«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» /В.А. Сухомлинский/.
Здоровье - одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Охрана и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач специального(коррекционного)образования.
В стенах большинства образовательных учреждений дети получают знания, умения и навыки, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста малышам необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Это дело не только родителей, но и воспитателей, учителей. С полной отдачей необходимо стремиться к достижению общей цели - сохранению здоровья наших детей.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделим
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольного учреждения не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% дошкольников относятся к числу здоровых, 40% относятся к группе риска, а 50% имеют патологию развития. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений. По данным специальных исследований, распространенность основных форм психических расстройств, среди детей с начала 1990-х гг. возросла на более чем на 30% . В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рождённых после 2001г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении, и закладывают основу для всего последующего онтогенеза.
Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчеркивалось исследователями различных направлений науки. Однако представленные в настоящее время данные об особенностях физического состояния детей с ЗПP немногочисленны и разнородны. Также следует отметить, что недостаточно представлены научно-обоснованные программы, технологии и методики физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ. Это, в свою очередь, затрудняет осуществление комплексного коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников с данными отклонением в развитии. Вышеизложенные факты доказывают целесообразность и актуальность разработки технологии физического развития, реализация которой не только позволила бы решить специфические задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, но и способствовала бы их успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Исходя из вышеперечисленного возникла необходимость в разработке сеансов оздоровительных мероприятий, которые распределены по определённым дням недели.
Упражнения включаются во все виды образовательной деятельности как на фронтальных, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Месяц | Комплекс | Направления | Игры, упражнения | Оборудование |
Сентябрь 3 неделя | Комплекс 1. «Вот и осень пришла» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Солнышко и тучки» «Листопад» «Нарисуем листик» «Подуй на листочки» Игра «Давайте поздороваемся» | Солнышко из картона, осенние листья, карандаши |
4 неделя | Комплекс 2. «Дары осени» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Ёжик» «Идём в лес за грибами» «Собери шишки» «Сдуй листок с грибочка» «Передай яблоко другу» | Муляжи фруктов, грибов, шишки, осенние листья |
Октябрь 1-2 неделя | Комплекс 1. «Ветерок» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Ветер» «Дерево на ветру» «Рисуем ножками деревце» «Листопад» «Волшебный стул» | Стул, карандаши |
3-4 неделя | Комплекс 2. «Дождик» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Дождик» «Походи боком» «Рисуем кистью» «Имитируем шум дождя» «Клеевой дождик» | Кисти, краски, листы бумаги |
Ноябрь 1-2 неделя | Комплекс 1. «Прогулка» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Мостик» «Маленький мостик» «Извилистая дорожка» Упр. «1 шаг вдох, 3 шага - выдох» «Прогулка с завязанными глазами» | Шарфы |
3-4 неделя | Комплекс 2. «Поздняя осень» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Погреем глазки» «Спрячем ладошки» «Передай сапожок» «Погреем ручки» «Минута шалости» | Обувь для куклы |
Декабрь 1-2 неделя | Комплекс 1. «Зима пришла» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Снежинки» «Снежок» «Сложи узор» «Подуй на снежинки» Игра «Стряхни снежинки с одежды друга» | Снежинки из бумаги, карандаши, фломастеры |
3-4 неделя | Комплекс 2. «Скоро новый год» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Ёлка» «За ёлочкой» «Найди подарок» «Сдуй снежинку с ёлочки» Игра «Гирлянду собери -ёлочку наряди» | Бумажные снежинки, ёлочка, камешки, мелкие игрушки |
Январь 4 неделя | Комплекс «В зимнем лесу» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Белочка» «Лисица» «Дорожка с препятств-ми» «Дышим свежим воздухом» «Лабиринт» | Коврик с нашитыми пуговицами |
Февраль 1-2 неделя | Комплекс 1. «Птички» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Воробышек» «Деревья и птицы» «Рисуем крылышки»» «Чьё пёрышко улетит дальше» «Воробьиные драки» | Перья птиц, карандаши, фломастеры |
3-4 неделя | Комплекс 2. «Весёлый транспорт» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | Упр. «Покатаем машинку» «Самолёт» «Паровозик» «Помоги самолёту взлететь» «Корабль и ветер» | Машинки, самолёты для дыхательной гимнастики |
Март 1-2 неделя | Комплекс 1. «Мамины помощники» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Подснежники» «Поможем донести сумку» «Стирка» «Каша кипит» «Печём пирог» | Имитированные цветы, салфетки, покрывало. |
3-4 неделя | Комплекс 2. «Мастера и мастерицы» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Теремок» «Построим дом» «Построим лесенку» «Дровосек» «Скульптура» | Карандаши, мешочек с песком, детали конструктора |
Апрель 1-2 неделя | Комплекс 1. «Весна пришла» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Лучик солнца» «Ванечкины сапожки» «Пройди через лужу» «Бульканье» «Сосулька» | Стаканы с водой, соломки |
3-4 неделя | Комплекс 2. «Насекомые» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Жук» «Бабочка» «Догони жука» «Сдуй бабочку с цветка» «Гусеница» | Игра на формирование дыхания «Цветок и бабочка» |
Май 1-2 неделя | Комплекс «Дорога в лето» | Пн.Здоровые глазки Вт. Здоровая спинка Ср. Здоровые ножки Чт. Здоровое дыхание Пт. Здоровые эмоции | «Солнечный зайчик» «Ходим в шляпах» «Цветочная поляна» «Подуй на одуванчик» «Ласковый мелок» | Зеркальце, кепки, шляпки, коврик с цветными пуговицами, изготовленный из салфеток одуванчик |