kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-развивающая программа "Развитие моторики и формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой речевого дефекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

письмо-это сложный навык. техника письма требует слаженной работы мелких мышц кистей и всей руки,  развитого зрительного восприятия, пространственных представлений и произвольного внимания. у детей со сложной структурой речевого дефекта наблюдается недоразвитие всех перечисленных структур.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа "Развитие моторики и формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой речевого дефекта"»

МБОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа им. С.М. Черепанова»










Коррекционно- развивающая программа

« Развитие моторики и формирование

графомоторных навыков у детей

со сложной структурой речевого дефекта».









Составила :

Беляева К.В.

Учитель-логопед












Пст. Новый Бор


2014 г.









Пояснительная записка

С первых дней, при поступление в школу, детей начинают обучать письменной речи , без которой дальнейшее обучение было бы просто невозможно.

Письмо - это сложный навык. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия, пространственных представлений и произвольного внимания.

Несовершенная координация движений руки, низкий уровень зрительно – моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти у детей со сложной структурой речевого дефекта (дизартрия, дисграфия) влияют на то, что в самом начале обучения у них чаще , чем у детей в норме возникают трудности в овладении держать ручку и карандаш. Они затрудняются в том, как расположить лист бумаги для рисования, тетрадь при выполнении письменных заданий. При письме движения их руки неуверенны, неловки, темп кисти руки замедленный или резкий. Все это делает невозможным успешное формирование навыка письма у детей и создает много проблем в процессе обучения. В дальнейшем это может привести к негативному отношению к учебе, тревожному состоянию у детей в школе. Занятия по программе развития моторики и графомоторных навыков повышают эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими сложную структуру речевого дефекта, стимулируют у них более интенсивное формирование моторной сферы, являющейся одной из самых главных при подготовке руки к письму.

Цель программы: Развитие моторики и формирование графомоторных навыков, необходимых для успешного овладения процессом письма.

Задачи программы:

  1. Способствовать развитию общей и мелкой моторики рук:

-развивать координацию движений;

- чувство ритма и быстроту реакций при движении;

-развивать точность движений руки и глаза;

-закреплять навык правильного положения руки при письме;

- закреплять навык правильной посадки при письме.

2. Совершенствовать развитие психических процессов:

- произвольного внимания; памяти;

- логического мышления;

- зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на плоскости листа;

- ориентацию в пространстве, путем осознания схемы собственного тела;

- представление пространственных взаимоотношений объектов.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

- воспринимать инструкцию учителя-логопеда и действовать последовательно

по ее выполнению;

- уметь выделять главное;

- вести учебный диалог;

- умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

- умение контролировать свои действия.

Основные принципы реализации программы

1. Принцип доступности - обучение осуществляется в доступной, соответствующей возрасту учащегося форме.

3. Принцип деятельности - обучение осуществляется через различные виды деятельности.

4. Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

5. Принцип системности и последовательности - решение задач в системе всего учебно-коррекционного процесса и последовательное усложнение заданий (выделяются этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития)

6.Дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности.

7. Принципы индивидуального подхода, учета соматического состояния ребенка.

Организация учебного процесса.


- программа предусмотрена для детей младшего школьного возраста;

- программа рассчитана на 1 учебный год.

- количество часов - 34

- программа реализуется в подгрупповой и индивидуальной работе; количество детей 1-4.

- Продолжительность занятия 20-30 минут, 1 раз в неделю.

Структура занятия:

  1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона, включение в работу.

  2. Выполнение упражнений по развитию познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления.

  3. Динамическая пауза (развитие пространственных представлений);

  4. Упражнения по развитию мышечной активности (развитие графомоторных навыков).

  5. Итог.

Занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у учащихся.


Прогнозируемые результаты:

- подготовить руку к письму;

- уметь ориентироваться в собственном теле, пространстве, на плоскости;

- уметь соблюдать санитарно-гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, ручки, карандаша);

-выполнять графические диктанты;

-знать пространственное расположение букв и цифр, имеющих кинетическое сходство

- уметь видеть взаимосвязь номинативной функции слова и отражения ее в графической модели.

Оценка общей, мелкой моторики и зрительно - моторной координации проводится во время обследования речи в начале и в конце учебного года.

При разработке программы использовалась литература:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина «Готовим руку к письму». М., 2002.

  2. Голубь В.Т. «Графические диктанты». М., 2004.

  3. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. «Готовимся к школе». М., 1997.



Календарно-тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Содержание коррекционной работы

Развитие общей моторики( 5 ч.)

1

Развитие точности и равновесия

1

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

-игры с передвижением;

-игры с мячом;

-игры: «перекрестные движения», «расскажи стихи руками» и т.д.

- игры на сочетание речи с движением

2

Снятие мышечного напряжения

1

3

Развитие гибкости плавности движений

1

4.

Развитие ритма

и быстроты движений

1

5



Развитие переключаемости движений

1

Развитие мелкой моторики рук(12 ч )

6

Массаж, самомассаж

3

-массаж кистей (при помощи Су-Джог, прищепок, шишек ит.д.;).

-пальчиковые игры;

-игры с предметами(игры с крупой, бусинами, пуговицами);

-работа с карандашом;

-графические диктанты

7

Пальчиковая гимнастика

3

8

Развитие зрительно-двигательной координации

6

Развитие пространственной ориентации (17ч)

9

Ориентировка в пространстве

2

- ориентировка лево, право, верх, низ, между, над, под ит.д.;

- развитие направленных движений руки,

- графические диктанты

- уточнение представлений о форме, величине, цвете.

-уточнение пространственного расположения , букв, цифр, фигур.

- формирование графического образа букв, цифр, фигур.

-задания с «зашумленными» буквами

- отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв,

-конструирование букв, цифр, фигур

10


Ориентировка на плоскости

3

11


Развитие объема зрительной памяти

2

12

Дифференциация букв имеющих кинетическое сходство

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Беляева Клавдия Васильевна

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства