Тема
Общая моторика
Мелкая моторика
Пальчиковая гимнастика
Графические упражнения
Массаж пальцев рук с использованием массажеров, нетрадиционного оборудования.
ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ
«Осенние листья»
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
«Мы трудимся»
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
«Осень»
Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки)
Будем листья собирать.
Листья березы, (загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу)
Листья рябины, Листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки)
1.Обводка трафаретов листьев. Штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном и т.д.)
2.«Зрительный диктант» – выкладывание узора из мелких листьев, цветов.
Массаж шестигранным карандашом.Пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в раках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Круглая щетка для волос,
у которой уже поломана ручка может служить прекрасным массажером.
Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, у елки очень круглые иголки"
ОВОЩИ. ТРУД ЛЮДЕЙ В ОГОРОДЕ.
«Игра в прятки»
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.Дети идут по кругу, взявшись за руки,
в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.
«Огород»
Вышла Люба в огород — (Ставят руки на пояс.)
Сколько у неё хлопот! (Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)
Нелегко полить на грядке (Разводят руки в стороны.)
Овощи все по порядку:
Помидоры, лук, капуста (Поочерёдно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща.)
И горошек очень вкусный.
Репа, огурцы, чеснок,
Свёкла, редька и укроп
1.Обводка трафаретов овощей.
2.Штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном и т.д.)
3.Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).
ФРУКТЫ
«Корзина»
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
«В сад за сливами».
Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
1.Обводка трафаретов овощей,
2.Штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном и т.д.)
ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ.
«Отчего ты, рожь, золотая?»
Ветерок спросил, пролетая
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят!(Дети бегут на носочках, останавливаются
Наклоны в стороны руки вверху)
«Пей, рожь, пей!»
Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей!
(руки вытянуты, ладоши вниз)
Дождинки пляшут,
(потрясти руками, потопать ногами)
Как живые,
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(наклониться, присесть)
Игра «Дорожка».
Трудно пальчик мне вести прямо по дорожке, так и хочется ему спрятаться в ладошке.
Я ему грожу, грожу, Я его стыжу, стыжу. Пальчик постыдился. Взял и научился.
«Кус – кус»
- бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
«Стряпаем»
имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем няне (маме) помогать.
ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ,
«Грибы»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
«В лес пойдем мы погулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем.
Графические упражнения: графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда (закономерность).
1/.Заштрихуй белый гриб.
2.Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.
."Фигурка из палочек " (корзинка для ягод).
Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3.Дорисуй узор.
Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
«Маленькие птички»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и
«Дятел».
(раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки —клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони):
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
1.Фигурки из веточек (стайки птиц)
2."Узнай меня !" (соединить точки одной линией )
"Лебедь"
3.Выкладывание из счетных палочек «Цапля»
1.Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бобы и горох).
2. Растирать зубной щеткой Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца,сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
пальчики – удальчики.
ПРОФЕССИИ. ОРУДИЯ ТРУДА. ИНСТРУМЕНТЫ.
«Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.
Дети стоят лицом в кругу, руки на поясе и выполняют повороты влево, вправо.
Ритмично выполняют приседания.
Встают на носочках и тянутся руками вверх.
Выполняют прыжки на месте.
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают.
«Почтальон»
Что принес нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он.
Перевод, журнал, газету, в
Бандероли – две кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
Сжимать и разжимать кулачки.
«шагают» пальчики по столу.
Загибают пальчики, как бы «Считая»