Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд специфических трудностей при обучении грамоте. Разработка проекта позволяет наиболее эффективно провести работу по обучению чтению дошкольников с ОНР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Обучение чтению дошкольников с ОНР"»
Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР
«Как хорошо уметь читать!»
Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к овладению элементами грамоты.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоению детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
Цель проекта: Обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами. Задачи проекта: - хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; - различать гласные и согласные звуки; - правильно ставить ударение в знакомых словах; - свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; - правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?). - проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Срок реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая).
Основополагающие принципы организации проекта:
- развивающего обучения;
- учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;
- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;
-деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности);
- интегративного подхода к обучению.
Этапы проекта: проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.
I–Подготовительный этап
Цель: создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита, обучение чтению по слоговому принципу.
Использование эффективных приемов и методов коррекции речи.
Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно, для усвоения сложной системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно.
Появилась необходимость систематизировать, модифицировать и апробировать дидактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы, направленные на обучение грамоте и навыка чтения.
Интерес и внимание к звуку и букве у детей появляется, если использовать игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно).
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.
Необходимо отметить, что компьютерные средства обучения, мультимедиа технологии и различные виды интерактивных материалов, а так же Интернет-ресурсы, позволяют добиться положительных результатов в обучении.
2) Привлечение родителей к сотрудничеству по данному проекту началось с анкетирования, цель которого - выявить уровень заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей. 3) Работа с дошкольниками началась с диагностики правильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя, из полученных результатов определено содержание работы по проекту:
Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР чтению;
Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Как хорошо уметь читать!» с использованием метода наглядного моделирования;
Разработан перспективный план по работе с родителями;
Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
Оформлена картотека пальчиковых и дидактическихигр;
Созданы буквенные фризы и книжки-малышки;
Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
Определены предполагаемые результаты.
Результаты работы по проектуна I этапе–
определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.
II – Основной (практический) этап
Предполагает проведение работы по обучению чтения в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям творческого цикла «Как хорошо уметь читать!»:
Цикл «Фонетика». Создание картотеки фонетических игр, направленных на развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка; обучение звуковому анализу и синтезу.
Цикл «Слово». 1. При изучении букв соблюдала последовательность и постепенность, вдумчиво подбирала слова и составляла слоговые таблицы разных видов к каждому занятию.
2. Ознакомила с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, ъ и ь знаками, их значением.
3. Показала слогообразующую роль гласного и значение ударения.
4. Научила читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двухсложные и трёхсложные слова, слова с двумя рядом стоящими гласными.
6. Особое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми.
Цикл «Предложение».1. Отмечала, что наша речь делится на предложения и слова.
2. Обращала внимание на смысловую и интонационную законченность предложений. (. ! ?)
3. Учила детей красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.
Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось какв непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности.
Результаты работы по проекту на II этапе
Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа:
- осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;
- чтению без утомления и перенапряжения;
- работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению;
- обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.
III - Итоговый этап.
Обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.
Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация», проводимый на конец учебного года, показал, что у детей:
- сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;
- наблюдается осмысленное чтение слов, предложений и небольших рассказов.
Следовательно, полученные положительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности создания проекта «Как хорошо уметь читать!»
Вывод по проекту:
Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми, приобретают качество системности и обобщённости.
В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.