г. Глазов
2016
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся. Большое внимание в ФГОС НОО уделяется внеурочной деятельности.
Данная Программа направлена на предупреждение неуспеваемости обучающихся начальных классов класса с ОВЗ (ЗПР), обусловленными фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Программа способствует закреплению навыков, полученных на логопедических занятиях, в процессе внеурочной деятельности.
- совершенствовать представления о звукобуквенном составе слова.
Помимо собственно логопедических задач Программа направлена на реализацию ряда общеразвивающих задач:
- формирование коммуникативных навыков.
- информационно-компьютерные.
Программа рассчитана на 5 месяцев (с января по май), предусматривает проведение 2 занятий в неделю по 40 минут (40 занятий за курс).
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Методы и приёмы | Содержание занятия | Планируемые результаты коррекционной логопедической работы |
1 | Добрый доктор Айболит | Игра | Словесный (беседа), наглядный (рисование), драматизация | Актуализация знаний о строении артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики. | Обучающиеся повторили имеющиеся знания о строении арт. аппарата. |
2 | Путешествие от А до Я | Компьютерная игра | Информационно-компьютерные | Звуки речи | Обучающиеся актуализировали знания о звуках речи, их делении на гласные и согласные |
3 | Чародейка- зима | Классный час | Словесный (беседа), наглядный (показ репродукций картин И.Леви-тана, И.Граба- ря, И.Шиш-кина) | Дифференциация Ы-И и букв, их обозначающих. | Обучающиеся закрепили знания о звуках Ы-И и буквах, их обозначающих, отработали умения их дифференцировать. |
4 | Умелые ручки | Кружковое занятие | Наглядный, творческий (создание аппликаций) | Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И | В процессе создания аппликаций «Рысь»и «Тигрица» обучающиеся отработали умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы-И |
5 | Следствие ведут знатоки | Игра | Словесный (беседа), игровой, наглядный (показ иллюстраций), творческий (рисование) | Дифференциация А-Я и букв, их обозначающих. | Обучающиеся актуализировали знания о звуках А-Я, отработали умения их дифференцировать |
6 | Волшебный конверт | Игра | Словесный (беседа), игровой, наглядный (показ иллюстраций) | Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я | Обучающиеся отработали умения дифференцировать и мягкие согласные перед гласными А-Я |
7 | В гостях у жителей подводного царства | Игра-путешествие | Словесный (беседа), игровой, наглядный (показ иллюстраций), творческий (рисование) | Дифференциация У-Ю и букв, их обозначающих | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки У-Ю и буквы, их обозначающие |
8 | Ярмарка профессий | Устный журнал | Словесный (беседа), наглядный (показ иллюстраций) | Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю | Обучающиеся отработали умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю |
9 | День именинника | Праздничная программа | Словесный (беседа, чтение стихов), творческий (создание открыток) | Дифференциация Э-Е и букв, их обозначающих. | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки Э-Е и буквы, их обозначающие. |
10 | Незнайка и его друзья | Литературная игра | Словесный (беседа), наглядный (показ иллюстраций), игровой (игра-драматизация) | Твердые и мягкие согласные перед гласными Э-Е | Обучающиеся актуализировали знания о твёрдых и мягких согласных перед гласными Э-Е и отработали умения их дифференцировать. |
11 | Здоровому всё здорово | Устный журнал | Словесный (беседа), игровой (игры-драматизации), | Дифференциация Ё-Ю и букв, их обозначающих. | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки Ё-Ю. |
12 | Угадай-ка | Компьютерная игра | Информационно-компьютерные | Закрепление знаний о гласных 1 ряда. | В процессе компьютерной игры обучающиеся закрепили знания о гласных 1 ряда |
13 | Что в имени тебе моём? | Устный журнал | Словесный (беседа), творческий (рисование), игровой (игра-драматизация) | Закрепление знаний о гласных 2 ряда. | Обучающиеся закрепили знания о гласных 2 ряда. |
14 | Сказки Г.Х.Ан- дерсена | Игра-путешествие | Словесный (беседа), наглядный (работа с иллюстрациями) | Закрепление знаний о твёрдых и мягких согласных | Обучающиеся в процессе викторины закрепили знания о твёрдых и мягких согласных звуках и буквах, их обозначающих |
15-16 | Тренажёр «Прятки» | Компьютерная игра | Информационно-компьютерные | Звонкие и глухие согласные | В ходе компьютерной игры обучающиеся закрепили знания о звонких и глухих согласных, отработали умения их дифференцировать |
17-18 | Школа вежливых наук | Классный час | Словесный (беседа), игровой (игры-драматизации) | Дифференциация Б-П (Б’-П’). | Обучающиеся в процессе актуализации знаний о признаках воспитанного человека отработали умения дифференцировать звуки Б-П (Б’-П’). |
19-20 | Весна красна | Подготовка выставки рисунков | Словесный (беседа), наглядный (рисование, показ репродукций картин А. Саврасова, И. Левитана, К.Юон) | Дифференциация Т-Д (Т’-Д’). | Обучающиеся закрепили умения дифференцировать звуки Т-Д, Т’-Д’ и буквы, их обозначающие. |
21-22 | Умелые ручки | Кружковое занятие | Творческий (создание оригами), наглядный (показ образца) | Дифференциация К-Г (К’-Г’). | В процессе создания оригами «Голубь мира» и «Кораблик» обучающиеся закрепили умения дифференцировать звуки К-Г, К’-Г’. |
23-24 | Мой город Глазов | Создание проекта | Словесный (беседа), наглядный (показ рисунков, фотографий), творческий (создание проекта) | Дифференциация С-3 (С’-З’). | В ходе работы над проектом «Мой город Глазов» обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки С-3 (С’-З’) и буквы ,их обозначающие. |
25-26 | Космическое путешествие | Игра-викторина | Словесный (беседа), игровой (викторина), наглядный (показ иллюстраций) | Дифференциация Ш-Ж. | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки Ш-Ж. |
27-28 | Готовимся к Пасхе | Создание творческого продукта | Словесный (беседа), наглядный (показ образца), творческий (создание оригами - коробочки для пасхального яйца) | Дифференциация С-Ш. | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки С-Ш. |
29-30 | Жители леса | Игра-викторина | Словесный (беседа), наглядный (показ иллюстраций), игровой | Дифференциация Р-Л (Л’-Р’). | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки Р-Л (Л’-Р’). |
31-32 | В сказочном королевстве | Игра-путешествие | Словесный (беседа), игровой, наглядный (показ иллюстраций) | Дифференциация Ч-Т. | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки Ч-Т. |
33-34 | Дороги войны, дороги Победы | Подготовка к общешкольному мероприятию | Словесный (беседа), наглядный (показ иллюстраций), творческий (заучивание стихов, создание рисунков) | Дифференциация Щ-С’. | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки Щ-С’. |
35-36 | Парк им. Горького | Экскурсия | Словесный (беседа), наблюдение | Дифференциация Щ-Ч. | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки Щ-Ч |
37-38 | Умелые ручки | Кружковое занятие | Наглядный (показ образца), творческий (лепка, создание сценария мультипликационного фильма) | Дифференциация Ц-Т. | В процессе лепки из пластилина фигур цыплёнка и тигра и создания сценария мультипликационного фильма с участием вылепленных персонажей обучающиеся закрепили умения дифференцировать звуки Ц-Т. |
39-40 | Подготовка к мероприятию, посвящённому окончанию 3 класса | Подготовка к мероприятию | Словесный (беседа), игровой (игры-драматизации), творческий (создание плакатов, заучивание стихов наизусть) | Дифференциация Ц-Ч. | Обучающиеся отработали умения дифференцировать звуки Ц-Ч. |