развитие ощущений от движений органов артикуляции;
формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образу, обведение, закрашивании и штриховка;
проведение самомассажа лица и шеи;
развитие мимической мускулатуры лица.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
формирование правильного речевого дыхания;
автоматизация нижнедиафрагмального дыхания;
развитие умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
обучение детей умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
формирование слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
знакомство со звуками: У, А, П, О, И, М, Н;
упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова, определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;
упражнения в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале слова;
упражнение в образовании формы множественного числа имен существительных от формы единственного числа именительного падежа;
формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут);
упражнение в согласовании имен существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои;
обучение согласованию числительных два и пятъ с именами существительными;
формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, используя суффиксы -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-;
упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.)
закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на - с, в — из;
упражнять детей в подборе слов, сходных по значению (синонимы);
упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимы).
Раздел 6. Связная речь.
Задачи:
обучение детей составлению простых распространенных предложений;
обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением;
обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам 1 периода с использованием опорных схем;
работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок с использованием фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ).
развитие у детей стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.
- Знакомство с понятием «предложение». Обучение составлению графических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трех-четырех слов без предлога, простое предложение из трех-четырех слов с предлогом).
- Обучение составлению графических схем слогов, слов, предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом (Ира мала. У Иры шар. Рита мыла раму. Жора и Рома играли.).
Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.
Задачи:
развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики по заданиям учителя- логопеда;
развитие мимической мускулатуры лица и проведение самомассажа по заданиям учителя-логопеда;
упражнение в анализе обратных слогов и определение места звуков в словах: начало и конец слова;
активизация и закрепление отработанного словарного запаса;
упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;
закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.
2 период (декабрь, январь, февраль)
Раздел 1. Развитие моторных функций.
Задачи:
развитие четких координированных движений артикуляционного аппарата;
развитие ощущений от движений органов артикуляции;
выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образу, обведение, закрашивание и штриховка;
проведение самомассажа лица и шеи;
развитие мимической мускулатуры лица.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
развитие умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
развитие умению умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
совершенствование четкости дикции.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
знакомство со звуками: Т, ТЬ, К, КЬ, Б, БЬ, Э, Г, ГЬ ЛЬ, Ы;
упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова, определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;
упражнения в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале слова;
закрепление навыков использования в речи существительных в именительном и родительном падежах множественного числа;
обучение согласованию согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа;
развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
обучение образованию притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные»;
обучение образованию приставочных глаголов движения;
обучение образованию прилагательных от существительных;
закрепление умения согласовывать числительные два и пятъ с именами существительными;
закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за;
формирование умения употреблять предлоги движения: в, из, от, по, к;
упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в именительном падеже единственного числа;
закрепление умения подбирать сходные и противоположные по значению слова;
обучение подбору родственных слов.
Раздел 6. Связная речь.
Задачи:
упражнение в составлении простых распространенных предложений;
обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам 2 периода с использованием опорных схем;
работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
закрепление умения пересказывать небольшие рассказы и сказки с использованием фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ).
обучение составлению рассказа по картине и серии картин.
Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.
Задачи:
Развитие языкового анализа и синтеза:
сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ),
сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА),
односложных слов по типу СГС (КОТ),
двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (ПАПА, АЛИСА),
- двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и закрытого слогов
(ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК).
Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.
Задачи:
развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики по заданиям учителя - логопеда;
развитие мимической мускулатуры лица и проведение самомассажа по заданиям учителя-логопеда;
упражнение в анализе обратных слогов и определение места звуков в словах: начало, середина и конец слова;
активизация и закрепление отработанного словарного запаса;
упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;
закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.
3 период (март, апрель, май)
Раздел 1. Развитие моторных функций.
Задачи:
развитие четких координированных движений артикуляционного аппарата;
развитие ощущений от движений органов артикуляции;
выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образу, обведение, закрашивание и штриховка;
закрепление умения проводить самомассаж лица и шеи;
развитие мимической мускулатуры лица.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
совершенствование речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
развитие умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
обучение дифференцированному дыханию «вдох - нос – выдох - рот»;
закрепление умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
совершенствование четкости дикции.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
знакомство со звуками: С, СЬ, Ш, Х, ХЬ, В, ВЬ, З, ЗЬ, Ж, Д, ДЬ, Ф, ФЬ
- упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и
согласных звуков в конце слова, определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;
- закрепление умения анализировать слоги типа АН, НУ, НИ с выкладыванием
схемы;
формирование умения анализировать короткие слова типа: кот, кит с последующим выкладыванием схемы;
упражнение в дифференциации гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать согласные звуки по твердости - мягкости, звонкости - глухости: К-КЬ, Д-Т;
развитие умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы;
обучение составлению и анализу коротких предложений с предлогами и без них.
Раздел 4. Лексика.
Задачи: расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Весна», «Праздник 8 марта», «Продукты питания», «Откуда хлеб пришёл?», «Посуда», «Мой дом», «Домашние животные и их детеныши», «Наша страна. Мой родной край», «Человек», «Насекомые», «Цветы», «Ягоды», « Лето».
Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам 3 периода.)
Задачи:
закрепление падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа;
закрепление умения образовывать существительные в форме множественного числа от существительных в форме единственного числа именительного падежа;
закрепление умения использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе и образовывать приставочные глаголы;
упражнение в согласовании существительных с прилагательными и местоимениями в роде, числе, падеже;
обучение образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных;
закрепление умения подбирать синонимы, антонимы, и родственные слова;
закрепление умения согласовывать числительные с существительными;
упражнение в употреблении различных форм имени существительного;
закрепление навыков использования в речи простых и сложных предлогов.
Раздел 6. Связная речь.
Задачи:
обучение составлению простых распространенных предложений;
обучение составлению сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами;
закрепление умения задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением;
закрепление умения составлять описательные рассказы по лексическим темам 3 периода;
развитие навыков диалогической и монологической речи;
обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
формировать умение составлять рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин с элементами творчества.
Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.
Задачи:
совершенствование знаний о «предложении», «слове», «слоге», «звуке».
Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.
Задачи:
развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики по заданиям учителя - логопеда ;
развитие мимической мускулатуры лица и проведение самомассажа по заданиям учителя-логопеда;
упражнение в анализе слогов и слов типа кот, кит с выкладыванием схемы;
закрепление умения определять место звука в слове;
активизация и закрепление отработанного словарного запаса;
упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;
закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях.