kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективные приемы работы учителя логопеда в группе компенсирующей направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый педагог в своей работе стремится найти разнообразные приемы работы с детьми, которые бы позволили эффективно воздействовать на их развитие.  Данный материал может быть полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям, желающим заниматься развитием ребенка в домашних условиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приемы работы учителя логопеда в группе компенсирующей направленности»

«Эффективные приемы работы учителя логопеда в группе компенсирующей направленности»

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни. Дети, имеющие речевые дисфункции так же входят в категорию лиц с ОВЗ.

сегодняшний день увеличение количества детей с речевой патологией, является одной из важнейших проблем дошкольного детства на современном этапе. Все чаще мы наблюдаем создание групп компенсирующей направленности в детских садах. В таких группах важную роль помимо воспитателя играет учитель-логопед.

В работе учителя-логопеда с такими детьми очень важно найти и использовать эффективные приемы работы. Важно понимать, что для одной группы детей прием может быть эффективным, и в это же время с другой группой этот прием может не давать результатов практически ни каких.

В логопедии существует множество различных приемов, используемых для развития речи детей. Вот несколько, которые я часто использую в своей работе с детьми группы компенсирующей направленности.

Эффективным приемом проведения артикуляционной гимнастики и мелкой моторики является биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности детей.

От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время и усиливает результативность занятий. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и выполнять упражнения по ощущениям.

Каждое артикуляционное упражнение сочетается с определенным положением кисти руки.

Часто бывает так, что на занятии затрачивается много времени на объяснение артикуляционной позы при постановке и автоматизации того или иного звука. Здесь также можно использовать этот прием.

Для развития слоговой структуры слова с применением биоэнергопластики можно использовать дополнительное оборудование, например, эспандер или массажный мячик. Одновременно с делением слова на слоги сжимаем мяч (1 слог=1 сжимание).

Данный прием в развитии слоговой структуры слова очень полезен тем, что ребенок помимо развития моторики артикуляционной (за счет концентрации на слоге и многократном повторении) и развития мелкой моторики, а также тем, что ребенок тренируется делению слова на слоги.

Для развития лексико-грамматической стороны речи (под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование), одним из эффективных приемов, считаю составление коротких стихотворений (другое название синквейн) так как именно эта сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому важно создавать условия для его активизации и актуализации собственного высказывания. Прием не требует особых условий для использования.

Синквейн гармонично вписывается в работу по развитию лексико–грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.

Элементы театрализованной деятельности один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Эффективно работают на развитие ребенка игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Во время этих игр у детей не только формируются навыки связной речи, но и ребенок учится импровизировать, взаимодействовать с другими участниками, развивается воображение, внимание, память и т.д.

Недостаточность развития фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают или пропускают в речи даже те звуки, которые умеют произносить правильно. В дальнейшем дети школьники пропускают буквы при чтении и письме, если у них не сформировался фонематический слух.

В группе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, необходимо работать над развитием всех фонематических процессов (анализ, синтез, представления).

Эффективен и интересен прием чтения по картинкам (по первым или последним буквам названия).

Ребенку чтобы разгадать слово, нужно проанализировать картинку, определить заданный звук, удержать в памяти уже найденные звуки, а затем сложить их воедино, в одно целое слово. Задание может усложняться, вплоть до того что может идти чередование сначала первая буква из названия картинка, далее вторая буква из следующей картинка заставляя ребенка проводить звуковой анализ и синтез.

Завершить выступление хочется словами К.Д. Ушинского. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». От нас - педагогов зависит очень многое. Какими бы информационные ресурсы сейчас не были большими, какие бы технологии не создавались, мы для каждого ребенка, исходя из его возможностей, должны сами найти, подобрать тот эффективный прием, с помощью которого он станет лучше, сможет все усвоить и в будущем сможет реализовать себя как личность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективные приемы работы учителя логопеда в группе компенсирующей направленности

Автор: Сергеева Анастасия Владимировна

Дата: 01.03.2019

Номер свидетельства: 501867


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства