Адаптированная основная образовательная программа по логопедии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования для учащихся с ОВЗ 1-х классов.
Адаптированная основная образовательная программа по логопедии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования для учащихся с ОВЗ 1-х классов.
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся 1-ого класса, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).
Программа групповых занятий включает три раздела:
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
обогащение словарного запаса;
развитие грамматического строя и связной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная образовательная программа по логопедии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования для учащихся с ОВЗ 1-х классов.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа- интернат №1 для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Г.Перми
___________________В.Н.Куликова
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Школы-интернатом №1
Протокол №___ от___________2016г.
Адаптированная логопедическая программа
МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми
в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования для учащихся с ОВЗ
1х классов.
Составил учитель-логопед
А.Е. Пермякова
Пермь 2016г.
Содержание
Пояснительная записка.
Целевое назначение адаптированной логопедической программы
Задачи программы
Принципы разработки и реализации программы
Условия реализации программы
Содержание программы
Планирование
Предполагаемые результаты реализации программы
1.Пояснительная записка
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся 1-ого класса, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).
Программа групповых занятий включает три раздела:
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
обогащение словарного запаса;
развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начинания с узнавания и выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А,О,У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А,О,У,Э,Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М,Л,Р,Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А,О,Э,Ы, с согласными буквами М,Л,Р,Н. В качестве пособия можно использовать рабочие тетради из серии «Детский сад: день за днем». Так как занятия являются интегрированными, на каждом из них изучается лексическая тема, а также обрабатывается в практическом плане та или иная грамматическая форма. Материал можно найти в рабочих тетрадях: Козырева Л.М. Расширяем словарь малышей.-Ярославль,2006; Козырева Л.М. Развиваем речь малышей.- Ярославль,2006.
Во второй четверти главная тема – различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я,Е,Ё,Ю,Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывает практически, без полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма-мя-мо-ме-му-мю и т.д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной(ма-на-ла-ра; мя-ня-ля-ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, - согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей с ОВЗ основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же являясь объективно трудным для по6нимания для детей данной категории, что может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа также является помехой: не искушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А,О,У,Э и на тех местах, где надо писать буквы Я,Е,Ё,Ю. Сначала надо научить детей отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл» - «мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы.
В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я,Е,Ё,Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых согласный Й. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.
В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине).Со словами типа «конь» проводиться полный звуко-буквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками. Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок н6а пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четкого понятия «звук» и «буква».Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводятся, весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв. Материал для чтения содержится в рабочей тетради: Козырева Л.М. «Как научиться читать». – Ярославль, 2006. Параллельно на логопедических занятиях проводится расширение словарного запаса первоклассников по лексическим темам: «фрукты», «овощи», «цветы», «деревья», «птицы». «звери». Используется пособие: Козырева Л.М. «Игры в картинках со звуками Р,РЬ,Л,ЛЬ. – Ярославль,2004.
Третья четверть отводиться дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П-Б, Т-Д, К-Г, В-Ф, С-З, Ш-Ж. Порядок работы следующий: в начале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; Затем вводиться звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения из каждого из члена пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия. Данные темы представлены в тетради: Козырева Л.М. «Читаем и играем».- Ярославль, 2006. Речевой материал состоит из слов и предложений, содержащих только изученные буквы. Игровой материал можно взять в пособиях: Козырева Л.М.»игры в картинках со звуками П,ПЬ,Б,БЬ,С,СЬ,З,ЗЬ. –Ярославль,2004 В н67азванных игровых пособиях дифференциация звуков проводиться на материале следующих лексических тем : К-Г – «обитатели водоемов», «зоопарк- звери и птицы», «музыкальные инструменты», «водный транспорт», ; П-Б – «головные уборы, «обувь», «одежда», «инструменты», «спортивное снаряжение», «техника»,; С-З – «рабочие машины», «приборы», «цветы», «игрушки», «еда», «личные вещи».
Четвертая четверть посвящается непарным пот глухости-звонкости согласным звукам и буквам Х, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквами Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы, находящиеся в тетради : Козырева Л.М. «Читаем и играем» - Ярославль,2006. Лексические темы, запланированные в данной четверти, следующие: «посуда», «школа», «цветы», «птицы».
Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предлагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».
2. Целевое назначение адаптированной логопедической программы.
2.1 Содействие получению учащимися с ограниченными возможностями здоровья качественной логопедической коррекции, необходимой для реализации образовательных
запросов;
2.2 Оказание логопедической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) в освоении основной образовательной программы по русскому языку и литературному чтению;
2.3 Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса;
2.4 Формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
3.Задачи программы
3.1
Характеристика группы
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- — применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных забо-леваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукосло-говой структуры слова. Состояние фонематического воспри-ятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
2
IV
3
4
II этап (подготовительный)
Октябрь
I
5
Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию
6
II
7
8
Ш
9
свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррек-ции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям
III этап (коррекционный)
III
10
Работа над словом
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
IV
11
Слова, обознача-ющие предмет
12
Слова, обознача-ющие действие предмета
Слова, отвечающие на вопрос что делает?
Ноябрь
I
Каникулы
II
13
Слова, обознача-ющие предметы; слова, обознача-ющие действие предмета; диффе-ренциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие
Существительное — часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?; глагол — часть речи, отвечающая на вопрос что делать? Домашние и дикие животные
Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления
1
2
3
4
5
14
Простое двусоставное нераспространенное предложение
Большая буква в начале предложения. Точка в конце пред-ложения. Согласова-ние глагола с именем существительным в числе и роде
III
15
Составление пред-ложений по сю-жетной картинке
16
Слова, обознача-ющие признаки предметов
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
IV
17
Распространение простого двусос-тавного предло-жения определе-нием
Согласование имени прилагательного с именем существи-тельным в роде, числе и падеже
18
Составление пред-ложений по сю-жетной картинке
Декабрь
I
19
Работа с предлогами «в», «на»
Раздельное написание предлогов
20
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на»
Вопрос куда?
II
21
Работа с предло-гами «с», «со»
Раздельное написание предлогов
22
Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «с, со»
Вопрос с кем?
Развитие внимания.
Упражнения, направ-ленные на увеличе-ние объема внима-ния. Игра «Пуговица»
III
23
Работа с предло-гами «к», «от»
Раздельное написание предлогов
Упражнения, направ-ленные на увеличе-ние уровня распреде-ления внимания
24
Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «к», «от»
Вопросы куда? откуда? от чего? к чему?
Упражнения, направ-ленные на усиление концентрации и ус-тойчивости зритель-ного внимания
IV
25
Работа с предло-гами «из», «от», «у»
Раздельное написание предлогов
Усиление концент-рации слухового внимания
26
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у»
Вопрос куда? откуда? от чего? к чему?
Упражнения, направ-ленные на трениров-ку переключения внимания. Упражне-ние «Красно-черные пары»
Январь
I
Каникулы
II
1
2
3
4
5
III
27
Работа с предло-гами «по», «под»
Раздельное написание предлогов
28
Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под»
Вопрос где?
IV
29
Закрепление всех отработанных предлогов
30
Работа над связной речью. Формирова-ние монологичес-кой речи
Согласование и управление различных частей речи
Развитие логического и образного мышления и памяти
Февраль
I
31
Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Мура-вей», «Воробей и ласточка», «Лиса и рак», «Лев, лиса и медведь»
Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игры «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован»
32
Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «На птицеферме», «Собака и ее тень», «Цыпленок», «Сиротка»
Развитие связной речи
Коррекционные уп-ражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Кубики», упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»
II
33
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следст-венной связью с опорой на предмет-ные картинки и во-просы. «Петушок и бобовое зернышко»
34
Пересказы описа-тельного характера с опорой на кар-тинку. «Собака Кнопка», «Кошка Цыганка»
Упражнения для раз-вития способности к воссозданию мыс-ленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие поня-
тиям прямо или косвен
но»
III
35
Пересказы описа-тельного характера с опорой на картин-ку. «Березка», «Интересный жучок»
Упражнения для развития способно-сти к воссозданию мысленных образов.
1
2
3
4
5
36
Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Зима»
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года
IV
37
Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Весна»
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года
38
Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Лето»
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года
Март
I
39
Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Осень»
Развитие и уточнение временных представ-лений. Времена года
Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последователь-ность действий. «Галины гладиолусы»
Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»
42
Пересказы описательно-повествовательного характера
III
43
Последовательный пересказ. «Кит», «Слон-няня»
44
Последовательный пересказ. «Кот Васька»
IV
Каникулы
Апрель
I
45
Последовательный пересказ. «Охота», «Белка»
46
Последовательный пересказ. «Товарищ», «Гроза», «Зима в лесу», «Летом», «На реке», «Летом в лесу», «Лисички», «Как звери воспитывают своих детей?», «Пробуждение природы», «Храбрец»
II
47
Выборочный пересказ. «Цветок или волчья пасть?»
48
Выборочный пересказ. «Кто поступил правильно?»
III
49
Выборочный пере-сказ. «Хитрецы»
50
Выборочный
пересказ. «Слон-озорник»
IV
51
Краткий пересказ. «Макс-помощник»
52
Примерный краткий пересказ. «Булька»
Май
I
53
Устные сочинения. «Запасы на
зиму»
54
Устные сочинения. «Как белка спасла зайчика»
IV этап (оценивающий)
II
55
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
56
III
Фронтальное обследование
IV
i
iiах русского языка в 1—4-х классах вспомогательной школы. М., 1991.
iii Задания по кн.: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.