kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптировнная рабочая программа по логопедическим занятиям 2 класс (II вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для 2 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптировнная рабочая программа по логопедическим занятиям 2 класс (II вариант)»

Пояснительная записка 2 класс (вариант 2)

Программа индивидуального логопедического сопровождения разработана в соответствии со следующими документами:

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), утверждённая приказом

№01-03/28 от 23.03.2018 года.

2. Положение об адаптированной рабочей программе учебного предмета, курсов внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО БОУ «Нюксенская СОШ» (приказ № 01-03/133 от 30.08.2016г.)

Сегодня актуальной является проблема обеспечения программами и технологиями обучения всех детей, в том числе с отклонениями в развитии. Логопедические занятия, входящие в систему психолого-педагогического сопровождения, просто необходимы для полноценной компенсации и социализации детей с умственной отсталостью. Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку развивать и проявлять свои способности и совершенствовать речь.

При обучении данной категории детей логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов.

Цель программы индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с умеренной отсталостью является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения.


Задачи:

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи.



Логопедическая работа имеет под собой методологические и психологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- принцип соблюдение интересов ребенка – определение позиции специалистов, которые призваны решать проблему ребенка с максимальной пользой для него и в его интересах;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип вариативности, создание вариативных программ коррекционной работы с ребёнком с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

- принцип сотрудничества с семьей, признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.


Общая характеристика речевого развития обучающегося

Особенности строения артикуляционного аппарата.

Прикус нормальный; язык массивный, малоподвижный; губы тонкие; подъязычная уздечка эластичная, натянутая; нёбо узкое, не может долгое время удерживать артикуляционную положение, переключаемость движений слабая; зубы расположены вне челюстной дуги, кривые, кариозные.

Состояние общей и мелкой моторики.

Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен, моторно неловок. Навыки работы с ручкой, карандашом не развиты, объем движений ограничен, переключаемость затруднена, отмечается застревание на одном движении, движения слабые, неточные. Трудность при застёгивании пуговиц, шнуровка. Ведущая рука – правая.

Устная речь.

Общее звучание речи: речь замедленная, неразборчивая, малопонятная. Говорит односложно, в речи не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Голос: тихий, слабо-модулированный. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Понимание речи ограничено (ситуативное), сформировано на бытовом уровне. Связной речью не владеет. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Пассивный словарь превышает активный.

Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения. Звукослоговая структура слова искажена. Отмечаются пропуски слогов. Слова сложной слоговой структуры самостоятельно не воспроизводит.

Коммуникации со взрослым и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает.


Содержание работы

Организация работы по программе

Логопедические занятия строятся, исходя из особенности восприятия и определённых навыков обучающегося, достигнутого им минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к такому ребёнку. Основной формой являются индивидуальные занятия, которые проводятся:

1 полугодие 2 часа в неделю. (4 занятия по 20 минут)

2 полугодие 3 часа в неделю. (1 занятие – 40 минут, 4 занятия – по 20 минут)

Содержание и организация работы имеют свою специфику:

1. Систематичность проведения занятий.

2. Комплексность (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений).

3. Опора на разные модальности: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую. Логопедическая работа осуществляется с максимальным использованием различных анализаторов, с учетом психомоторных особенностей ребёнка, использование разнообразной наглядности.

4. Опора на сохранные звенья нарушенной функции.

5. Дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

6. Эмоциональный фон совместной деятельности: создание на занятиях эмоционально – комфортной психологической обстановки.

7. Знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.

8. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, в занятия включаются упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

9. Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом и видом задания проводится в определенной последовательности.

10. Учет зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя-логопеда.

11. Доступность материала, частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме (усложнение одного и того же задания происходит постепенно).

12. Постоянное использование полученных навыков в самых разных ситуациях.

13. Частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

14. Сниженный темп работы и более длительные сроки.

15. Необходимость сочетания четкого планирования занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

16. Связь работы учителя-логопеда с родителями.

Программа включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её основное содержание:

Модуль

Направление работы

Формы и методы работы

Диагностическая работа

  • Логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей психо-моторного и речевого развития обучающегося, уточнение речевого диагноза;

  • Мониторинг динамики речевого развития обучающегося, его успешности в освоении СИПР;

  • Анализ результатов обследования с целью проектирования и корректировки логопедических мероприятий.

  • Индивидуально организованное обследование.

  • Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы).

  • Наблюдение за обучающимся во время учебной и внеурочной деятельности.

  • Оформление речевой карты.

  • Диагностика проводится 2 раза в год

Планируемые результаты:

 Получение объективных сведений о речевом развитии обучающегося;

 Отслеживание изменений в состоянии речи обучающегося в течение учебного года.

Коррекционно-развивающая работа

  • Участие в разработке СИПРа

  • Разработка оптимальных для развития обучающихся

индивидуальных логопедических занятий.

  • Организация и проведение индивидуальных логопедических занятий по развитию всех сторон речи;

  • Выработка навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности.

  • Развитие коммуникативных способностей для последующей социализации и адаптации

  • Создание специальной речевой среды для стимулирования речевого развития.

  • Работа в составе ШПМПк

  • Проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающегося.


Планируемые результаты:

 Обеспечение своевременной специализированной помощи в коррекции речи обучающегося;

 Участие в разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося.

Методическое направление


  • Консультирование педагогов по проблемам речевых нарушений обучающегося.

  • Консультативная помощь семье в вопросах коррекции речевых нарушений ребенка.

  • Проведение тематических выступлений для педагогов на педагогических советах и школьных методических объединениях.

  • Оформление печатных и других материалов, участие в форумах на логопедических сайтах.

  • Совместная деятельность с педагогами, медицинским работником (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно – развивающей программы, при необходимости внесение корректив в программу, отслеживание динамики).

  • Беседа, семинар, лекция, консультация.

  • Разработка методических рекомендаций учителю, родителям.

  • Индивидуальные и групповые беседы.

  • Разработка методических материалов, рекомендаций учителю, родителям.


Планируемые результаты:

 Организация информационно-просветительской работы для всех участников образовательного процесса по всем вопросам логопедического сопровождения обучающегося.

Общая характеристика логопедических занятий

Вся логопедическая работа с обучающимся построена таким образом, что задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи логопедической работы решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем: «Семья», «Школа», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда», «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Зима», «Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Зимние забавы детей», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Праздник пап и мам», «Весна», «Весенние месяцы», «Перелётные птицы», «Праздник День Победы», «Моё село».

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающегося, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Темы логопедических занятий находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Человек», «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир».

Направления коррекционно–развивающей логопедической работы

п/п

Направление

Аспекты работы

1

Развитие слухового восприятия.

  • развитие умения реагировать на звук и голос переменой в поведении;

  • расширение рамок слухового восприятия;

  • развитие слуховых функций,

  • направленность слухового внимания, памяти;

  • формирование основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

  • развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

2

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

  • развитие мелкой моторики рук, артикуляционной кинестезии, тактильной памяти;

  • формирование представления о схемах лица и тела;

  • развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;

  • обучение восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

3

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

  • расширение рамок коммуникации с окружающими;

  • развитие невербальных компонентов коммуникации.

4

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

  • формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции;

  • развитие понимания ситуативной и бытовой речи;

  • формирование умения понимать обращенную речь, как в естественных условиях, так и на специально организованных занятиях;

  • преодоление речевого негативизма,

  • развитие речевого подражания;

  • формирование умения употреблять в ходе общения вокализации, слоги, слова, строить предложения, связные высказывания;

  • формирование речи как средства общения;

  • воспитание потребности в речевом общении.

5

Развитие чувства ритма.

  • формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).

7

Развитие временных, пространственных отношений.

  • формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • формирование поисковой деятельности, расширить поле зрения;

  • формирование устойчивости, переключаемости, увеличение объема зрительного внимания и памяти;

  • формирование навыка анализа зрительного образа.

8

Развитие функций голоса и дыхания.

  • увеличение объема дыхания, нормализация его ритма;

  • развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции, высоты, тембра и интонации;

  • стимуляция мышц гортани;

  • активизация целенаправленного ротового выдоха;

  • формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.


Предполагаемые результаты

В соответствии с требованиями для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.


Минимальный уровень

Базовый уровень

- различать неречевые сигналы (4 звука) и показывать направление звучания;

- производить длительный плавный выдох;

- правильно артикулировать гласные звуки А,О,У,И, ы и согласные звуки М, С, Х,Л,Ш,Н,Р,К,П,Т,З,В,Б,Ж,Б,Г,Д.

- работать перед зеркалом по подражанию;

- соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- узнавать предметы по назначению и по описанию;

- различать грамматические формы слов (ед. и мн. число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами);

- понимать и выполнять одно – двухступенчатые инструкции;

- произносить двусложные слова из повторяющихся слогов;

- употреблять глаголы в повелительном наклонении;

- понимать вопросы косвенных падежей;

- отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?», «Что делает?»;

- составлять двух-трехсловные предложения;

- понимать предлоги В, НА, ПОД;

- понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой;

- собирать разрезные картинки (2 – 4 части);

- закрашивать готовые изображения.

- произносить правильно в словах поставленные звуки;

- производить длительный плавный выдох;

- соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- ориентироваться в названиях действий, изображенных на сюжетной картинке;

- узнавать предметы по назначению и по описанию;

- употреблять грамматические формы слов (ед. и мн. число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами);

- понимать вопросы косвенных падежей;

- употреблять существительные в косвенных падежах;

- употреблять глаголы в инфинитиве, повелительном наклонении, в 3-м лице ед. и мн. числе, в прошедшем времени;

- составлять предложения из 4 слов;

- понимать значение предлогов В, НА, ПОД, ИЗ;

- употреблять простые предлоги;

- произносить слова из открытых слогов;

- употреблять глаголы в инфинитиве и повелительном наклонении;

- отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?»; «Что делает?»

- составлять предложения из 2 – 4 слов;

- составление рассказа о себе с использованием слов, графического, предметного символа или мануального знака.

- понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой;

- понимать несложные самостоятельно прочитанные предложения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптировнная рабочая программа по логопедическим занятиям 2 класс (II вариант)

Автор: Стаматий Вера Александровна

Дата: 29.11.2019

Номер свидетельства: 529380

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства