kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в общеобразовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе определены направления и особенности логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в коррекционном обучении в школе. материалы работы могут быть использованы учителями-логопедами, учителями начальных классов, которые работают с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в общеобразовательном учреждении»














Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ

учителем-логопедом в общеобразовательном учреждении



Методическая разработка





Николаевой Анны Николаевны,

учителя-логопеда

муниципального образовательного

учреждения

средней общеобразовательной школы № 29

г. Рыбинск Ярославской области















Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.


Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой (1998),  определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций.

В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического,  поисково-вариативного,  практико-действенного и аналитического (по Л.Н. Харавиной).

Первый этап –  диагностический  – предполагает первичный анализ всех компонентов, составляющих основу психолого-педагогического сопровождения.

На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения.  После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, с учетом «стратегических» рекомендаций ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения вначале обсуждаются, а затем разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами школьного консилиума.

Результатом этого этапа являются целостная индивидуально ориентированная образовательная программа во всех своих компонентах, а само психолого-педагогическое сопровождение приобретает характер междисциплинарного, учитывающего общность аналитических подходов различных специалистов, последовательность подключения к сопровождению специалистов школьного консилиума. 

На третьем этапе совершаются реальные  действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, других субъектов инклюзивной практики. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Точно также важным является поддержание необходимых (прописанных в рекомендациях ПМПК и детализированных в коллегиальном заключении школьного консилиума) ребенку специальных образовательных условиях, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.

На следующем этапе психолого-педагогического сопровождения происходит,  анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах.


Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.


Направления сопровождающей работы учителя - логопеда

  1. Углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся.

  2. Анализ сопровождающей документации

  3. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися

  4. Консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса

  5. Экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ.

Коррекционная работа проходит в форме индивидуальных и групповых логопедических занятий. Содержание занятий направлено на обучение грамотному письму, на выработку умения анализировать языковые средства в связи с содержанием и всей структурой текста, коррекцию остаточных явлений лексико-грамматического недоразвития речи.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности формирования орфографического навыка, не умеют оформлять устные и письменные высказывания, анализировать написанное, не владеют навыками создания письменного текста вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Документация учителя-логопеда

при сопровождении обучающихся с ОВЗ

  • Рабочие программы групповых логопедических занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи

  • Диагностические карты

  • Письменные работы учащихся

  • Результаты прохождения программ коррекционно-развивающих занятий


Содержание коррекционной работы.

Письменная речь тесным образом связана и с другими высшими психическими функциями и процессами, сформированность которых является существенным фактором с точки зрения успешности построения связного письменного высказывания.

  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания

  • Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания

  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов

  • Развитие пространственных представлений, ориентации

  1. Развитие основных мыслительных операций

  • Формирование навыков соотносительного анализа

  • Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму

  • Формирование умения планировать свою деятельность

  1. Увеличение количества смысловых связей и формирование семантических полей

  2. Развитие различных видов мышления

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления.

  1. Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, самоутверждения.

  2. Развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • Овладение навыками связной речи
  • Составление повествовательного текста по серии картин, по картине, из личного опыта

  • Составление повествовательного текста по вопросам, по опорным словам, по плану

  • Деление текста на части по смыслу, составление плана для последующего пересказа и записи

  • Восстановление деформированного текста в логической последовательности, редактирование текста

  • Составление начала текста, конца текста

  • Составление описательных текстов о предмете, явлении

  • Давать подробный и сжатый пересказ текста

  • Запись составленного текста из 6 – 8 предложений


Заключительным этапом работы по программе является мониторинг эффективности коррекционной работы. Анализ проведенной работы по развитию связной письменной речи обучающегося.

Одним из важных направлений работы учителя-логопеда является консультационная работа с педагогами и родителями, логопедическое просвещение педагогов и родителей. Разрабатываются конкретные логопедические рекомендации по работе с каждым ребенком с ОВЗ.

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Николаева Анна Николаевна

Дата: 27.10.2017

Номер свидетельства: 434977


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства