№ п/п | Параметры | Уровни развития функции | Характеристика |
-
| Звукопроизношение | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Нарушено несколько групп звуков Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков Звукопроизношение в норме |
-
| Фонематические процессы | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Не слышит данный звук в любой позиции Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы С заданием справляется, но допускает несколько ошибок Фонематические процессы в норме |
-
| Словарный запас | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Активный словарь ограничен бытовым уровнем Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения Активный словарь близок к возрастной норме |
-
| Грамматический строй речи | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Речь резко аграмматична Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении Грамматический строй близок к возрастной норме |
-
| Связная речь | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Фразовая речь резко аграмматична Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции |
-
| Пространственная ориентировка | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Не ориентируется на плоскости и в пространстве Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения Пространственная ориентировка соответствует возрасту |
-
| Артикуляционная моторика | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей |
-
| Мелкая моторика | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора) Испытывает затруднения при выполнении динамических проб Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками. Мелкая моторика в норме |