Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с обучающимися, имеющими умеренную и тяжёлую умственную отсталость»»
Региональный конкурс профессионального мастерства «Моё призвание – логопед – 2018»
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер-класс для родителей, обучающихся на тему
«Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с обучающимися, имеющими умеренную и тяжёлую умственную отсталость»
Провела: учитель-логопед
Хруслова Екатерина Александровна
Ефремов 2018 г.
Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с опытом моей работы по применению здоровьсберегающих технологий на занятиях с вашими детьми. Так как наше учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, то я определила для себя следующую задачу своей работы: внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий для достижения положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников с целью более успешного преодоления у них речевых дефектов. А вот своевременное устранение речевых нарушений, в свою очередь, предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
Одним из средств решения обозначенной задачи стало практическое применение здоровьесберегающих технологий, без которых не мыслимы коррекционно-развивающая работа современной школы.
Сейчас я предлагаю вам на практике узнать, какие инновационные технологии я использую в своей логопедической работе с вашими детьми.
Давайте закроем глаза, теперь вы дети, мои ученики, а я ваш педагог Екатерина Александровна. Звучит сказочная мелодия, открываем глаза. Давайте для начала друг друга поприветствуем!
1.Упражнение «Весёлое приветствие»
(все слова сопровождаются действиями и движениями)
Рядом с лесом, у реки
Повстречались все зверьки.
Сладко-сладко потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Лапками похлопали,
Громко все потопали,
Всю свою прогнали лень.
И сказали: «Добрый день!»
Учитель-логопед: Как замечательно мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь будем выполнять другие интересные упражнения.
2.Пальчиковая и дыхательная гимнастика «Колобок».
Учитель-логопед: Сначала выполняем пальчиковую гимнастику. Разминаем наши пальчики!
Тесто дружно помешаем,
Покатаем, покатаем,
И похлопаем немножко,
А теперь стряхнём ладошки.
Вышел ровный, вышел гладкий,
Колобок румяный сладкий.
Какие чудесные колобки у вас получились. Только уж сильно они горячие. Давайте подуем каждый на свой колобок и остудим его (учитель-логопед показывает родителям, как нужно правильно дуть)
Родители выполняют дыхательное упражнение: «Остуди колобок» (дуют на колобок).
Учитель-логопед: Молодцы! Справились. Предлагаю вам поиграть со мной дальше!
3. Зрительная гимнастика «Листопад»
Учитель-логопед: Вот друзья, у нас сейчас, упражнение для глаз! Такие упражнения должны проводиться регулярно, потому что наши глазки всегда находятся в напряжении и им просто необходимо отдыхать.
Прошу Вас, посмотрите на экран. Давайте проследим глазками за летающими на ветру осенними листочками! Молодцы, продолжайте наблюдать: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательно!
С тех пор, как в нашей жизни появились информационно-коммуникативные технологии, мы, педагоги стали активно применять их в своей работе. С помощью ИКТ наши занятия стали ярче и интереснее. Я сейчас вам привела пример проведения таким способом зрительной гимнастики, но с помощью ИКТ я также провожу физкультминутки, пальчиковую, дыхательную гимнастику и многое другое.
Дети с удовольствием повторяют различные действия за персонажами на экране.
Учитель-логопед: Все ребята и зверята любят танцевать. Вот и нам пришла пора ручки, ножки поразмять!
Звучит песенка и все присутствующие выполняют движения, соответствующие словам этой песенки.
У меня, у тебя маленькие ручки,
У меня, у тебя маленькие ножки.
Мы с тобой, мы с тобой: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Мы с тобой, мы с тобой: прыг, скок, прыг, скок.
У меня, у тебя красивые глазки,
У меня, у тебя красивые щёчки.
Мы с тобой, мы с тобой: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Мы с тобой, мы с тобой: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
У меня, у тебя весёлые ручки,
У меня, у тебя весёлые ножки.
Мы с тобой, мы с тобой: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Мы с тобой, мы с тобой: топ, топ, топ, топ.
5. Пескотерапия.
Учитель-логопед: Все дети любят играть с песком, это материал для улучшения нашего здоровья, данный нам самой природой. Игры с песком успокаивают, пробуждают в детях сосредоточенность.
Звучит аудиозапись со звуками дождя.
Учитель-логопед: Дети, давайте постучим пальчиками по песку, который насыпан у вас на подносах. Это дождик пошёл.
Прячется от дождя сердитый медведь (кулачками с силой надавливаем на песок).
Побежали прятаться от дождя зайчики (кончиками двух пальцев (указательного и среднего) дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях).
Змейки тоже напугались дождика и поползли кто-куда (дети пальцами рук делают волнистые линии на песке).
Паучки и жучки карабкаются в песке (дети двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых).
Но вот дождик закончился и наконец-то выглянуло солнышко. Давайте изобразим солнышко на нашем песке (все присутствующие рисуют солнце). Все звери обрадовались появлению солнышка, и вокруг запели птички (звучит аудиозапись со звуками птичьих трелей).
Я использую пескотерапию, как здоровьесберегающий компонент в работе с детьми. У моих учеников низкий уровень развития осязательной чувствительности пальцев рук, слабо развита мелкая моторика. Упражнения с песком развивают детский интеллект, тактильную чувствительность, создают благоприятный эмоциональный настрой.
6. Су-Джок терапия.
Учитель-логопед: Ребята, у меня есть сегодня для вас ещё одно интересное задание. Давайте выполним массаж пальцев рук и ладоней специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Гладь мои ладони, ёж,
Гладь все пальцы мои, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Дети катают мячик между ладошками, гладят его, дотрагиваются пальцами до отдельных «колючек»)
Чтобы быть современным педагогом, я в своей логопедической работе применяю один из видов Су Джок терапии – Су Джок массажёр, как одно из средств здоровьесбережения детей. В переводе с корейского Су –это кисть, Джок – это стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Детям очень нравится использование Су-Джок шарика. Он вызывает у них новые и интересные ощущения. Ещё в рамках этого метода я использую специальное проволочное кольцо, которые надевается на пальцы и массажирует их. Мы также выполняем различные упражнения с этим кольцом в сочетании с проговариванием стихотворного текста.
Ну вот и закончилось наше увлекательное занятие. Оно помогло нам научиться лучше дышать, двигаться, наши глазки стали лучше видеть!
Уважаемые родители, сегодня в такой весёлой, игровой форме я представила вам, некоторые виды здоровьесберегающих технологий, используемые мною на логопедических занятиях с вашими детьми. Я вам могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на организм ваших детей. Помимо этого у них повышается работоспособность и улучшается качество нашего коррекционно-развивающего процесса. Мой вам совет, используйте подобные упражнения с детьми дома, это благоприятно скажется, как на их общем физическом, так и конкретно на речевом развитии! А мне остаётся поблагодарить всех вас за внимание, тех кто вместе со мной делал полезные упражнения, за работу, вы прекрасно потрудились сегодня, будьте всегда здоровы и до новых встреч!