Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по логике "интеллектуального клуба "Юный эрудит"»
Тема занятия: Решение логических задач. Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение Вид занятия - занятие-исследование Направление деятельности: общеинтеллектуальное Формы: смотр знаний, игра, работа в парах Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный дидактический материал, тетрадь на печатной основе. Цель: познакомить детей с логическими задачами , рассказать об их роли в жизни человека, формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, учить анализировать высказывания со связкой «если..., то...» и делать правильные выводы. Задачи: • Познакомить с некоторыми логическими и нелогическими утверждениями, вопросами и суждениями, • развивать умения работать в парах, учить правильному общению и взаимодействию; • развивать мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать. Педагогические задачи: создать условия для усвоения знаний о различных задачах; способствовать развитию монологической речи. Планируемые результаты образования: познакомить детей с решением логических задач и уметь применять изученный материал в повседневной жизни. Предметные: учить осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в рисунках и текстах. Метапредметные (УУД: коммуникативные познавательные, регулятивные, личностные): освоение обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения логических задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; знаково - символические – использовать модели для решения логической задачи; предметные – знать название некоторых понятий, логические – строить рассуждения. Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образными (рисунками, таблицами), словесно-образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Коммуникативные: управление коммуникацией - осуществлять взаимный контроль; взаимодействие - строить монологическое высказывание. Личностные: самоопределение - демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни; нравственная - этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях. Воспитывающие: воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества, любовь к предмету, воспитывать систему нравственных межличностных отношений. Средства обучения:компьютерная презентация «Логические задачи», мультимедийный проектор, демонстрационный компьютер, карточки для индивидуальной работы, записи на доске, рисунки учащихся.
Ход занятия I .Вводная беседа I Положительный настрой на занятие (Учимся, играя) Уч. Я рада нашей новой встрече Мне с вами всегда интересно, друзья! И обдуманные ваши ответы С удовольствием слушаю я.
Ребята, наверное ,всем вам хочется хорошо учиться: красиво и грамотно писать, быстро считать, а самое главное- уметь отвечать на сложные и необычные вопросы, а для этого надо постоянно тренировать память , глазомер, речь, внимание. Всё, что я перечислила, изучает наука «Логика». А мы с вами сегодня будем знакомиться с логическими задачами и учиться их решать.
Уч. Итак, чем будем заниматься сегодня на занятии?
Д. (все) Сегодня вновь мы будем наблюдать, делать выводы и рассуждать.
Уч. Чтобы всё получилось удачно – работаем как всегда под девизом:
Все: «Сделай сам и помоги другому».
Уч. Во - первых, приведём наш ум в рабочую готовность. II. Мозговая гимнастика Качание головой (Упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд . Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. (30 сек.) «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе « восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» ( улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
III. Разминка
Уч. Отвечайте, кто это? Что это? Маленькая, серенькая, пугливая... Красный, спелый, гладкий... Большой, неуклюжий, бурый... Холодный, белый, пушистый... Жёлтые, красные, осенние... Рыжая, хитрая, пушистая... У какого зверька самое короткое имя в лесу? Назовите слова- отгадки, которые отвечают на вопрос «кто?» , почему вы их назвали? (мышь, медведь, лиса, ёж ) IV. Проблемная ситуация. Ребята, если мы ещё немного порассуждаем о лесных жителях, то мы сможем найти и другие признаки, по которым их можно объединить в одну группу. Выдвигайте гипотезы, а мы обсудим ваш выбор . V. Частично-поисковое задание. (работа в парах) На столах лежит карточка «Лесные жители» Задача для детей: 1.Почему объединили жителей в одну группу? 2.В чём заключается сходство? 3. Кто здесь лишний? Докажи и обоснуй свою гипотезу. VI .Открытие нового знания. Решение логических задач. ( Презентация) Ребята, Мы пришли к единому мнению, чтобы научиться решать логические задачи , нужно подготовить свою гипотезу. Что такое гипотеза? ( Это предположение для объяснения каких-либо явлений). Мы пользуемся этим понятием на занятиях « Учусь создавать проект». Рассуждая , мы логически мыслим , сравниваем и тем самым учимся решать сложные логические задачи. VII. Весёлая перемена. (физкультминутка про мышат) МЫШИ Вышли мыши как-то раз. Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре — мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный гром — Убежали мыши вон. VIII. Совершенствование воображения. Откройте тетради на печатной основе на странице39. Выполняем задание №1. Обсудите своё мнение с товарищем. А затем подпишите названия. Работаем сообща и быстро. Хорошо ли вы знаете животных? Угадайте, кому принадлежат эти лапы?
Дети, ответьте мне , пожалуйста, как вы решали эти логические задачи? Чтобы придти к единому мнению, что вы делали? (сравнивали источники информации, обобщали и делали вывод) Выполняем задание №2. Отгадайте загадку, ребята Он похожий на яйцо Или на твоё лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым чуть стал. Получился вдруг.... (овал).
Помогите художнику Незнайке дорисовать картинки из овалов.
Какие вы знаете геометрические фигуры? Потренируйтесь дома и нарисуйте картинки из квадрата. Это задание развивает воображение, которое тоже необходимо для решения логических задач. Демонстрация в классе детских рисунков, которые отличаются оригинальностью. IX. Коррегирующая гимнастика для глаз. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. «Палец двоится» ( облегчает работу на близком расстоянии) : вытянуть руку вперёд. Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не будет двоиться.(повторить 6-8 раз) Выполняем задание №6. Перед вами два замка. В одном замке живёт добрая Фея, в другом – злая Ведьма. Заверши эти рисунки так, чтобы сразу стало понятно, где чей замок. Рассуждайте логически, что нужно изменить в рисунке? . Заверши эти рисунки так, чтобы сразу стало понятно, где чей замок. Почему вы использовали яркие цвета для замка Феи? Как выглядит замок Ведьмы? Какие логические цепочки вы построили? ( в жизни добрые люди радостные, светлые; у мамы , когда не сердится и не злится – солнечная улыбка, лицо «светится» и т.д. Как вы думаете , Незнайка логически рассуждал, подбирая цвета для рисунков? Молодцы, вы все прекрасно справились с заданиями.
Динамическая пауза. (играем все вместе в мяч, при этом каждый отвечает на вопрос типа: Какое сегодня число? Как зовут твою маму? Какой сейчас месяц? Где спит зимой медведь? В конце урока вы хотите оценить свою деятельность? (Логические.) Мы ученики 1 «Б» класса. (Логические.) Мы будем на уроках слушать и слышать, развивать память, внимание, воображение? (Логические.) Мы любим учиться? (Логические.) Ребята , вы заметили , что я задавала вам новые вопросы? Эти вопросы называются логическими. Как вы на них отвечали? А что такое логические вопросы? ( На которые можно утвердительно ответить: Да! или Нет! ) X. Самостоятельная работа. (задания подобраны индивидуально, выполняются на карточках) Вручение медалек на память.
XI. Рефлексия Что нового узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились? Что понравилось сегодня на занятии? Довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на занятии ( в тетрадях закрашивают флажки для самоконтроля).
Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем Рассуждать и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям!
V. Рефлексия деятельности. Организует подведение итога занятия : Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли этой цели? Подведите итог урока, дополнив данное предложение: «Я сегодня узнал (запомнил, научился, удивился, повторил) ….». Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Подводят итог занятия.