kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование игр для развития речевого дыхания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме. Их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

    Детям с нарушением речевой деятельности методика А.А. Гуськовой предлагает следующие упражнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование игр для развития речевого дыхания»

Календарно-тематическое планирование игр для развития речевого дыхания.

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-рёберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребёнка. С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития осуществлять короткий, лёгкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

  • Вдох и выдох через нос;

  • Вдох через нос, выдох через рот;

  • Вдох через рот, выдох через нос;

  • Вдох и выдох через рот.


Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме. Их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

Детям с нарушением речевой деятельности методика А.А. Гуськовой предлагает следующие упражнения:











РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

месяц

Лексическая тема

Название игры

Сентябрь


Времена года. Осень. Начало осени.



Дождик

И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.

Осенний ветерок

И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.

3—4 раза.

Овощи

Капуста растет

И.п.: сидя на корточках. 1 — медленно подниматься (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-о-о-о-х!». Повторить 3—4 раза.

Тянем морковь

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — наклонить туловище вниз (вдох); 2 — «тянуть морковку», на выдохе произносить: «У-у-у-х!». Повторить 3—4 раза.

Октябрь

овощи




Фрукты


Вкусная груша

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «М-м-м-м-а!». Повторить 3—4 раза.

Кислое яблоко

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-у-у-у!». Повторить 3—4 раза.

Перелётные и водоплавающие птицы



Лесные ягоды. Грибы


Эхо в лесу

И.п.: о.с. 1 — сложить руки рупором у рта (вдох); 2 — на выдохе громко произносить: «Ау! Ау! Ау!»; 3 — сложить руки рупором у рта (вдох); 4 — на выдохе тихо произносить: «Ау! Ау! Ау!». Повторить 2—3 раза.


Одежда. Головные уборы

Шитье на швейных машинах

И.п.: о.с. 1 — правой рукой «крутим ручку швейной машины» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Т-т-т-т-т!» (ручная швейная машина); 3 — правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машины» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д!» (электрическая швейная машина). Повторить 2 раза

Ноябрь

Обувь

КАБЛУЧКИ СТУЧАТ:

На выдохе произносить: ККККККК


Насекомые осенью

Пчелы жужжат

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЖ-ж-ж!». Повторить 3—4 раза.

. Комар звенит

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЗ-з-з!». Повторить 3—4 раза.




Посуда

Чайник кипит

И.п.: о.с. 1 — слегка выпячивать живот (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Пых! Пых!». Повторить 3—4 раза. Дуем на горячий чай

И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — плавный выдох через вытянутые трубочкой губы. Повторить 3—4 раза.





Домашние животные

Корова

И.п.: о.с. 1 — приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Му-му-му! Му-му-му!». Повторить 3—4 раза Кошка и котенок

И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить громко, низким голосом: «Мяу-мяу!»; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить тихо, высоким голосом: «Мяу-мяу!». Повторить 2—3 раза.

Декабрь


Зима. Зимующие птицы

Греем ручки

И.п.: о.с. 1 — потирать «замерзшие» руки (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3—4 раза.

Синичка

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Синь-тень!». Повторить 3—4


Домашние животные и их детёныши

Корова

И.п.: о.с. 1 — приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Му-му-му! Му-му-му!». Повторить 3—4 раза Кошка и котенок

И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить громко, низким голосом: «Мяу-мяу!»; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить тихо, высоким голосом: «Мяу-мяу!». Повторить 2—3 раза


Дикие животные

Сердитый ежик

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа (вдох); 2 — на выдохе произносить «п-ф-ф-ф», затем «ф-р-р». Повторить 3—4 раза.



Новогодний праздник

Снег идет

И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1 — плавно опускать руки (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

Веселое настроение

И.п.: о.с. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»; 3 — плавный вдох; 4 — на выдохе произносить: «Хо-хо-хо!»; 5 — плавный вдох; 6 — на выдохе произносить: «Хи-хи-хи!». Повторить 2 раза.

Январь

Логопедическая диагностика (промежуточная)

Упр. по выбору


Мебель

Дверь скрипит

И.п.: о.с. 1 — поворот туловища вправо (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Скри-и-и-п!»; 3 — и.п. (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Скри-и-и-п!». Повторить 2—3 раза.



Транспорт

Трамвай

И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, изображая электрические дуги (вдох); 2 — притопывать ногами, на выдохе произносить: «Стук-тук! Стук-тук!». Повторить 3—4 раза.



Февраль


Профессии




ШОФЁР:

На выдохе: дын-дын-дын-дын….

На приеме у врача

И.п.: о.с. 1 — широко открыть рот (вдох); 2 — на выдохе произносить: «А-а-а-а-а!». Повторить 3—4 раза.


Труд зимой


Веселое настроение

И.п.: о.с. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»; 3 — плавный вдох; 4 — на выдохе произносить: «Хо-хо-хо!»; 5 — плавный вдох; 6 — на выдохе произносить: «Хи-хи-хи!». Повторить 2 раза.




День защитника отечества


Пулемет

И.п.: лежа на полу. 1 — имитировать стрельбу из пулемета (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д-д-д!». Повторить 3—4 раза.

Солдаты

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить протяжно: «Ур-а-а!». Повторить 3—4 раза.


Орудия труда. Инструменты


Молоток

На выдохе произносить:

Т.Т.Т.Т.Т

ТТ.ТТ.ТТ.ТТ.ТТ.ТТ.

Март


8 Марта – международный женский день


Мама кормит малыша

И.п.: о.с. 1 — поднести руку ко рту (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ешь! Ешь! Ешь!». Повторить 3—4 раза.

Веселое настроение

И.п.: о.с. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»; 3 — плавный вдох; 4 — на выдохе произносить: «Хо-хо-хо!»; 5 — плавный вдох; 6 — на выдохе произносить: «Хи-хи-хи!». Повторить 2 раза.






Животные жарких стран

Слон пьет воду

И.п.: о.с. 1 — вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя; 2 — выдох. Повторить 3—4 раза.

Змея

И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1 — вдох-выдох, руки вытянуть вперед («Ш-ш-ш!»); 2 — вдох-выдох, и.п. Повторить 3—4 раза.

Рычание тигра и тигренка

На выдохе произносить: РРРРРРРР

Рььььььььь



Ранняя весна


Капель стучит по крыше

И.п.: о.с. 1 — плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2 — на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд!». Повторить 3—4 раза.

Ручеек звенит

И.п.: о.с. 1 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Дзынь-дзынь-дзынь!»; 3 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 4 — на выдохе произносить: «Жур-жур-жур!». Повторить 2—3 раза.



Животный мир морей и океанов

Дельфин плывет

И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 — вдох-выдох, наклониться вперед, правым локтем коснуться левого согнутого колена; 2 — вдох-выдох, наклониться вперед, левым локтем коснуться правого колена, и.п. Повторить 3—4 раза.

Шум моря

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.


Апрель


Комнатные растения

Цветы

И.п.: о.с. 1 — на вдохе поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая все тело (не отрывать пятки от пола), задержать дыхание; 2 — на выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице, задержать дыхание. Повторить 2—3 раза.




Насекомые. Обобщающие понятия: животные, рыбы, птицы, насекомые

Пчелы жужжат

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЖ-ж-ж!». Повторить 3—4 раза.

. Комар звенит

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЗ-з-з!». Повторить 3—4 раза.

Рыба сорвалась с крючка

И.п.: ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1 — имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3—4 раза.

ДЯТЕЛ

На выдохе произносить Д.Д.Д.Д.





Космос


Ракеты в небе

Ракеты загудели — у!

Ракеты полетели — и!

На полянку тихо сели — эх!

Да и снова полетели — у!



Школа. Школьные принадлежности

.

Ладошки

И.п.: о.с. 1 — медленно похлопать в ладоши (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлоп-хлоп!»; 3 — быстро похлопать в ладоши (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!». Повторить 2 раза.

Поднимемся на носочки

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — подняться на носки, одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох); 2 — медленно присесть, колени в стороны, руки вперед, на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.


Май


Наша Родина – Россия.

9 Мая – День Победы


Салют

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох; 2 — произносить на длительном выдохе: «Салю-у-у-у-т!». Повторить 3— 4 раза.



Родной город Феодосия

Новый дом

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить 2—3 раза: «Тук-тук-тук!».

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «До-о-о-ом!».



Москва – столица России

Салют

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох; 2 — произносить на длительном выдохе: «Салю-у-у-у-т!». Повторить 3— 4 раза.


Новый дом

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить 2—3 раза: «Тук-тук-тук!».

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «До-о-о-ом!».



Логопедическая диагностика (итоговая)


Насекомые. Времена года. Лето. Полевые цветы

Колокольчик звенит

И.п.: о.с. 1 — на вдохе присесть, послушать, как «звенит» колокольчик; 2 — на выдохе произносить: «Динь-динь

Пчелы жужжат

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЖ-ж-ж!». Повторить 3—4 раза.

. Комар звенит

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЗ-з-з!». Повторить 3—4 раза.

Тянем руки к солнышку

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — вдох, поднимать руки вверх; 2 — выдох, и.п. Повторить 3—4 раза.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование игр для развития речевого дыхания

Автор: Тихонова Екатерина Геннадьевна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443796


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства