Логопедическая программа по АООП НОО с РАС (вариант 8.3)1 класс
Логопедическая программа по АООП НОО с РАС (вариант 8.3)1 класс
Данная программа разработанна в соответствии требований основных документов:
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3) МАОУ Каскаринской средней общеобразовательной школы, которая основывается на:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическая программа по АООП НОО с РАС (вариант 8.3)1 класс»
ПРИНЯТ протокол №7 от 27.05.2016г., приказом №223 от 06.06.2016г.,и согласованного Управляющим Советом школы 31.05.2016г. (протокол №9), утвержденного на педсовете муниципального автономного общеобразовательного учреждения Каскаринской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР муниципального автономного общеобразовательного учреждения Каскаринской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района
/_______ / Ф. М. Сайдимова
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №223 от 06.06.2016г Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения Каскаринской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района
__________ В.А. Лукина
Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:
«Логопедические занятия»
Ф.И.О. учащегося: Евдокимов Игорь Евгеньевич
Класс: 1 Б
Программа обучения : АООП НОО с РАС (вариант 8.3),домашнее обучение.
Срок: 2016-2017 уч. год.
Количество занятий: 1раз в неделю, 3-4 занятия в месяц,33 занятия в год.
Составитель: учитель-логопед I категории, Абышева Л П.______________
Коррекционный курс «Логопедические занятия»
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план составлен на основе
Учебного плана МАОУ Каскаринской СОШ, утвержденного на педсовете, протокол №7 от 27.05.2016г., приказом №223 от 06.06.2016г.,и согласованного Управляющим Советом школы 31.05.2016г. (протокол №9), который входит в
Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3) МАОУ Каскаринской средней общеобразовательной школы, которая основывается на:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);
- Примерную адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Характеристика обучающегося по АООП НОО с РАС 1 класса «Б»,
Евдокимова Игорьа Евгеньевича.
Артём поступил в 1 класс 1 сентября 2016 года. По заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП для детей с РАС (вариант 8.3.) Находится на домашнем обучении. До школы дошкольные образовательные учреждения не посещал. Родители очень внимательны к сыну, заинтересованы в его развитии. Занятия не всегда вызывают положительные эмоции у мальчика. С большим интересом откликается на предложения учителя к выполнению занятий лепкой букв, соотнесение картинок и табличек, рисованием. Этому способствует подбор подкрепляющих стимулов: ( мыльные пузыри, игры с водой, игрушки).
Навыки опрятности и самообслуживания формируются медленно.
Самостоятельная речь практически не сформирована. Фраза короткая, двусложная , часто использует эхолалии.
Ответы на поставленные вопросы учителя затруднены. Звукопроизношение нарушено: сигматизм шипящих, ротацизм, ламбдацизм.
Расстройства речи проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом. Нарушены все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.
Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. Словарный состав беден, преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности.
Отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляет глаголы, прилагательные, местоимения. Чаще всего употребляет своё имя в третьем лице. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах.
Недоразвитие связной речи характеризуется основной причиной расстройства аутистического спектра.
Актуальность проблемы.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА или РАС) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА (РАС) при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; - отгороженность от внешнего мира; - слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада) - неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными; - дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана; - приверженность к сохранению неизменности окружающего; - неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь; - однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; - разнообразные речевые нарушения при РАС; - у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Общая характеристика программы.
Логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения (РАС) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у детей с (РАС) носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения
- несформированность фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в словоизменениях;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи;
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему вцелом. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.
Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий» имеет под собой методологические и теоретические основания.
В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма
- вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности –
рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта;
рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности
- учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода
- опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода
- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода
- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Цели и задачи программы.
Цели программы:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка; - повышение речевой активности ребенка в процессе общения.
Задачи программы:
Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире.
Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:
- обогащать и активизировать словарный запас,
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
3. Развитие устной речи:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;
- развивать фразовую и связную речь.
4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение):
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;
5. Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
6. Формировать пространственно-временные представления и понятия.
7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане коррекционной работы предусмотрены часы логопедических занятий. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 33 недели, логопедических занятий в 1 классе отводится 1 занятие в неделю (33 занятия в год).
Основные этапы логопедической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий.
Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является организация речевой активности целенаправленного аутичного ребенка.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной АОО программы для детей с (РАС) дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.
Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
В структуру каждого занятия, как правило, входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения;
-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;
- работа над предложением;
- развитие связной речи.
Основная цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС:
Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
Сопутствующие цели:
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного физиологического дыхания.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни
Речевое и неречевое общение.
Формировать способность к осмыслению социального окружения.
Воспитывать положительное отношение к окружающей действительности.
Стремится к воспитанию самостоятельности в выполнении учебных заданий.
Учить вступать в контакт с окружающими и работать в коллективе.
Учить слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Учиться ориентироваться в пространстве класса и пользоваться учебной мебелью.
Передвигаться по школе, находить свой класс.
Задачи обучения:
совершенствование речевого опыта;
коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
формирование выразительной стороны речи;
формирование и развитие устной коммуникации;
обучение построению элементарных устных связных высказываний;
воспитание культуры речевого общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать:
1)осознание себя как ребёнка;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.
Предметные результаты:
Устная речь.
Минимальный уровень:
Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
Слушать сказку или рассказ,
Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
Содержание учебного курса.
В содержание программы курсов: «Логопедические занятия» входят:
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.
Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.
Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночиречевой ситуации. Составление связного высказыванияВыбор атрибутов Развитие артикуляционной моторики..
Практические грамматические упражнения и развитие речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с РАС оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Для оценки сформированности каждого действия, по решению ПМПк МАОУ Каскаринской СОШ было принято использовать следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя
5баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Задачи курса «Логопедические занятия»:
Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире.
Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:
Обогащать и активизировать словарный запас,
Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
Развитие устной речи:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;
Развивать фразовую и связную речь.
Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
Формировать пространственно-временные представления и понятия.
. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики
Место курса в учебном плане
В Учебном плане МАОУ Каскаринской СОШ Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3) МАОУ Каскаринской средней общеобразовательной школы выделен 1 час в неделю для коррекционного курса «Логопедические занятия" , (33 учебные недели). Сроки реализации рабочей учебной программы: 1 год..
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.
Планируемые результаты
У учащихся будут сформированы следующие умения и навыки:
Выполнять простые инструкции учителя;
отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
Применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Выбирать картинку, соответствующую слову;
Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
Выполнять простые инструкции (сядь, встань, возьми и т.д.);
Правильно выполнять речевой плавный выдох;
Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности курсу «Логопедические занятия»
В штат специалистов ФГОС НОО для детей с РАС входят :
учителя начальной школы,
учитель-логопед,
педагог-психолог,
Педагоги, реализующие адаптированную образовательную программу начального общего образования имеют квалификацию по педагогическим специальностям, способны к инновационной профессиональной деятельности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.
Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающей области включает обеспечение кабинета логопеда, предназначенного для организации групповой и индивидуальной помощи учащимся и их семьям:
печатные пособия: учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков;
мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник, мыло, полотенце; . В кабинете выделена зона отдыха, укомплектованная мягкой мебелью,
игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаики, лото); игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса;
технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением; мультимедийный проектор.
Недельный учебный план общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (дополнительные первые, I-IV классы)
Образователь-ные области
Классы
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Всего
1
доп
1
доп
1
2
3
4
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
1.1.Русский
язык
1.2.Чтение
1.3.Речевая
практика
2
2
3
2
2
3
3
3
2
3
4
2
3
4
2
3
4
2
16
19
14
2. Математика
2.1.Математика
3
3
3
4
4
4
21
3. Естествознание
3.1. Мир природы
и человека
2
2
2
1
1
1
9
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Рисование
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
9
8
5. Физическая культура
5.1.Физическая культура
3
3
3
3
3
3
18
6. Технологии
6.1. Ручной труд
2
2
2
1
1
1
9
Итого
21
21
21
20
20
20
123
Часть, формируемая
участниками
образовательных отношений
-
-
-
3
3
3
9
Максимально допустимая
недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
21
21
21
23
23
23
132
Коррекционно-развивающая
область.
Коррекционные курсы:
Формирование коммуникативного поведения.
Музыкально – ритмические занятия.
Социально – бытовая ориентировка.
Развитие познавательной деятельности.
Логопедические занятия
Ритмика
6
6
6
6
6
6
36
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
4
24
Всего к финансированию
31
31
31
33
33
33
192
Тематический план курса: «Логопедические занятия».
1 четверть.
I Этап: Диагностический (4 ч.)
1.Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Провести первичную диагностику.Обследование импрессивной и связной речи . Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений Обследование звукопроизносительной стороны речи. Выявить наличие нарушений звукопроизношений Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов
II Пропедевтический (Добукварный) период.
«Это — я», (1ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи «Пальчики»
«Я- ребёнок» (1ч.)
Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи «Пальчики»
«Ребёнок в семье» (1ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи.
«Моя семья» (1ч.)
«Я-в семье» (1ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я)Формирование представления о звуках речи. «Семь сестрёнок»
2 четверть.
«Ребёнок и его дом» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Пальчиковые игры:«В домике», «Дом и ворота»
III Букварный период.
1 этап: изучение гласных звуков и букв.
11. «Ребёнок и его игрушки» (2 ч.)
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук/ а. /и буква Аа.«Рисуночное письмо» «Мячи».
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук О. и букваОо.
Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво-рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). «Таня и кукла»
12«Ребёнок в школе» (2 ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.
.Звук О. и букваОо. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво-рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок) Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ «колючий мяч»
14. «Ребёнок в мире цвета и звука» (2ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ. Пальчиковая игра «Строим дом». Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. «Строим дом»
3 ЧЕТВЕРТь
16. «Ребёнок в мире цвета и звука» (1ч.)
Повторить пройденные звуки и буквы.Звук м и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. «Фруктовая ладошка»
2 этап: изучение согласных звуков и букв.
17 «Ребёнок и мир животных» (1ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);оПвторить пройденные звуки и буквы.Звук м и буква Мм.
«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. «Ёжик»
18 «Ребёнок и мир животных и птиц»(1ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); Звук с и букваСс «Домашние птицы»
19. «Ребёнок и мир животных» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. Звук с и буква Сс «Моя лошадка» Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. Звук с и буква С Пальчиковая игра «Бык у забора»
21. «Ребёнок и мир растений» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук и буква Хх. «Засолка капусты» Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы) Звук и буква Хх. «Яблонька»
23«Ребёнок в семье» «Я и мама»(1ч.)
Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); Звук М и буква Мм. Рисуем пальчиками на песке-маму
24 «Ребёнок и машины» (1ч.)
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Звук М и буква Мм.Рисуем пальчиками на песке-машинуОвладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей.
4 четверть.
IV Коррекционный период.
26. «Ребёнок и явления природы». (2ч.)
Обучение глобальному чтению.Работа с альбомом Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире Повторить пройденные звуки и буквы.Находить картинкупо теме «Весна»
28. Звук ш. (2ч.)
Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. Повторить пройденные звуки и буквы. «Домашние птицы» Находить картинку Рисуем пальчиками на песке-шарик
30.Звук и буква Шш. (1ч.)
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1
Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. 1
«Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка); Рисуем пальчиками на песке
32.Дифференциация с-ш в словах. (1ч.)
Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. «Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка); Рисуем пальчиками на песке
33Диагностика(1ч.)
Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. Выявить динамику развития. «Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы Рисуем пальчиками на песке.
Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:
«Логопедические занятия»
Класс: 1 Г
Программа : АООП НОО с РАС (вариант 8.3)
Срок: 2016-2017 уч. год.
Количество занятий: 1раз в неделю, 3-4 занятия в месяц,33 занятия в год.
1класс (33 ч.)
1 четверть
№
Название раздела, темы логопедического занятия
Задачи
Кол-во
Ча-сов
Звук и буква
Развитие мелкой моторики
Информационное сопровождение
По плану
По Факту
I Этап:Диагностический
4 ч.
1.
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.
Провести первичную
Диагностику.
1
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
5.09
2.
Обследование импрессивной и связной речи .
Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.
1
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
12.09
3.
Обследование звукопроизносительной стороны речи.
Выявить наличие нарушений звукопроизношений.
1
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
19. 09
4.
Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса.
Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов
1
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
26.09
Пропедевтический (добукварный) период.
5
«Это — я»,
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.
1
Формирование представления о звуках речи
«Пальчики»
«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Морозова, И.А., 2007 г.
03.10
6
«Я- ребёнок»
Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми
1
. Формирование представления о звуках речи
«Пальчики»
«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Морозова, И.А., 2007 г.
10.10
«Ребёнок в семье»
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.
1
Формирование представления о звуках речи.
«Моя семья»
«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Морозова, И.А., 2007 г.
17.10
7
«Я-в семье»
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
1
Формирование представления о звуках речи.
«Семь сестрёнок»
«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Морозова, И.А., 2007 г.
24.10
2 четверть.
8
«Ребёнок и его дом»
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.
1
«В домике»
«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Морозова, И.А., 2007 г.
07.11
9
«Ребёнок и его дом»
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.
1
«Дом и ворота»
«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Морозова, И.А., 2007 г.
14.11
Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х.
10
«Ребёнок и его игрушки»
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.
1
Звук/ а. /и буква Аа.
«Рисуночное письмо»
«Мячик»
«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Морозова, И.А., 2007 г.
21.11
11
«Ребёнок и его игрушки»
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.
1
Звук О. и букваОо.
Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Морозова, И.А., 2007 г. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
28.11
12.
«Ребёнок в школе»
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.
1
.Звук О. и букваОо.Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).
«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.
«Фруктовая ладошка»
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
16.01.17
17
«Ребёнок и мир животных»
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);оПвторить пройденные звуки и буквы.
1
Звук м и буква Мм.
«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.
«Ёжик»
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
23.01.16
18
«Ребёнок и мир животных и птиц»
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);
1
Звук с и буква Сс
Домашние птицы
Раздаточный наглядный материал.
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,
30.01.16
19.
«Ребёнок и мир животных»
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.
1
Звук с и буква С
«Бык у забора»
Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
13.02.16
21.
«Ребёнок и мир растений»
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Добиваться правильного соотношения звука с буквой.
1
Звук и буква Хх.
«Засолка капусты»
Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов
20.02.16
22.
«Ребёнок и мир растений»
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);
1
Звук и буква Хх.
«Яблонька»
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
27.02.16
23
«Ребёнок в семье» «Я и мама»
(повторение)
учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
1
Звук М и буква Мм.
Рисуем пальчиками на песке-маму
Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов
06.03.16
24
«Ребёнок и машины»
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей
1
Звук М и буква Мм.
Рисуем пальчиками на песке-машину
Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов
13.03.16
25
«Ребёнок и машины»
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей
1
Звук М и буква Мм.
Рисуем пальчиками на песке-машину
Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов
20.03.16
4 четверть.
26.
«Ребёнок и явления природы».
Обучение глобальному чтению.Работа с альбомом
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире
1
Повторить пройденные звуки и буквы.
«Весна»
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
03.04.16
27.
«Ребёнок и явления природы».
Обучение глобальному чтению
Работа с альбомом.
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире
1
Глобальное чтение.Находить картинку
Домашние птицы
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
10.04
28.
Звук ш.
Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах.
1
Повторить пройденные звуки и буквы.
Домашние птицы
Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
17.04.16
29.
Звук ш.
Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
15.05
32.
Дифференциация с-ш в словах.
Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.
1
«Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка);
Рисуем пальчиками на песке
Раздаточный наглядный материал.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
22.05.16
33
Диагностика
Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.Выявить динамику развития.
1
«Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы
Рисуем пальчиками на песке
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
25.05.16
Список используемых источников:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);
Примерную адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
.Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
.Примерная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
Никольская О.С., Баенская Е.Р. Необходимы об& щие усилия // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение,
1989.
. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отста& ющих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и роди& телей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно&практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.