- Тема недели: «Детский сад. Игрушки»
- Направления работы
- Содержание. Практические упражнения
- Отметка воспитателей
- Развитие слухового внимания. Развитие речевого слуха.
Игра « Кто говорит?» И.А. Быкова, «Узнай по звучанию», «Лягушка» В.И. Селиверстов стр.32
Развитие фонематического восприятия
«Кто внимательный» В.И. Селиверстов стр. 37
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание
«Утро с котиком Мурзиком» - альбом.
Мелкая мотор
Общая моторика.
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чипполино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки сосчитать
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
Загибают поочерёдно все пальчики. Разгибают поочерёдно пальчики.
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
Друг весёлый, мячик мой,Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять.Хорошо мячом играть.
4 прыжка на носочках, руки на поясе.
По два взмаха левой и правой рукой - как бы удары по мячу.
5 прыжков на носочках, руки на поясе.
Вновь по два взмаха – «
Развитие лексико-грамматического строя речи
1.Упражнение «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?». Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. На магнитной доске — изображения игрушек: самолет без крыла, машина без колеса, коляска без ручки, мишка без лапы, зайка без уха, столик без ножки.
Воспитатель объясняет детям, что малыши сломали игрушки, и предлагает рассмотреть их и подумать, что без чего? Когда дети расскажут, что без чего, воспитатель предлагает им «починить» игрушки. Дети добавляют недостающие детали.
2.Упражение «ОДИН И ДВА». Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек.
Воспитатель помещает на наборное полотно парные картинки: один кубик и два кубика, один мячик и два мячика, одна кукла и две куклы, одно ведерко и два ведерка и т. п. Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Воспитатель отдает картинки тем детям, которые ответили правильно.
3. «Чья игрушка?» Согласование местоимений мой, моя, мои с существительными. Воспитатель предлагает детям взять картинку или игрушку и ответить на вопрос. - Это чья машина? - Это моя машина» и т.д.
Тема недели: ОСЕНЬ
Направления работы
Содержание. Практические упражнения
Отметка воспитателей
Развитие слухового внимания. Развитие речевого слуха.
Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?». Развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времен года.
Воспитатель называет четыре признака разных времен года:
- Птицы улетают на юг.
- Расцвели подснежники.
- Пожелтели листья на деревьях.
- Идет уборка урожая.
Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.
Развитие фонематического восприятия
Игра « Мишка или миска»
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
Упражнение для губ и щек
Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты)
Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.
Упражнения для языка
Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.
Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.
Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
Мелкая моторика.
Общая моторика.
По желанию воспитател
Развитие лексико-грамматического строя речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
солнце — солнышко, дерево — деревце, лист — листок, листик, листочек, лес — лесок,
птица — птичка. Дождь — дождик, дождичек, лужа — лужица, ветер — ветерок, туча — тучка,
сад — садик.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?)— осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная,. сыро — сырая,. хмуро — хмурая,. солнечно — солнечная,. ясно — ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу) (детям от 5 лет)
Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты (во что?) —. ;
школьники идут с портфелями (куда?) —. ;
листья на деревьях стали (какими?) —. ;
цветы на клумбах (что сделали?) —. ;
птицы улетают (куда?) —. ;
звери делают на зиму (что?) —. ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —.