Коррекционно-развивающая программа для учащихся коррекционных школ 5-8 класса по преодолению дезорфографии
Коррекционно-развивающая программа для учащихся коррекционных школ 5-8 класса по преодолению дезорфографии
Учебная (коррекционно-развивающая) программа логопедических занятий по преодолению дизорфографии и трудностей формирования навыка письма у учащихся 5-8 класса опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса письма в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми с задержкой психического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа для учащихся коррекционных школ 5-8 класса по преодолению дезорфографии»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для учащихся 5-8 классов специальных коррекционных школ по ПРЕОДАЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ
Пояснительная записка
Учебная (коррекционно-развивающая) программа логопедических занятий по преодолению дизорфографии и трудностей формирования навыка письма у учащихся 5-8 класса опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса письма в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми с задержкой психического развития.
Программа составлена в соответствии с государственным стандартом по письму в средней школе и в соответствии с определением дизорфографии в современной коррекционной педагогике. Программа отражает современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, современные достижения в области психологии.
Теоретической основойпрограммы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным.
В программе нашли отражение работы ряда ученых (Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой, Л.Н.Ефименковой,
И.Н.Садовниковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма.
Программа предназначена для работы с учащимися 5-8 классов коррекционных школ. Большинство обучающихся поступающих в образовательные учреждения имеют те или иные дисграфические нарушения, которые в средней школе переходят в стойкую дизорфографию.
У детей данной группы имеется выраженная неравномерность развития отдельных сенсо-моторных и иногда интеллектуальных функций. Дизонтогенез такого рода сказывается на формировании предпосылок внимания, памяти, сукцессивных операций, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, речевых навыков, интеллекта.
Нарушения данных предпосылок влияют весьма существенно на усвоение школьных навыков, особенно, если одновременно страдает несколько из них. Для детей данной группы характерны нарушения фонематического анализа слов и предложений, фонематического восприятия, аграмматизмы и оптические нарушения.
У вышеназванной группы школьников имеются следующие особенности процесса письма:
искажение структуры слова (пропуски гласных и согласных букв, вставки букв и слогов, слияние нескольких слов в одно);
слияние предлогов со словами;
недоразвитие слухового внимания,
несформированность процессов рядообразования, количественных и пространственных представлений;
несформированность фонематического анализа и синтеза, бедность фонематических представлений, их неточность, недифференциированность;
затруднение анализа оппозиционных фонем;
замена фонем по акустико-артикуляторным признакам;
замедлена скорость письма;
значительные проблемы в развитии лексико-грамматического строя речи;
замены букв, сходных в начертании;
аграмматизмы.
Программа основана на материале, учитывающем более сложный, чем в начальных классах, уровень школьных знаний, умений, навыков. В сравнении с традиционной программой по коррекции дисграфий в начальной школе она отличается более высоким теоретическим уровнем и логикой организации курса знаний. У учащихся формируется более осознанный интерес к языку, становится возможен анализ различных его сторон: словарный, фразеологический и звуковой состав; соотношение между звуками и буквами; уточняются лексико-грамматические разряды слов; словообразование; орфография; синтаксический строй.
Осознанно усваиваются системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомление с особенностями двух форм языка - устной и письменной.
Уже можно ориентироваться на формирование у школьников данной возрастной группы приемов теоретического анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, а также потребности и способности постижения выразительности и емкости языка, его лексического богатства.
Цель программысостоит в формировании навыков грамотного письма у учащихся 5 – 8 классов.
Задачи курса:
Совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе письма;
Коррекция несовершенного навыка письма;
Совершенствование навыка письма
Программа занятий составлена в соответствии с основными принципами:
единства диагностики, коррекции и развития;
онтогенетического подхода;
деятельного характера занятий;
доступности:
дифференцированного индивидуального подхода.
Структура курса:
Логопедическая диагностика;
Формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе письма;
Коррекция несовершенного навыка письма;
Совершенствование навыка письма.
Формы работы: подгрупповая и индивидуальная. Общая продолжительность курса - 72 занятия, продолжительность занятия 40 минут
При использовании программы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребёнка, более глубоко подходить к индивидуальному планированию занятий.
Время освоения содержания каждого раздела курса сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.
Программа реализуется на индивидуальных и подгрупповых занятиях (2-4 человека).
Комплектование групп осуществляется по результатам проведённого логопедического обследования.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: скорость письма, количество и качество ошибок, осознанность письма.
Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем или воспитателем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.
Литература
«Логопедия» под ред. Волковой Л.С. М.,1998 год.
Программы общеобразовательных учебных заведений РФ. М, 1992 г.
Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников». М, 1997 г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция дисграфий у младших школьников» 1996г
«Современный русский язык» под ред. Леканта П.А., М, 1994.
Войлова К.А., Гольцова Н.Г. «Справочник-практикум по русскому языку», М, 1996 г.
7.Александрович Н.Ф. «Практический материал по русскому языку», Минск, 1974 г.
8.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку», М, 1979 г.
Шклярова Т.В. «Сборник упражнений по русскому языку, 5-6 классы», М. 2001 г.
Учебники по русскому языку 1-7 классы.
Тематическое планирование.
Тема содержание виды работ оборудование
1. Фонетика
1 . Звуки и буквы, их
1 . Определение поня-
1 .Дидактический
различие.
тия «звук», «буква»
материал
Гласные и соглас-
2. Определение соот-
2. Таблицы слов
ные звуки, их
ношения между
признаки, их раз-
звуком и буквой
личие.
3. Установление раз-
Гласные звуки
ницы между глас-
первого и второго
ными и согласными
ряда.
4. Определение роли
Гласные второго
гласных как слого-
ряда (е, ё, и, ю, я)
образующих
и мягкий знак, как
5. Закрепление зна-
два способа обо-
ний о двух спосо-
значения мяг-
бах обозначения
кости согласных
мягкости соглас-
на письме.
ных на письме
Слогообразую-
6. Определение уда-
щая роль гласных,
рения, роли ударе-
деление слов на
ния в слове, а так-
слоги, перенос
же способы про-
слов по слогам.
верки написания
Ударение, удар-
безударных глас-
ные и безударные
ных
гласные в слове.
7. Определение звон-
Непроверяемые
ких и глухих со-
безударные глас-
гласных
ные.
8. Определение твер-
Твёрдые и мягкие
дых и мягких со-
согласные.
гласных
Звонкие и глухие
согласные. Пар-
ные и непарные
согласные. Пра-
вописание звон-
ких и глухих со-
гласных в конце
слова.
И (и краткое),
различие и и и,
перенос слов с
буквой и.
Разделительный
мягкий знак. Раз-
делительный
твердый знак.
2. Словообразова-
1 . Корень как глав-
1 .Определение поня-
1. Таблицы корней
ние, морфология
ная смысловая
тия корня, как
2. Задания по одно-
часть. Родствен-
главной смыслосо-
коренным сло-
ные слова, одно-
держащей части
вам
коренные слова
слова
3. Школьный сло-
(уточнение значений, расширение словаря).
2. Повторение правил о корнях,чередование согласных в корне, безударная гласная в корне, парные согласные в корне слова
вообразовательн ый словарь
2. Приставка
(уточнение значений, трудные для написания приставки).
1. Работа с приставками, трудными для написания: на-, о-, по-, до-, у-,