Особенности сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в общеобразовательном учреждении
Особенности сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в общеобразовательном учреждении
В работе определены направления и особенности логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в коррекционном обучении в школе. материалы работы могут быть использованы учителями-логопедами, учителями начальных классов, которые работают с детьми с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в общеобразовательном учреждении»
Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ
учителем-логопедом в общеобразовательном учреждении
Методическая разработка
Николаевой Анны Николаевны,
учителя-логопеда
муниципального образовательного
учреждения
средней общеобразовательной школы № 29
г. Рыбинск Ярославской области
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой (1998), определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.
В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций.
В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л.Н. Харавиной).
Первый этап – диагностический – предполагает первичный анализ всех компонентов, составляющих основу психолого-педагогического сопровождения.
На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, с учетом «стратегических» рекомендаций ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения вначале обсуждаются, а затем разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами школьного консилиума.
Результатом этого этапа являются целостная индивидуально ориентированная образовательная программа во всех своих компонентах, а само психолого-педагогическое сопровождение приобретает характер междисциплинарного, учитывающего общность аналитических подходов различных специалистов, последовательность подключения к сопровождению специалистов школьного консилиума.
На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, других субъектов инклюзивной практики. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Точно также важным является поддержание необходимых (прописанных в рекомендациях ПМПК и детализированных в коллегиальном заключении школьного консилиума) ребенку специальных образовательных условиях, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.
На следующем этапе психолого-педагогического сопровождения происходит, анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах.
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.
Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Направления сопровождающей работы учителя - логопеда
Углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся.
Анализ сопровождающей документации
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися
Консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса
Экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы.
Коррекционно-развивающая работа с обучающимисяс ОВЗ.
Коррекционная работа проходит в форме индивидуальных и групповых логопедических занятий. Содержание занятий направлено на обучение грамотному письму, на выработку умения анализировать языковые средства в связи с содержанием и всей структурой текста, коррекцию остаточных явлений лексико-грамматического недоразвития речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности формирования орфографического навыка, не умеют оформлять устные и письменные высказывания, анализировать написанное, не владеют навыками создания письменного текста вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Документация учителя-логопеда
при сопровождении обучающихся с ОВЗ
Рабочие программы групповых логопедических занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи
Диагностические карты
Письменные работы учащихся
Результаты прохождения программ коррекционно-развивающих занятий
Содержание коррекционной работы.
Письменная речь тесным образом связана и с другими высшими психическими функциями и процессами, сформированность которых является существенным фактором с точки зрения успешности построения связного письменного высказывания.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
Развитие зрительного восприятия и узнавания
Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
Развитие пространственных представлений, ориентации
Развитие основных мыслительных операций
Формирование навыков соотносительного анализа
Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму
Формирование умения планировать свою деятельность
Увеличение количества смысловых связей и формирование семантических полей
Развитие различных видов мышления
Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления.
Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, самоутверждения.
Развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки.
Планируемые результаты логопедической работы:
Овладение навыками связной речи
Составление повествовательного текста по серии картин, по картине, из личного опыта
Составление повествовательного текста по вопросам, по опорным словам, по плану
Деление текста на части по смыслу, составление плана для последующего пересказа и записи
Восстановление деформированного текста в логической последовательности, редактирование текста
Составление начала текста, конца текста
Составление описательных текстов о предмете, явлении
Давать подробный и сжатый пересказ текста
Запись составленного текста из 6 – 8 предложений
Заключительным этапом работы по программе является мониторинг эффективности коррекционной работы. Анализ проведенной работы по развитию связной письменной речи обучающегося.
Одним из важных направлений работы учителя-логопеда является консультационная работа с педагогами и родителями, логопедическое просвещение педагогов и родителей. Разрабатываются конкретные логопедические рекомендации по работе с каждым ребенком с ОВЗ.