kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда (индивидуальная работа на дому)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для работы с Ивановой Машей…….года рождения, согласно заключению ПМПК от………….F70.1.Легкая степень умственной отсталости. Симптоматическая эпилепсия.

Сопутствующий диагноз: Врожденная ретроцеребеллярная киста.

Гидроцефальный синдром.

Данная программа   рассчитана на обучение ребёнка на дому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда (индивидуальная работа на дому)»

Организация коррекционно-развивающей деятельности

учителя-логопеда Белоноговой Е. М.

на 2012-2013 учебный год с Ивановой Машей

( индивидуальная работа на дому)

Вторник


Четверг
















Подготовка к занятию

12.00-12.05

1.Развитие зрительных ориентировочных реакций

12.05-12.09

2.Развитие слуховых ориентировочных реакций

12.09-12.12

3.Развитие предпосылок активной речи

12.12-12.19

4.Развитие предпосылок понимания речи

12.19-12.26

5.Развитие нормализации дыхания

12.26-12.28

6. Развитие ручной моторики, действий с предметами

12.28 – 12.35

7. Консультативная деятельность

12.35-12.40


Вторник 12.00-12.40

Четверг 12.00-12.40

Всего: 2 ч. в неделю



Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для работы с Ивановой Машей…….года рождения, согласно заключению ПМПК от…………..F70.1.Легкая степень умственной отсталости. Симптоматическая эпилепсия.

Сопутствующий диагноз: Врожденная ретроцеребеллярная киста.

Гидроцефальный синдром.

Данная программа рассчитана на обучение ребёнка на дому.

Целью коррекционно-логопедической работы является последова­тельное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.

Обеспечение для ребенка адекватных для него темпа и способа усвоения навыков, знаний.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи.

1. Организация полноценного и удовлетворяющего ребенка общения.

2. Обеспечение условий для накопления речевого опыта ребенком.

3. Создание условий для благоприятного эмоционального самочувствия и развития способностей ребенка.

4. Формирование осознания ребенком своей индивидуальности и нужности.

5. Осуществление действенной преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога при проведении индивидуальной работы с ребенком.

В основе данной работы лежат следующие принципы.

1. Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

3. Развивающая деятельность.

4. Связь диагностики и коррекции развития.

5. Повторяемость программного материала.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие обеспечению механизмов общения, постепенному переходу к более высокой форме общения.

При составлении программы использованы имеющиеся рекомендации по работе с детьми раннего возраста, собраны и систематизированы упражнения, игры из многочисленных литературных источников по раннему и дошкольному воспитанию, по логопедической работе с детьми. Использован материал: «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» под редакцией Э.Л. Фрухт, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной; «Методические рекомендации по содержанию индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка» Ю.А. Разенковой; «Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенковой; «Развивайся малыш!» Закревской О.В. и др.

Программа состоит из 6 разделов.

1. Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в форме, величине, цвете

2. Развитие слуховых ориентировочных реакций.

3. Развитие предпосылок для развития активной речи.

4. Развитие предпосылок понимания речи.

5. Развитие нормализации дыхания.

6. Развитие ручной моторики, действий с предметами.


Уровень нервно-психического развития

Сл. (слуховые ориентировочные реакции) — 5 месяцев

Зр. (зрительные ориентировочные реакции) — 5 месяцев

Др. (движения руки) — 6 месяцев

Рп (понимание речи) — нет

Ра (активная речь) — 5 месяцев


Отклонения в развитии поведенческих реакций

Неустойчивое эмоциональное состояние. Длительное засыпание. Отрицательные привычки – тянет всё в рот, грызет любые предметы: игрушки из разного материала, бытовые предметы; сосет пальцы; скрежет зубами. Отмечаются резкие наклоны головы вперед-назад, с ударами об мягкую (твердую) поверхность. Не контролирует позывы мочеиспускания (энурез) и кала (энкапрез).


Особенности речи, мелкой моторики

Артикуляционный аппарат. Рот открыт. Язык часто выдвинут из полости рта, тонус снижен. Твердое небо узкое, высокое. Прикус-передний открытый. Выражены оральные синкинезии. Обильная саливация. Голос немодулированный.

Импрессивная речь. Ребенок сосредотачивается на некоторых звуках окружающей среды (играет музыка, звонок в дверь, сигнализация машины). Простые инструкции не различает. Не реагирует на свое имя, на вопрос «Где?».

Экспрессивная речь. Издает звуки гуления спонтанно.

Коррекционно-педагогическую работу начинаем со 2 го этапа.

2-ой этап-работа с детьми, уровень развития которых соответствует 3-6 мес. нормально развивающих детей.

3-ий этап-работа с детьми, уровень развития которых соответствует 6-9 мес. нормально развивающих детей.

4-ый этап-работа с детьми, уровень развития которых соответствует 9-12 мес. нормально развивающих детей.

Развитие зрительных ориентировочных реакций.

2-й этап. Задачи: развитие слежения; развитие зрительных дифференцировок цвета и формы, формирование узнавания и различения взрослых; дальнейшее развитие зрительной ориентировочной активности.

Коррекционно-педагогическая работа продолжает начатую на первом этапе работу по вызыванию слежения за движущейся игрушкой, звучащей игрушкой, говорящим взрослым в различных положениях ребенка. Основное содержание работы на этом этапе направлено на формирование узнавания близких людей. С этой целью знакомят детей со взрослыми, работающими с ребенком , в ходе игр-забав, игр-знакомств, с напеванием песенок, чтением потешек.

В целях развития дифференцировок по цвету и форме показывают ребенку разнообразные по форме и цвету игрушки. Проводится работа по формированию восприятия отражения: ребенка подносят к зеркалу, вызывают сосредоточение и рассматривание, радость; приближая и удаляя ребенка от зеркала, вызывают развитие зрительного предвосхищения, формируют рассматривание ребенком лица взрослого и другого малыша в зеркале.

3 этап В целях совершенствования зрительного восприятия и зрительных дифференцировок ребенку предлагаются крупные игрушки, разные по цвету, форме и величине. Продолжается работа по формированию восприятия отражения: ребенок рассматривает себя, взрослого и другого ребенка в зеркале. Значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения: состояния ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте, умения находить полуспрятанную игрушку, затем - целиком спрятанную. Ребенок учится следить за движением падающей игрушки.

4 этап Задачи: совершенствование дифференцированного восприятия окружающего, развитие ассоциативных связей между зрением, слухом, осязанием и изменением положения тела в пространстве.
На начальных этапах IV периода работа посвящена умению рассматривать игрушки и предметы, а также плоскостные изображения игрушек и предметов. Ребенка обучают в ответ на вопрос "где?" находить знакомого взрослого на фотографии.
Продолжается работа по развитию зрительного предвосхищения. Ребенка обучают ожидать появление игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом месте. Развивают умение находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Закрепляют умение рассматривать себя, взрослого и другого ребенка в зеркале.

Значительное внимание уделяется умению различать форму двух предметов: кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами.


Цели, задачи

Средства

Литература

Развитие умения прослеживать за лицом взрослого и игрушкой вправо-влево, вверх-вниз.




Игра « Неваляшка»

Игра «Посмотри на меня»

Игра»Бабочка, полети на облачко»

Разенкова Ю. А.

Игры с детьми младенческого возраста М. «Школьная пресса» 2003

Стр.40

Стр. 43


Стр.44

Развитие восприятия отраженного.

Игра «Кто у нас красивый?»(игра с зеркалом)

Игра «Вот какая детка»(игра с зеркалом)

Игра «Шляпа» (игра с зеркалом)

Игра «Где ты, носик?»

Игра «Зеркало»

Стр.45





Стр.49-50


Стр.54

Развитие восприятия предметов, различных по цвету.

Игра «Подтягивание воздушных шариков за тесьму»

Игра «Вынимание разноцветных игрушек из ведерка»

Игра «Вынимание и выкладывание предметов, разных по цвету»

Игра «Поезд»

Стр.46-47







Стр.50-51

Развитие восприятия предметов, различных по величине.

Игра «Мамины бусы»

Игра «Занимательная подушка»

Игра с гирляндой из больших и маленьких шаров»

Игра «Большие и маленькие кубики»

Стр.47




Стр.51

Развитие зрительного предвосхищения.

Игра «Петушок»

Игра «Вышел зайчик погулять»

Игра «Зайчик большой и маленький»

Игра «Петушок, покажи свой кожушок»

Стр.48

Стр.49



Стр.52-53



Развитие восприятия предметов, различных по форме

Игра «Постукивание»

Игра «Кубиком о кубик»

Игра «Погрузка кубиков и брусочков в машину»

Игра «Выбор»

Стр.48


Стр.52

Развитие умения узнавать близких людей на фотографии.

«Рассматривание фотографии»

«Рассматривание альбома с фотографиями»




Стр.53



ребенок должен уметь:

  • отличать близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагировать на лицо знакомого и незнакомого взрослого ( 5 мес.);

  • различать предметы по форме- отличать кубик от кирпичика ( 12 мес.);

  • узнавать на фотографии знакомого взрослого (12 мес.) (по диагностике Фрухт Э.Л.)


Развитие слуховых ориентировочных реакций.

2-й этап. Задачи: развитие локализации звука в пространстве, формирование звуковых дифференцировок: узнавания голоса близких людей, различения интонации голоса взрослого, различения мелодий; развитие слуховой ориентировочной активности и положительной эмоциональной реакции на свое имя.

Содержание работы на II этапе направлено на дальнейшее развитие прислушивание к голосу взрослого, звучанию игрушек, музыкальных инструментов; на развитие умения искать и находить глазами источник звука, поворачивая голову, поворачиваясь на бок, переворачиваясь со спины на живот и обратно; на развитие узнавания голоса близких людей, различения интонации голоса взрослого, различения мелодий. Для этого используются детские песенки, потешки и стихи, которые предполагают изменение интонации голоса взрослого, его мимики: «Мишка косолапый», «Киска-киска-брысь!», «Как у наших у ворот муха песенку поет», «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик», «Ах, ты, котя-коток, котя серенький хвосток», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и т.д. Важным направлением в работе является развитие эмоционально-положительных реакций ребенка на свое имя. Для этого взрослый многократно повторяет имя ребенка с различной интонацией.

3 этап Продолжается работа по умению прислушиваться к звучанию игрушек, предметов, издающих различные звуки; к низкому и высокому звучанию музыкальных инструментов, к плясовым и спокойным мелодиям. Учат детей по-разному реагировать на спокойные и плясовые мелодии, побуждая двигать руками и ногами в ответ на пение взрослого. Формируется слуховое предвосхищение на основе зрительно-слуховой ориентировки: умение прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появление в одном и том же месте: из-под платочка, из коробки и т.д. Ребенка учат узнавать голос знакомого взрослого и различать интонации: ласковую и строгую, побуждающую, вопросительную

4 этап Продолжается работа по умению более длительно слушать звучание различных инструментов, пение взрослого. Закрепляется умение находить невидимый источник звучания, в то время как меняется его положение в пространстве. Побуждают ребенка по-разному реагировать на мелодии плясового и спокойного характера, различать интонации запрета, поощрения и радости.

Цели, задачи

Средства

Литература

Развитие умения поворачивать голову в сторону невидимого источника звука и находить его.

Игра «Шуршащая бумага»

Игра «Мышка»

Разенкова Ю. А.

Игры с детьми младенческого возраста М. «Школьная пресса» 2003

Стр. 60

Развитие умения по-разному реагировать на спокойную и плясовую мелодию.

Игра «Застучали ножки»

Игра «Слушаем музыку»

Игра «Что звучит»

Стр.62

Развитие умения различать голос матери или педагога.

Игра «Под платочком»

Игра «Кто зовет детку?»

Стр.63

Развитие умения различать интонацию голоса взрослого.

Чтение потешек.

-Ой, люли, ой, люли,

Прилетели журавли…..

-Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик…

-Баю, бай, баю, бай,

Ты, собачка, не лай!....

-Уж ты, серенький коток,

Не ходи ты в погребок….

-Котишко-мурлышко,

Серый лобишко…

-Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот…






Стр.63-64

Развитие умения эмоционально реагировать на свое имя.

Игра « Мы зовем детку»

Игра «Вот наша детка»


Стр.64

Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов

Игра «Похлопаем по бубну»

Игра «Деревянные ложки»

Игра «Погремушка, погреми»

Игра «Маракасы»


Стр.65



Стр.67-68

Развитие умения находить невидимый источник звука в окружающем пространстве

Игра «Поиск музыкальной шкатулки»

Игра «Музыкальная игрушка спряталась»

Игра «Откуда доносится музыка»

Стр.66




Стр.68

Развитие умения выполнять плясовые движения под плясовую музыку.

Игра «Детки хлопать все умеют»

Игра «Ножками затопали»

Игра «Пляска с платочком»

Игра «Пляшем сами»

Стр.66-67



Стр.68-69


ребенок должен уметь:

  • поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его( 4 мес.),

  • по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии(4 мес.),

  • узнает голос матери или близкого человека( 5 мес.),

  • различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи( 5 мес.),

  • по-разному реагирует на свое и чужое имя ( 6 мес.),

извлекает различные звуки из игрушек и предметов - бросает, стучит, нажимает на различные игрушки и предметы( 6 мес.),

  • находит невидимый источник звука в окружающем пространстве на некотором расстоянии от себя( 7 мес.),

  • выполняет плясовые движения под плясовую мелодию( 9 мес.)

(Показатели развития слуховых ориентировочных реакций даются по диагностике нервно-психического развития детей первого года жизни, автор Фрухт Э.Л.)





Развитие предпосылок активной речи.

2 этап Задачи: развитие голосовой активности ребенка, развитие гуления и «певучего» гуления, переход от гуления к лепету, развитие голосового подражания.

Звуковая активность ребенка и гуление развиваются в ходе эмоционально-речевого общения, чему способствуют, например, игра «перекличка», напевание песенок, потешек, распевание гласных звуков, имеющихся в гулении ребенка. В целях перехода от гуления к лепету с детьми проводят игры, стараясь вызвать ритмичное смыкание и размыкание губ, что создает возможность для произнесения губных звуков. Стимулирование вибрации губ малыша создает предпосылки для произнесения проторных звуков.

3 этап Задачи: вызывание слогов лепета, наращивание цепочки из ряда слогов, вызывание слогов лепета по подражанию, развитие подражания разным интонациям голоса взрослого.
Работа направлена на накопление звуков в лепете. Учитывая то, что в норме ротовые - носовые и звонкие - глухие звуки появляются в лепете одновременно, основное внимание необходимо сосредоточить на вызывании следующих пар звуков: б-м; д-м; п-б; т-д; к-г. Упражнения по ритмичному смыканию губ ребенка создают условия для произнесения губных звуков м, п, б. Упражнения по ритмичному смыканию кончика языка с альвеолами или твердым нёбом создают условия для произнесения переднеязычных звуков н, т-д. Вибрирующие движения указательного пальца в подъязычной ямке ребенка способствуют появлению заднеязычных звуков.
После закрепления этих игр-упражнений детей постепенно приучают произносить слоги лепета по подражанию.
Далее ребенок учится произносить подряд два слога лепета, затем произносить цепочку слогов, включающих разные согласные звуки.
Развивая произнесение по подражанию, вызывают ответные звуки, слоги и цепочки слогов, которыми ребенок уже овладел. Произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка и доступные ему с точки зрения его артикуляторных возможностей, что способствует звуковой активности ребенка. Подражанию интонациям обучают, напевая слоги и цепочки слогов.

4 этап Задача: развитие подражания новым слогам лепета и первым лепетным словам.
Работа предполагает развитие подражания тем слогам, которых нет в лепете ребенка, при том используется прием "переклички".
Обучение первым лепетным словам наиболее успешно проходит в процессе предметно-игрового сотрудничества ребенка с взрослым. Значительно облегчает усвоение лепета двигательная и эмоциональная активность детей, а также использование лепета и лепетных слов в сочетании с жестом.

Раздел

Организационные формы работы. Цели.

Формирование предпосылок для развития активной речи

1. Улыбнись

«Вызывать» ответную улыбку. Стимулировать голосовые реакции ребенка, ласково, напевно разговаривая с ним, улыбаясь ему.

2. Агу

Вызывать у ребенка ответные голосовые реакции - гуканье, гуление; «перекликаться» с ребенком, поддерживая произносимые им звуки (г, к, а, а-а, у, гу, агы, у-у, агу и др.)

3. Какие мы хорошие

Стимулировать певучее интонированное гуление на эмоционально-речевом фоне. Вызвать «комплекс оживления» (а? а! а-а-а! а-а! гу? гу! агу! а-гу-гу! гы. а-гы-гы! а-гы-гы! у? ау! и др. )

4.Игра «Песенка»

Чему учится ребенок: произвольному, распевному произнесению цепочки гласных звуков; эмоциональному общению. С выражением радости на лице напевайте без слов: «А-а-а-а-а».Когда ребенок научится легко артикулировать этот звук, можно приступить к другой «песенке»: «и-и-и-и-и-и».Также отрабатываются звуки (э-э-э-э),(о-о-о-о),(у-у-у-у)-более трудные, поскольку требуют работы губ.

Произнесите рифмовку:

Кукла-куколка, бай,бай.

Спи спокойно. Засыпай:

«а-а, а-а,а-а»

На звук (у) укачивайте бычка.

На звук (о)-мишку.

На звук (и)-мышку.

5. Барашки-барашки

Вызывать громкий смех и радостные возгласы ребенка. Наклоняясь к лицу ребенка, Отдаляясь от него, ласково, с улыбкой, с разной интонацией произносить его имя, звуки гуления и лепета: гу, гы, ма, ба, па, бо, бу, а-ба? ба-ба-ба-ба! и др.

6. А-БА

Стимулировать, вызывать первые слоги лепета (ба, ма, па).

7. А-БА-БА

Вызывать повторные слоги лепета (ба-ба, мама, па-па).

8. Давай поговорим

Стимулировать лепет, учить подражать простым слогам (ма, па, ба, дя).

9. Идет коза рогатая

Вызывать новые слоги лепета (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт со взрослым в играх: «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-сорока» . Вступать в «перекличку» с новыми слогами лепета.

10. Дай-дай

Учить ребенка произносить первые облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка — ав-ав, кушать - ам-ам, кукла спит - бай-бай».

Активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, баба, дай, на, иди, бах, Катя, нет.

11. Кто там

Расширять запас лепетных слов, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия («Ляля, би-би, и-го-го, но, му, ку-ку, бам-бам, бом-бом, мяу, га-га, тик-так, ко-ко, э-э-э, ду-ду-ду, дон-дон, ме-ме, пи-пи и др.) »

Для повышения речевой активности ребенка обеспечивать ему положительное эмоциональное состояние, двигательную активность. Давать в руки ребенка то, что было использовано на занятии, стимулируя игровые действия с предметами и игрушками. Предъявляемое слово произносить медленно, певуче, с разными интонациями.



К концу периодов ребенок умеет:

  • подолгу певуче гулит (4 мес.)

  • произносит отдельные слоги- начало лепета(6 мес.)

  • подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же звуки (7 мес.)

  • громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета ( 8 мес.)

  • подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете ( 9 мес.)

  • подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет у него в лепете(10 мес.)

  • произносит первые слова-обозначения(11 мес.)

  • легко подражает новым слогам лепета(12 мес.)

  • произносит 6-10 облегченных слов(12 мес.)

(Показатели развития речи даются по диагностике нервно-психического развития детей 1 г. ж., автор Фрухт З. Л.)


Развитие предпосылок понимания речи
3 этап Задача: развитие понимания речи взрослого - по его побуждению ребенок учится находить взглядом игрушки, понимать жест и слово взрослого.
Вначале ребенок учится находить взглядом игрушку, стоящую на одном и том же месте (куклу, собачку или часики), в ответ на вопрос взрослого - "где?" Следующий этап - ребенок находит две игрушки, называемые взрослым. Затем обучают ребенка находить знакомые игрушки при их перемещении в пространстве.
Одновременно с этим обучают детей понимать названия движений и повторять эти движения под потешки "Ладушки", "Сорока-сорока", "Дай ручку", "Хлоп-хлоп, ты ладошечка". Обучают понимать слова "дай", "на", "до свидания", сопровождаемые жестом, а затем и без него. Знакомят с именами детей и взрослых в группе, с названиями игрушек и предметов, проводя игру - прятки.
4 этап Задачи: развитие регулирующей функции речи, увеличение количества понимаемых слов, формирование понимания первичных обобщений.
Обучают по слову взрослого находить знакомую игрушку среди двух знакомых игрушек, затем - среди многих знакомых игрушек, собранных в ящике, лежащих на полу. Обучают выполнять простые поручения, опираясь на понимание жеста в сочетании со словом, формируют умение приносить знакомые игрушки, предметы, отдавать их взрослым и детям.
Необходимо развивать умение рассматривать яркую картинку, открывать и закрывать книжечку, рассматривать две картинки в книжке.
Учат первичным обобщенным понятиям: по просьбе взрослого дети показывают и приносят игрушки, имеющие некоторые различия, но одно и то же назначение и название (кукла - резиновая, целлулоидная, мягконабивная, деревянная, би-ба-бо и т.д.).
Значительное внимание должно быть уделено развитию понимания одних и тех же действий с различными игрушками. Необходимо знакомить детей с именами окружающих детей, взрослых, названиями предметов быта, одежды и мебели; закреплять умение понимать и выполнять движения под потешки.
В целях формирования активности ребенка в общении с взрослыми следует развивать понимание различных жестов и действий и побуждать их использовать жест со словом "возьми", жест типа "дай-дай", жест "на" - с протягиванием предмета, "ай, нет" - прятанье ручек за спину, "до свидания" - помахивание рукой, "пока" - воздушный поцелуй, "малыш, хороший" - поглаживание по голове ручкой, "ку-ку, вот и я" - закрывание ручками глаз.



Раздел

Организационные формы работы. Цели.

Развитие понимания речи, мышления,памяти в процессе общения со взрослым, на основе обогащения представлений об окружающем.

1. Где ляля? (С игрушкой, которая всегда находится на постоянном месте.)

Продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции ребенка. На вопрос взрослого «Где?» малыш должен поворачиваться в сторону знакомой игрушки. Привлекать его внимание к звуковым свойствам предмета. Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым. (Ребенок должен активно следить за действием взрослого с игрушкой, поворачиваясь или наклоняя голову. Взрослый гладит куклу по голове с приговариванием: «Ляля, Ляля»; водит по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ-топ»; внезапно прячет куклу с вопросом: «Где ляля?»; показывает ее снова: «Вот ляля!»; ставит на постоянное место, задавая тот же вопрос; накрывает куклу салфеткой; открывает ее с теми же вопросами, возгласами.)

2. Где собачка? (Цель и пояснение к занятию см. в занятии № 1.)

3. Где корова? (Цель и пояснения к занятию см. в занятии №1.)

4. Где лошадка? (Цель и пояснения к занятию см. в занятии № 1.)

5. Где машина? (Цель и пояснения к занятию см. в занятии № 1.)

6. «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»

Формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию и слову взрослого.

7. Прятки (с игрушками)

Учить ребенка выполнять движения по подражанию и слову взрослого: на вопрос взрослого «Где?» приблизиться к игрушке и снять с нее салфетку:

а) с куклой, которая находилась на постоянном месте (при перемещении);

б) с собачкой, которая находилась на постоянном месте (при перемещении);

в) с коровой, которая находилась на постоянном месте (при перемещении);

г) с лошадкой, которая находилась на постоянном месте (при перемещении);

д) с машиной, которая находилась на постоянном месте (при перемещении).

(Взрослый должен обыграть действия с игрушкой, которая находилась на постоянном месте, перенести ее в другое место (в манеже), на глазах у ребенка закрыть салфеткой и задать вопрос: «Где...?»)

8. Делай, как я

Учить ребенка в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции («На», «Дай», «Возьми»), сопровождаемые указательным жестом. Побуждать ребенка к повторению звукоподражаний: «Тук-тук», «Пи-пи», «Дон-дон» и др.

9. Поручение (с игрушками)

Учить находить названную игрушку среди 2 игрушек, затем среди 3-4 игрушек. Побуждать ребенка к повторению звукоподражаний. Развивать эмоциональное отношение к игрушкам, побуждать ребенка выполнять по образцу взрослого какое-либо игровое действие с каждой игрушкой: «Поводи», «Покачай», «Покорми» и др.; по просьбе взрослого: «Дай...» - дать игрушку взрослому. Игрушки:

СОБАЧКА, кукла.

МАШИНА, собачка, кукла.

ЛОШАДКА, машина, собачка.

КОРОВА, лошадка, машина.

ПЕТУШОК, корова, лошадка.

МЯЧ, петушок, корова.

ЧАСЫ, мяч, петушок.

КУРОЧКА, часы, мяч.

МИШКА, курочка, часы.

ДУДОЧКА, мишка, курочка.

ПОГРЕМУШКА, дудочка, мишка.

КОЗА, погремушка, дудочка.

ПТИЧКА, коза, погремушка.

БАРАБАН, птичка, коза.

КОШКА, барабан, птичка.

ГУСЬ, кошка, барабан.

10. Поручение (без игрушек)

Учить ребенка находить в манеже, в группе знакомые игрушки, предметы, выполнять с ними какое-либо действие (поводить, покачать, погладить, покатать и др.), отдавать игрушку взрослому. Побуждать повторять за взрослым слова и звукоподражания (в зависимости от речевых возможностей: «Собака - ав-ав; машина - би-би; лошадка - но-но, и-го-го; корова - му-му; петушок - ку-ка-ре-ку; мяч - бом-бом; курочка - ко-ко; мишка - э-э-э; дудочка - ду-ду-ду; коза - ме-ме-ме; погремушка - дон-дон; птичка - пинь-пинь; гусь - га-гага; барабан - бам-бам; кошка - мяу; утка - кря-кря».

11. Поиграем с игрушкой

Учить ребенка выполнять разные действия с одной игрушкой: «Погладь, покачай, поводи, покорми, попляши, вытри нос, пожалей, причеши, покатай на машине, положи на стол, кровать, посади на стульчик».

Побуждать ребенка к звукоподражанию. В учете указывать не только уровень понимания ребенком речевых инструкций, но и речевую активность: с куклой, с собачкой, с мишкой.

12. Поиграем с игрушками

Учить ребенка выполнять одно и тоже действие с разными игрушками. Побуждать к подражанию слов, звуков:

а) «Поводи - куклу, мишку, собачку»: «Топ-топ. Иду-иду. Кукла идет...»

б) «Покорми - корову, лошадку, курочку»: «Ам-ам. Кушает. Корова кушает» и т.д.

в) «Причеши - куклу, собачку, мишку, зайчика».

13. Рассматривание предметных картинок

Учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком названный предмет и отдельные детали, подавать взрослому названную картинку. Расширять активный словарь (собака, молоток, лошадка, часы, гусь, мяч, домик, дудочка, погремушка, колокольчик, девочка, зайчик...)

При необходимости новую картинку показывать ребенку при соотнесении со знакомой игрушкой. В плане указывать картинки, с которыми проводится работа. Можно увеличить количество картинок на одном занятии с 3-4 до 6-8.

14. Давай умоемся

Уточнить понимание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовое и игровое действие (умываться).

15. Найди другую (с игрушками)

Учить ребенка находить в специально подготовленной ситуации игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть игрушки.

Материал. Два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку; предмет, сходный с одним из них по этому признаку, и контрольный предмет. Варианты заданий:

а) 2 разные коровы, коза, машина;

б) 2 разные курочки, петух, лошадка;

в) 2 разные дудочки, палочка, барабан;

г) 2 разные утки, гусь, часы;

д) 2 разные лошадки, корова, мишка;

е) 2 разные кошки, собака, кукла.

Вопросы: Где лошадка? Где другая лошадка? Где корова? А где мишка?

к концу периодов ребенок умеет:

  • на вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте (7 мес.)

  • на вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах (8 мес.)

  • по слову взрослого выполняет разученные ранее действия под потешки «Ладушки», «Дай ручку» и др. (8 мес.)

  • на вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения (9 мес.)

  • знает свое имя, оборачивается на зов (9 мес.)

  • по просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает их(10 мес.)

  • при заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет разученные действия и движения (10 мес.)

  • по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и пр.(11 мес.)

  • по просьбе взрослого находит и дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др. (11 мес.)

  • понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей (12 мес.)

  • выполняет отдельные поручения: «найди», «отдай», «принеси» (12 мес.)

  • понимает слово «нельзя»-прекращает действие (12 мес.)

  • по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками (12 мес.)

(Показатели развития понимания речи даются по диагностике нервно-психического развития детей 1 г. ж., автор Фрухт З. Л.)


Нормализация дыхания
Дыхательные упражнения направлены на увеличение силы и длительности выдоха. Кроме пас­сивных дыхательных упражнений, прово­дятся упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности. Так, например, ребенка учат дуть на ватные шарики, в дудочку, на разноцветных бумажных бабочек и т. д. Также ребенка учат игре на губах. При выдохе логопед вызывает у ребенка вибрацию губ. Возникающий при этом звук б-б-б или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его и удлинить. Упражнение выполняется в течение трех минут.


Развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

На каждом этапе работы применяют массаж.

Массаж проводится на фоне эмоционально-вербального общения взрослого с ребенком.

В занятиях используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Широко можно применять различные ворсовые щетки, массажные мячи и массажные щетки.

Массаж рук

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж по методике О. Приходько

Виды упражнений:

1. Поглаживание обеих поверхностей рук ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению от периферии к центру 6 – 8 раз, отдельно по каждой руке.

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) 4 – 10 раз каждой руке.

3. Проведение спиралевидных движений пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2 – 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек).

4. Точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (пальцы кисти массируются по очереди 1 – 2 раза (мы вот так шагаем: топ-топ, топ-топ).

5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, из стороны в сторону, по кругу.

6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению от периферии к центру 5 – 6 раз.

Развитие действий с предметами
3-й этап. Задача: формирование манипулятивных действий.
Ребенка обучают разнообразным действиям с игрушками в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высыпать мячи, кубики и другой материал из миски, переворачивая ее; вынимать игрушки по одной из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек которых подсказывает способ открывания.
Умение перераспределять пальцы руки на игрушке формируется с помощью разнообразных по величине, толщине и объему предметов. Детей обучают захватывать предмет двумя и тремя пальцами. Продолжается работа по развитию тактильной чувствительности ладоней и пальцев руки, осязания: подбираются предметы, различные по материалу, фактуре, плотности, упругости. Используются игры с детским кремом, который ребенок может размазывать по различным поверхностям: зеркалу, резиновому коврику, мисочке. Игры с кремом хорошо развивают движения пальцев руки.

4-й этап. Задачи: развитие действий с дидактическими игрушками; развитие первых сюжетных действий; развитие координации движений руки; совершенствование мелкой моторики рук и осязания.
Совершенствуются исследовательские действия ребенка. Взрослый учит малышей соотносить игрушки, с которыми он имеет дело, и свои действия: выкладывать из различных емкостей (мисочки, ведра, коробки, ящика, мешочка) и собирать в них разные предметы, снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать по-разному устроенные крышки.
Детей обучают разнимать на две части такие игрушки, как матрешка, бочонок, деревянное яйцо, формочка для песка.
Затем дети учатся собирать эти предметы.

Совершенствуются противоположные по значению действия: вынимание - вкладывание, разъединение - соединение, надевание-снимание.
Одновременно с развитием умения соотносить действия с предметом необходимо формировать первые орудийные действия, а затем первые сюжетные действия ребенка; продолжать совершенствовать движение руки, направленное к предмету: петлеобразное, захватывающее сверху, скользящее, обхватывающее сверху, сбоку или снизу; развивать умение перераспределять пальцы рук в зависимости от формы, объема и величины предмета, захватывать предметы двумя или тремя пальцами руки; обучать детей действовать кончиками пальцев; продолжать проводить игры с кремом и гуашью.


Цели, задачи

Средства

Литература

Укрепление мышцы руки и пальчиков

Игра «Жили мышки на квартире»

Игра «Переборы пальчиков»

Игра «Пальчик-мальчик»

Разенкова Ю. А.

Игры с детьми младенческого возраста М. «Школьная пресса» 2003

Стр.135

Стимулирование умения брать предметы пальчиками руки, перекладывать и отпускать их.

Игра с плоскими и объемными кольцами.

Игра «Собери ягодки»

Игра «Сними разноцветные кружочки»

Стр.136

Стимулирование умения брать игрушки двумя и тремя пальчиками и отпускать их.

Игра с носовым платочком.

Игра «Вытягивание лент»

Игра «Туннель для машинки»

Игра «Собирание изюма»

Игра «Бросание прищепок»

Стр.137

Стр.137

Стр.137

Стр140

Стр.140

Тренировка противопоставления указательного пальчика

Игра на игрушечном рояле

Игра «Вот какие глазки!»

Игра со счетами.

Игра с пальчиковой куклой

Стр.137-138


Стр140

Стр.141

Укрепление мышцы руки и пальчиков

Игра «Пляска с пальчиками»

Игра « Размазываем крем по мисочке»

Игра «Разноцветные краски»

Стр.139


  • Обучение работе со строительным материалом (кубиками, крупным

конструктором). Формирование умения выполнять несложные постройки по образцу и описанию.

  • Обучение разборке и хаотичной сборке пирамидки.

  • Обучение выполнению манипуляций с матрешками, игрушками-

вкладышами.




к концу периодов ребенок умеет:

  • свободно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую( 6 мес.)

  • в зависимости от свойств предметов и игрушек учится их захватывать пальчиками (с 6 мес).

  • уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает их из одной руки в другую(6 мес.)

  • игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает(7 мес.)

  • игрушкой занимается долго и разнообразно действует ими( 8 мес.)

  • подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает)( 8 мес.)

  • с предметами действует по- разному, в зависимости от их свойств: катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др. (9 мес.)

  • самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др. (10 мес.)

  • овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень и др.(11 мес).

  • самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит и др. (12 мес.)

  • переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: водит, кормит, баюкает и др. (12 мес.)

(Показатели движений руки, развития действий с предметами даются по диагностике нервно-психического развития детей 1 года жизни, автор Фрухт З. Л.)





Литература
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М.: Просвещение, 1989.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985.

3. Закревская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: ГНОМ и Д, 2008
4. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет. Л.: Медицина, 1974.
5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.
6. Мастюкова Е.М. Коррекция речевых нарушений // Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимошина. Детские церебральные параличи, Киев: Здоровье, 1988. .
7. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом (младенческий, ранний и дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1991.
8. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.: Просвещение, 1987.
9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1983.
10. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Просвещение, 1996.
11.Разенкова Ю.А.Игры с детьми младенческого возраста. М. Школьная Пресса, 2003.
12. Страковская В.Л., Ладыгина В.Е. Физическое воспитание недоношенных детей. М.: Медицина, 1990.
13. Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. Л.: Медицина, 1991.
14. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.: Медгиз, 1949.
15. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.,1983.
16. Фрухт Э.Л. Программа воспитания детей в домах ребенка. М., 1987.
17. Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка //Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. ,Д.В,Дружининой. М.: Медицина, 1987.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Белоногова Елена Михайловна

Дата: 22.10.2017

Номер свидетельства: 433815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства