kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная программа курса занятий для двуязычных де­тей позволяет решать общие коррекционно-развивающие задачи с учетом принципов изу­чения русского языка как иностранного. Этой специфике подчине­на логика построения курса, его содержание, приемы и методы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом.»

Авторская программа коррекции

нерезко выраженного общего недоразвития речи

у детей с билингвизмом.

Специальная программа курса занятий для двуязычных де­тей позволяет решать общие коррекционно-развивающие задачи с учетом принципов изу­чения русского языка как иностранного. Этой специфике подчине­на логика построения курса, его содержание, приемы и методы обучения.

Программа курса рассчитана на двуязычных учащихся 1 -х клас­сов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Параллель­но на индивидуальных и подгрупповых занятиях ведется работа по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия. Поставленные звуки, а также звуки, трудные для большинства рус­скоязычных учащихся, включаются в фонетическую зарядку на груп­повых занятиях, что способствует их успешной автоматизации.

Цель курса: коррекция нерезко выраженного общего недоразви­тия речи у детей с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.

Основные задачи курса:

- обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

- формирование навыков словообразования и словоизменения;

- обучение правильному грамматическому оформлению пред­ложений;

- формирование связной речи;

- развитие артикуляционных навыков;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышле­ния;

- формирование навыков общения на русском языке;

- воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях меж­национального общения.

Структура курса

Программа курса включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к мате­риалу. Этот подход является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению и совершенствова­нию словарного запаса учащихся при одновременной работе над раз­личными грамматическими категориями.

В то же время последовательность тем курса выбирается не слу­чайно, а в соответствии с особенностями формирования речи ребен­ка при общем ее недоразвитии (с учетом ошибок интерференции, ха­рактерных для детей с билингвизмом).

Продолжительность и структура занятий

Курс состоит из 57 занятий. Продолжительность каждого - 40 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время. Оптимальный срок начала курса занятий — 20 сентября, когда завершено логопедическое обследование детей, и первоклассники несколько адаптировались к школе.

Каждое занятие строится как участие детей в какой-либо реаль­ной, игровой или сказочной ситуации. Такое построение урока по­зволяется создавать положительный эмоциональный фон, форми­рует интерес к учебе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом.

По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.

Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного воз­буждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия, используются различные игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения, элементы релаксации, упражнения для улучшения мозговой деятельности.

Задачей основного этапа является работа над активизацией сло­варного запаса, практическим усвоением той или иной граммати­ческой категории, развитием связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определенной лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформле­ние. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, со­держание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направ­ленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук. Задачей заключительного этапа является сообщение домашне­го задания, подведение итогов занятия, обсуждение результатов ра­боты и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов — цветка настроения, солнышка, гномика и т. п.

Критерии оценки эффективности курса

Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Первичное обследование проводится в мае—сентябре, повторное — по окончании курса занятий. Косвен­ным показателем эффективности может быть успешность в обуче­нии, отзывы учителей и родителей.















Учебно-тематический план занятий

по формированию лексико-грамматических

категорий и развитию связной речи

№ тем

Грамматические темы

Лексические темы

Объем времени, час.

1

Слова, обозначающие пред­меты. Дифференциация слов, отвечающих на вопро­сы кто? или что?

Школа. Учебные при­надлежности. Игруш­ки. Домашние живот­ные.

3

2

Единственное и множе­ственное число имен суще­ствительных. Числитель­ные один, одна

Учебные принадлежно­сти. Игрушки. Домаш­ние животные. Части тела.

4

3

Слова, обозначающие дей­ствия предметов

Домашние животные

2

4

Простое двусоставное не­распространенное предло­жение

Дикие животные. Дете­ныши животных

2

5

Согласование имени суще­ствительного и глагола в чис­ле

На уроке. На перемене. В лесу

3

б

Согласование имени суще­ствительного и глагола про­шедшего времени единст­венного числа в роде

Части суток. Режим дня. Семья

4

7

Слова, обозначающие при­знаки предметов. Подбор

признаков к предметам по цвету, форме, величине, ма­териалу. Распространение простого предложения оп­ределением

Овощи. Фрукты. Одеж­да. Цветы. Деревья

4

8

Согласование имени при­лагательного с именем су­ществительным в роде, числе. Однородные определе­ния

Одежда. Овощи. Фрук­ты. Цветы. Мебель

4

9

Местоимения мой, моя

Одежда. Семья. Игрушки

2

10

Местоимения чей, чья

Животные. Одежда. Учебные принадлежно­сти. Игрушки

3

11

Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, да­тельного, родительного и творительного падежей име­ни существительного и имени прилагательного без предлогов

Повторение ранее изу­ченных тем. Птицы. Продукты питания. Профессии

10

12

Работа над грамматическим оформлением предложе­ния. Предлоги в, на, с, со, по, к, от, у. Последователь­ный пересказ с опорой на картинки и схемы. Состав­ление рассказов повествова­тельного характера по кар­тинному плану

Мебель. Посуда. Дом и его части. Город. Транс­порт

10

13

Закрепление всех отрабо­танных предлогов. Переска­зы и рассказы описательно-повествовательного харак­тера

Времена года. В саду. На огороде. В лесу

3

14

Составление рассказов по картинке, по серии сюжет­ных картинок, по схеме

Повторение

2

15

Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу. (С опорой на картинки и без)

Повторение

2

Всего:

57






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Бердышева Ирина Александровна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194616


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства