kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ш-Ж в словах, предложениях, чистоговорках»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект алресован учителям-логопедам. Может быть использован для занятий с детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками.Занятие направлено на решение следуюших образовательных задач:

- учить дифференцировать  звуки [ж]  и [ш]  в словах,  предложениях, чистоговорках;

- формировать навык слого-звукового  анализа слов;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами;

-учить согласовывать числительные с существительными;

-закреплять навык составления предложений  с прямым дополнением по сюжетным картинкам;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ш-Ж в словах, предложениях, чистоговорках»»

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе

«Дифференциация звуков Ш-Ж в словах, предложениях, чистоговорках»

Программные задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- учить дифференцировать  звуки [ж]  и [ш]  в словах,  предложениях, чистоговорках;

- формировать навык слого-звукового  анализа слов;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами;

-учить согласовывать числительные с существительными;

-закреплять навык составления предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам;


2.Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять  на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую , мелкую моторику ;

-развивать мышление, память, связную речь;


3.Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.


Оборудование: картинки, в названии которых слышится звук ш-ж, сюжетные картинки для составления предложений, фишки для звукового анализа, су-джок шарики.


План занятия:

1.Организационный момент. Дети в кругу

-Ребята, какой у нас девиз?

«Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно»

-А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок. Артикуляционные упражнения «Лягушка-слоник»,«Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка».

2. Постановка цели занятия

Загадки

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я   не железный, я же –  … (ЖУКвыставляется картинка


Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (змея) выставляется картинка


-Как жужжит жук? (жжж)

-Как шипит змея? (шшш)

-Кто догадался с какими звуками мы будем играть?

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж и чётко их произносить.

3.Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика. Обозначение.

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь  [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем  снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук   [ж] — дрожит.

-Какой фишкой обозначим звук ш? ж? (к картинкам жука и змейки прикрепляем соответствующую фишку)

4.Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия .

Игра «Светофор»

Дети поднимают символы: жук, змейка.

Словарный материал:

шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди/

5. Дифференциация звуков ш-ж в словах.

А) Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами. Картинки

Слова:

снег-снежок утюг -утюжок

сапог-сапожок петух-петушок

флаг-флажок пирог-пирожок

Б)Игровое упражнение «Посчитай-ка». Согласование числительных с существительными..

-Пройдите по снежкам и посчитайте со словами-названиями картинок (индивид. картинки)

Слова: жук, кошка, подушка, желудь, ёжик.

В) Классификация картинок со звуками ш-ж «Подарим картинки жуку и змейке». Определение места звука в слове.

Работа по индивидуальным картинкам.

Г) Подвижная игра «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем…» Деление слов на слоги.

Работа по картинкам на доске.


6.Игра «Четвёртый лишний». Звуковой анализ слова «жук».

Картинки: шуба, шапка, жук, шарф.

-Какая картинка лишняя, почему?

-Назовите первый звук в слове «Жук». Какой звук /ж/? (согласный твёрдый. звонкий). Какой фишкой обозначим? (синей с колокольчиком)

Аналогично анализируем второй и третий звук

Проверяем на слайде.




7.Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

Дети становятся в круг. Выполняют движения.

На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом

Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.

Низко -низко наклоняюсь.

8.Составление предложений по индивидуальным сюжетным картинкам

Женя едет на  машине.

Алёша держит флажок.

В лукошке лежат вишни.

Миша катается на лыжах.

Пожарник тушит пожар.



9.Дифференциация звуков ш-ж в чистоговорках с опорой на картинки

*Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

«Уходи колючий ёж

В тёмный лес,

Где ты живёшь». (все вместе с су-джок шариками)



*Вяжет на зиму жираф

Шерстяной пушистый шарф.



*Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.



*В темноте шуршал камыш,

Кошка думала, что мышь,

Прибежала в камыши,

В камышах нет ни души.



*Ежу на ужин мышонок нужен.



*Хорош пирожок,

Внутри творожок.





10 Итог.

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Пашинина Елена Викторовна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264263


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства