Оборудование и материалы: презентация «Блокада Ленинграда», стенд с
наглядным материалом о Блокаде, 125 гр. хлеба (заранее взвесили), весы настольные, картинки к игре «Прошлое-настоящее»
Ход занятия
1слайд
Звучит аудио - запись (сирена воздушной тревоги).
Ребята, как вы думаете, в каких случаях звучит этот сигнал? И что он обозначает? Правильно, сирена включается в случае какой-то опасности, чтобы привлечь всеобщее внимание.
Именно этот страшный звук услышали взрослые и дети, старики и младенцы. Ранним утром 22 июня 1941 года, когда все мирно спали, фашисты напали на нашу страну. Фашисты - это злые и жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали лучшим. А все другие народы должны быть уничтожены.
Послушайте стихотворение:
22 июня.
Все на рассвете мирно спали,
Ночь темная, как- будто тень
И жители земли еще не знали,
Какой рождался страшный день.
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым черным днем,
От крови покраснеют реки,
Земля опалится огнем! (Алина Аверкина)
2 слайд
Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград (сейчас он носит название Санкт-Петербург) Фашист хотел его завоевать, но город не сдался, не покорился ему и превратился в крепость.
3слайд
Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой и противотанковыми ежами. Баррикады перекрывали все въезды в город.
4слайд
Окна заклеивали бумагой, чтобы при обстрелах авиации (самолетов) осколки стекла не смогли поранить людей. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечи. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
5слайд
Враг окружил Ленинград со всех сторон. Он лишил ленинградцев всего — отопления, воды, электричества, но народ продолжал бороться.
В сентябре 1941года над городом сомкнулось кольцо блокады. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.
- Ребята, а вы знаете, что означает выражение кольцо блокады?(ответы детей)
Давайте сейчас мы попробуем объяснить себе и всем слово блокада.
«Кольцо» Дети встают в круг и крепко берутся за руки, плотно прижимаются друг к другу. Выбираются «жители» города, они находятся в кругу. Участники пытаются выбраться из круга, но не получается.
Педагог объясняет, что такая ситуация и называется блокадой: когда город окружён врагами и никто не может выбраться из него и попасть в город. Вот так стояли враги вокруг города со своим вражескими войсками с целью отрезать его от внешнего мира и этим принудить к сдаче захватчиками. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть.
А вот здесь мы расцепим руки и сделаем проход, но пройти по этому проходу нельзя, потому что здесь озеро. Оно называется Ладожское. Запомните это очень важно!
Теперь вам понятно, в какую ситуацию попал город Ленинград во время Великой Отечественной Войны?
6слайд
Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.
7-8слайд
Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, многие дети быстро повзрослели.
9слайд
Скажите, как вы думаете, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище? (предупреждение о налете самолетов фашистов, об обстреле)
10слайд
Самым вкусным, сладким для детей и взрослых была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.
«Я вспоминаю хлебблокадных дней»
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто. (Сеня Буяков)
Но самый сильный голод был, когда (Андрей Попов)
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали" Л. Хямелянина
- Ребята, а как вы думаете, какая норма хлеба была в Ленинграде? Это был маленький кусочек черного хлеба, практически он это был единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм. Рабочим -250 гр.
11слайд
Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего.
И кроме такого кусочка хлеба еды почти не было. Хлеб на вкус был горьким, потому что его делали из отрубей и клея. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив. Конечно, этого не хватало, люди умирали от голода, замерзали на улицах, потому что у них не было сил дойти до дома. Норму хлеба делили на маленькие кусочки.
12 слайд
- Давайте попробуем взвесить кусочки хлеба по 125 грамм, и хоть немного представим то трудное блокадное время. (ВЗВЕШИВАЕ ХЛЕБ)
Вот такой кусочек дети ели в течение всего дня. Скажите хватало ли его детям и взрослым?
- Как вы думаете, деткам было страшно? А почему?
13 -14 слайд
Но, тем не менее, дети постарше продолжали ходить в школы, на смотря на бомбежки. В школах было очень холодно, уроки были короткие и дети ничего не писали, потому что чернила замерзали.
15 слайд
Чтобы хоть как- то согреться, делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки. Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги. Пока печка топится-тепло, закончил топить-опять в комнате холодно, как на улице.
16 слайд
Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев. Люди собирали продукты, теплую одежду. Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было - немцы не давали приблизиться к городу. Единственная дорога - узкая полоска воды по Ладожскому озеру, которая постоянно обстреливалась. Лишь только эта дорога связывала блокадный город с большой землей - шла она по воде, а снаступлениемхолодов по тонкому льду Ладожского озера.
17-18 слайд
Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали «Дорогой жизни» По этой дороге смогли эвакуировать часть населения, в первую очередь детей и женщин. Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли зерно в город, умирающим от голода и холода жителям. Много машин уходило под лед вместе с людьми и провизией.
Нейроигра «Дорога жизни»
Взрослый предлагает детям стать этой дорогой жизни и передать без потерь все то, что было нужно Ленинградцам. Они должны выполнить задание без потерь (мяч не должен упасть на пол) Дети встают в круг в правой руке у них мяч, они передают его одновременно следующему участнику и левой рукой забирают мяч у предыдущего ребенка. Усложняем задание: добавляем к этим движениям еще круговые движения мяча вокруг себя и точно такая же передача по кругу.
При передаче мяча, говорят слова:
Мы груз передаем
Не утонет, он дойдет
19-20 слайд
И в такой тяжелый момент на город нападает полчища крыс.
Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков, когда те спали. Полчища крыс переходили улицы, не давая проехать транспорту, Они уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего города. Кроме того, что крысы являются переносчиками многих болезней, включая чуму, все это могло привести к эпидемии и убить и так обессиленных ленинградцев.
- Догадайтесь, какие животные спасли блокадный город от крыс? Кошки?
21-22 слайд
Конечно, кошки! В Ленинградебыл страшный голод и умерли почти все домашние животные, в том числе и кошки. Крыс травили, давили танками, но их количество только росло. Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области. Кошек везли под усиленной охраной, как очень ценный груз. Половину кошек выпустили на вокзале, остальных отдали жителям. Многим Ленинградцам кошек не хватило. За кошку отдавали самое дорогое-хлеб. Много кошек погибло в борьбе с крысами, нужна была подмога. Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов. Зимой 1944 года милиция Тюмени начала собирать кошек для отправки в Ленинград. Многие тюменцы отдали своих пушистых любимцев, чтобы помочь ленинградцам
- Как вы думаете, сибирские кошки справились с крысами?
Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс. С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе, в их честь даже устанавливали памятки в городах.
Задание: Посчитайте кошек, рассадите их по двум вагонам так, чтобы в сумме их было столько, сколько показывает цифра. (7 и 9) Правильно согласовать числительные с существительными.
23 слайд
Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все возможное, и не возможное, чтобы освободить город.
И наконец, спустя 872 дня, зимним утром наступил день великого ликования - 27января 1944года, наши войска прорвали кольцо блокады.
Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады»
Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
24 слайд
В честь выигранного сражения над Невой рекой прогремели 24 залпа салюта. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.
Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство. Мы будем помнить подвиг наших предков, чтить и уважать их за то, что ценою собственных жизней они подарили нам будущее.
25 слайд
«Блокадная ласточка» — маленький жестяной значок, на котором изображена ласточка с письмом в клюве.
Появление символа связано с заявлением немецкого командования весной 1942 года: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады».
Многие жители Ленинграда носили значок на одежде в ответ на это заявление, показывая, что ждут хороших вестей с фронта и не теряют связи со своей страной. Таким образом, «блокадная ласточка» стала символом надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.
Итог:
Игра «Прошлое - настоящее»
Ребята, я предлагаю вам сейчас выбрать по одной картинке и сказать к какому времени она относиться: к прошлому времени, а именно к блокаде Ленинграда или же эта картинка относится к нашему сегодняшнему времени т.е настоящему и объяснить свой выбор.