Карта обследования речи ученика по методике Т.А. Фотековой
Карта обследования речи ученика по методике Т.А. Фотековой
Карта обследования содержит полное описание процедуры логопедического обследования, систему оценивания полученных результатов по методике Т.А.Фотековой. Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи. В карте прописаны исследования состояния уровня моторной реализации, артикуляционной моторики, звукопроизношения, сформированности звуко-слоговой структуры слова, исследование навыков языкового анализа, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, понимание логико-грамматических отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5. Ритм (правильное употребление пауз в речевом потоке)………………
………………………………………………………………………………………
6. Дикция (четкая, нечеткая) ………………………………………………….
ИСЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ.
1.Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Ба-па
Па-ба
Са-за
За-са
Жа-ша
Ша-жа
Са-ша
Ша-са
Ла-ра
Ра-ла
Ма-на-ма
На-ма-на
Да-та-да
Та-да-та
Га-ка-га
Ка-га-га
За-са-за
Са-за-са
Жа-ша-жа
Ша-жа-ша
Са-ша-са
Ша-са-ша
Ца-Са-ца
Са-ца-са
Ча-тя-ча
Тя-ча-тя
Ра-ла-ра
Ла-ра-ла
Оценка: 1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпепредъявления; 0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па); 0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
2.Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.
Оценка: 1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движения.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
3. Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова.
собака — маска — нос;
сено — василек — высь;
замок — коза;
зима — магазин;
цапля — овца — палец;
шуба — кошка — камыш;
жук — ножи;
щука — вещи — лещ;
чайка — очки — ночь;
рыба — корова — топор;
река — варенье — дверь;
лампа — молоко — пол;
лето — колесо — соль.
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре — это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа — свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 — шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К,X и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков). Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, 3, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны). Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание — 15.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на максимальное число баллов за все задание и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:
Инструкция: повторяй за мной слова.
скакалка танкист
космонавт милиционер
сковорода кинотеатр
перепорхнуть кораблекрушение
аквалангист термометр
Оценка:1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов — невоспроизведение.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА.
1.Сколько слов в предложении?
День был тёплый.
Около дома росла высокая берёза.
2. Сколько слогов в слове?
Дом
Карандаш
3. Определи место звука в слове:
Первый звук в слове «крыша»
Третий звук в слове «школа»
Последний звук в слове «стакан»
4.Сколько звуков в слове?
Рак
Сумка
Диктант
Оценка: 1 балл — правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла — правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
1. Повторение предложений.
Наступила осень.
Птичка свила гнездо.
Над водой летали белые чайки.
В саду было много красных яблок.
Земля освещается солнцем.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Медведь нашёл под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Девочка гладит утюгом.
Дом нарисован мальчик.
Мальчик умывается лицо.
Собака вышла в будку.
Березки склонились от ветра.
Солнце освещается землей.
По морю плывут корабль.
У Нины большая яблоко.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 баллов – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями; 0, 25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов в начальной форме:
Мальчик, открывать, дверь.
Девочка, читать, книжка.
Доктор, лечить, дети.
Рисовать, карандаш, девочка.
В, сад, расти, вишня.
Сидеть, синичка, на ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Витя, косить, трава, кролики, для.
Миша, дать, собака, большая кость.
Петя, купить, шар, красный, мама.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение
Лена наливает чай…чашку.
Почки распустились…деревьях.
Лодка плывет....озеру.
Чайка летит….водой.
Птенец выпал....гнезда.
Деревья шумят….ветра.
Последние листья падают….березы.
Щенок спрятался….крыльцом.
Пес сидит….конуре.
Большая толпа собралась….театром.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1 — стимулирующая («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к попущенному предлогу (путники пробирались куда?)
Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Один стол, а много –это Стол, а много чего?
Стул – Стул –
Окно – Окно –
Звезда – Звезда –
Ухо – Ухо -
Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла— форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.
Обработка результатов:
Количество баллов по всей серии делим на количество проб (50) и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.У кошки – котята, а
У козы –
У волка –
У утки –
У лисы –
У льва –
У собаки -
У курицы -
У свиньи -
У коровы -
У овцы -
2.Образование существительных в уменьшительной форме
Инструкция: большой мяч, а маленький - это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.
Стол Стул
Дом Снег
Дерево
3.Образование прилагательных от существительных.
А) Относительных
Инструкция:кукла из бумаги – она бумажная.
Шляпа из соломы – Кисель из клюквы –
Горка изо льда – Салат из моркови –
Варенье из вишни – Суп из грибов –
Варенье из яблок – Варенье из сливы –
Варенье из малины – Варенье из клубники –
Варенье из черники – Лист дуба –
Лист клена – Лист осины –
Шишка ели –
Б) Качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а ….
Волка за жадность – Зайца за трусость –
Медведя за силу – Льва за смелость –
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если… Мороз – Солнце – Дождь – Ветер – Холод –
В) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…
Кошки – Медведя –
Волка – Льва –
Лисы – Зайца –
Белки – Гнездо орла –
Клюв птицы – Ружье охотника -
Оценка:для всех заданий серии осуществляется по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.
Обработка результатов:
Количество баллов по всей серии делим на количество проб (50) и умножаем на 100%.
Количество баллов делим на число проб(10) и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл т выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла» или рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл — встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов — рассказ не оформлен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла — картинки разложены стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов — невыполнение задания даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
1) критерий смысловой целостности:5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.
2) критерий лексико-грамматического оформления:5 баллов —пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов — пересказ не доступен.
3) критерий самостоятельности выполнения:5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл — пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ даже по вопросам не доступен.
Обработка результатов: Баллы за рассказ и пересказ складываются по всем трем критериям, делятся на максимальное количество баллов (30) и умножается на 100 %.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
ЧТЕНИЕ
Характеристика владения техникой чтения, ошибки при чтении понимание прочитанного.