kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Обучение чтению дошкольников с ОНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд специфических трудностей при обучении грамоте. Разработка проекта позволяет наиболее эффективно провести работу по обучению чтению дошкольников с ОНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Обучение чтению дошкольников с ОНР"»

Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР

«Как хорошо уметь читать!»

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоению  детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Цель проекта: Обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
Задачи проекта:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
-  правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Срок  реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая).

Основополагающие принципы  организации проекта:

 - развивающего обучения;

 - учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;

- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;

-деятельностного подхода  (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности);

- интегративного подхода к обучению.

Этапы проекта: проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.

I–Подготовительный этап

Цель: создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита, обучение чтению по слоговому принципу.

  1. Использование эффективных приемов и методов коррекции речи.

Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно, для усвоения сложной системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно.

Появилась необходимость систематизировать, модифицировать и апробировать дидактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы, направленные    на обучение грамоте и навыка чтения.

Интерес и внимание  к звуку и букве у детей появляется, если использовать игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно).

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.

Необходимо отметить, что компьютерные средства обучения, мультимедиа технологии и различные виды интерактивных материалов, а так же Интернет-ресурсы,  позволяют добиться положительных результатов в обучении.

2) Привлечение родителей к сотрудничеству по данному проекту началось с  анкетирования, цель которого - выявить уровень  заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для  родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей. 3) Работа с дошкольниками началась с диагностики правильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга  звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя,  из полученных результатов определено содержание работы по проекту:

  •  Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР чтению;

  • Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Как хорошо уметь читать!» с использованием метода наглядного моделирования;

  • Разработан перспективный план по работе с родителями;

  • Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);

  • Оформлена картотека пальчиковых и дидактическихигр;

  • Созданы буквенные фризы и книжки-малышки;

  • Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);

  • Определены предполагаемые результаты.

Результаты работы  по проектуна I этапе

определены задачи  и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

II – Основной (практический) этап

Предполагает проведение работы по  обучению чтения в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям творческого цикла «Как хорошо уметь читать!»:

  • Цикл «Фонетика». Создание картотеки фонетических игр, направленных на развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка; обучение звуковому анализу и синтезу.

  • Цикл «Слово». 1. При изучении букв соблюдала последовательность и постепенность, вдумчиво подбирала слова и составляла слоговые таблицы разных видов к каждому занятию.

2. Ознакомила с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, ъ и ь знаками, их значением.

3. Показала слогообразующую роль гласного и значение ударения.

4. Научила читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двухсложные и трёхсложные слова, слова с двумя рядом стоящими гласными.

5. Научила составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова. Игра «Семейка слов».

6. Особое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми.

  • Цикл «Предложение».1. Отмечала, что наша речь делится на предложения и слова.

2. Обращала внимание на смысловую и интонационную законченность предложений.  (. ! ?)

3. Учила детей красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.

Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось какв непосредственно образовательной деятельности, так и  в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности.

Результаты работы  по проекту на II этапе

Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа:

- осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;

- чтению без утомления и перенапряжения;

- работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению;

- обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.

III - Итоговый этап.

Обобщение и оценка результатов, анализ работы и  прогнозирование дальнейшей деятельности.

Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация», проводимый на конец учебного года, показал, что у детей:

-  сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;

- наблюдается осмысленное чтение слов, предложений и небольших рассказов.

Следовательно, полученные положительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности создания проекта «Как хорошо уметь читать!»

Вывод по проекту:

Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми, приобретают качество системности и обобщённости.

В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос  профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Обучение чтению дошкольников с ОНР"

Автор: Рыжова Наталия Алексеевна

Дата: 16.12.2021

Номер свидетельства: 595034


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства