, литературные загадки …) Практические (познавательно – речевая и продуктивная деятельность детей, экскурсии в библиотеку, участие детей в праздниках и досугах)
Предполагаемый результат
Предполагаемый результат Повышение интереса к чтению детских книг, Повышение уровня речевого развития, Понимание значения книги в жизни человека и о том, как нужно беречь книгу, Владение понятиями библиотека, библиотекарь, библиотечные формуляры, Умение совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-малышки (самоделки).
Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития. В.А. Сухомлинский
Современный мир – мир инновационных технологий. К великому сожалению, в современном обществе не принято говорить о книге и чтении. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Как привить интерес детей к чтению? Как научить ребенка самостоятельно находить необходимую информацию в книгах? Часто ли читают родители своим детка? Во всем мире сейчас проблема чтения – одна из самых острых… Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Самая любимая книга для детей – сказочная. Сказка для ребенка – это не вымысел, не плод фантазии – это особая реальность, реальность чувств, желаний, ценностей, установок, потребностей, привычек, которая становится ощутимой в безопасном для ребенка окружении любящих его взрослых и сверстников. Чтение вместе с близкими взрослыми еще и способ психологической защиты: книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита. Поэтому очень важна в данном направлении совместная работа педагогов с родителями. Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Детям предлагается широкий спектр игр: - сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; - игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды; - театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию. Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, передать чувства и переживания лирических героев… Таким образом, очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь, благодаря чему будет у детей формироваться красочная, образная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. Проблема, на решение которой направлен проект – это низкая заинтересованность детей и их родителей детской художественной литературой. Современные дети отделяются от книги, предпочитая ей компьютер или телевизор, которой демонстрирует мультипликационные фильмы с героями разных стран, не имеющих нравственного стержня. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. У ребенка, который равнодушен к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения чтению, а значит, возникают трудности в школе. Новизна проекта по приобщению детей к художественной литературе, заключается в организации совместной проектно – игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
Цели и задачи проекта.
Цель: Воспитание любви и уважения к детской художественной литературе, привитие интереса детей и родителей к чтению.
Задачи:
Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека,
Передать детям знания о различных жанрах и авторах детских книг,
Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей, Развивать все компоненты устной речи,
Развивать умение инсценировать произведения, передавая образ героя.
Гипотеза проекта: Система работы по приобщению дошкольников к художественной литературе позволит реализовать новые формы взаимодействия всех субъектологов образовательного процесса.
Методы и предполагаемый результат.
Методы:
Наглядные ( организация выставок, книжных уголков, презентаций..)
Практические (познавательно – речевая и продуктивная деятельность детей, экскурсии в библиотеку, участие детей в праздниках и досугах).
Предполагаемый результат:
Повышение интереса к чтению детских книг,
Повышение уровня речевого развития,
Понимание значения книги в жизни человека и о том, как нужно беречь книгу, Владение понятиями библиотека, библиотекарь, библиотечные формуляры,
Умение совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-малышки (самоделки).
Педагогические принципы:
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формулирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся по взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности – предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка – создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, созданном действии и поступке, что достигается через сопереживание прогнозирование развития ситуации.
II раздел
2.1 Механизм реализации
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту» К.И. Чуковский
Перспективный план реализации проекта
Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного развития субъектов: работа с детьми, родителями.
Перспективные планы работы по проекту органично сочетаются с комплексной программой воспитания и обучения в детском саду Н.В.Нищевой , с АОП детского сада и коррекционной работой группы.
Этапы
Мероприятия
Для педагогов
Для детей
Для родителей
1.Подготовительный
1. влияние сложившихся условий (вводный педагогический анализ). 2. изучение литературы. 3. постановка целей и задач, определение методов и приемов. 4. составление перспективного плана. 5. составление анкет для родителей. 6. оформление окружающей среды. 7. изготовление и комплексация пособий для проведения мероприятий. 8. разработка сценариев, викторин, презентаций, игр по теме. 9. составление информационных листов. 10. распределение обязанностей
1. педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.
1. выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе (анкетирование).
2.Организационный
1. Проведение мероприятий по теме в соответствии с перспективным планом.
1. участие детей в совместной игровой, учебной, практической деятельности.
1. оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды. 2.оказание помощи в проведении мероприятий. 3. участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами. 4. участие в литературной гостиной «Семья и книга».
3. Завершающий
1. подготовить материалы «Скороговорки для речевого развития детей»
«Пальчиковые гимнастики»
«Как разучивать стихотворения?»
«Роль сказки в жизни ребенка».
Выставка «Книжки-малышки»
1. сравнительный педагогический анализ уровня сформированности умений и навыков у детей.
2. оформление результатов педагогического наблюдения. 3.участие в выставке «Книжки-малышки»
1. отзывы родителей. 2. участие в выставке «Наши книжки – малышки»
3. подведение итогов анкетирования.
4.Презентационный
Презентация «Читаем вместе»
Участие в презентации.
Участие в презентации.
2.2 План реализации проекта
Перспективное планирование работы по проекту «Добру откроем сердце»
Чтение и анализ
Заучивание
Этюды.
Творчество.
Работа с родителями, социальными партнерами
Сентябрь
Педагогические наблюдения по разделам логопедическая работа, речевого развитие и мир художественной литературы.
Подбор и изучение методической литературы по теме проекта
Составление перспективного планирования по теме приобщения детей к художественной литературе