Выступление на методическом объединении: "Использование ИКТ в логопедической работе с детьми"
Выступление на методическом объединении: "Использование ИКТ в логопедической работе с детьми"
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении: "Использование ИКТ в логопедической работе с детьми"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №49»
Выступление на МО
Использование ИКТ в логопедической работе
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы учителя.
Общепризнанно, что одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка и процесса социальной адаптации является правильная речь. Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности и поведении.
У детей с ДЦП, посещающих ДОУ, большие проблемы в речевом развитии,проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительном процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.
Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушения его речи можно скорректировать. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно и в то же время познавательно, логопед должен умело подобрать для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми.
Эмоциональный речевой материал и игровые приёмы, основанные на коррекционно-развивающих играх (КРИ), отвечая потребностям детей в игровой деятельности создают благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений
Цель моей работы – коррекция речевых нарушений у детей посредством информационно-компьютерных технологий.
Как прекрасно видеть чудесные превращения.
Дети из апатичных превращаются в деятельных, любознательных, молчаливые становятся говорящими.
Но это не происходит в одно мгновение, за такими чудесами два-три года кропотливой работы. Необходимо выбрать коррекционную программу, адаптировать её и шаг за шагом двигаться к намеченной цели. Мы занимаемся по программе Н. В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)», так как в среднюю группу зачисляются дети с логопедическим заключением: ОНР-1-2уровня, а у некоторых детей нарушение речи на фоне ДЦП, ЗПР.
У всех детей группы внимание неустойчивое, низкий объем памяти, слабая работоспособность, отсутствие усидчивости, дети неорганизованны, низкий интерес к
познавательной деятельности. В связи с тем, что у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, процесс его коррекции, как правило, имеет длительную и сложную динамику.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.
компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).
Таким образом, мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
В своей работе я придерживаюсь тематическому планированию, на каждую неделю запланирована лексическая тема. Для работы с детьми страдающими ДЦП разработала логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию звукопроизношения, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи с использованием ИКТ. Это занятия презентации по конкретным лексическим темам, эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями, игры на развития грамматического строя речи, фонематического восприятия.
В своей работе использую презентации как собственные, так и с интернет ресурсов.
На индивидуальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения использую специализированную компьютерную программу «Игры для тигры».
Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей среднего и старшего возраста, поставляется на СD – диске и содержит описание и подробные рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.
Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. И. Чиркиной, 1969, 2002, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой
(1985). Она адресована, прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии логопедического консультирования.
Каждый из четырех коррекционно-образовательных блоков программы состоит из нескольких модулей. Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности ребенка дошкольника. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов, что как раз и позволяет достичь успехов при автоматизации звуков у ребенка с дизартрическим компонентом. Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
звукопроизношение
просодические компоненты устной речи
фонематический слух и восприятие
лексические и грамматические средства языка
коммуникативные навыки
артикуляционная моторика
мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатура)
слуховое и зрительное восприятие
внимание
воля и мотивация
словесно-логическое мышление
Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:
системный и деятельный подход к коррекции нарушений речевого развития;
игровая форма обучения;
интерактивность
В этом году я приобрела новую программу «Учимся говорить правильно».
Она предназначена для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Ее можно применять как в детском саду, так и в школе в работе с детьми с ФН, ФФН, ОНР. Материал мультемедийного пособия направлен на формирование слухового восприятия, звукового анализа и синтеза слов, развитие навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно выстраивать свои высказывания.
Развивающая программа включает в себя следующие разделы:
Неречевые звуки
Звукоподражание, которые представлены серией сюжетных интерактивных экранов с заданиями по лексическим темам, которые можно внести в планирование коррекционной работы. Эти разделы направлены на развитие фонематического слуха, но параллельно отрабатывается лексическая и грамматическая сторона речи. В каждом задании предлагается два режима работы «Изучение» и «Задание» и до 7 уровней сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Речевые звуки, представлен мультимедийными программами двух типов. К первому относятся задания «Услышь звук» , ко второму типу-задания «Определи место звука в слове», «Помести картинки..», «Посчитай…»
Все типы заданий имеют усложнение-выделение среди изолированных звуков, в слогах и словах.
«Развитие связной речи» представлен заданиями следующих видов «Слово-действие», «Слово-признак», «Составляем описание», «Подбери действие».
Игра «Послушай рассказ», где предлагается прослушать рассказ, расставить картинки в нужной последовательности и восстановить хронологию рассказа.
Мой небольшой опыт подсказывает, что данная программа будет хорошим помощником в коррекционной работе логопеда.
Применяя компьютерные технологии, не забывайте правила работы за компьютером:
В индивидуальной работе мною используются компьютерные программы, направленные на устранение речевых недостатков, развитие психических процессов дошкольников. Это - материалы, размещенные на портале МЕРСИБО (http://mersibo.ru), собственные интерактивные игры и пособия, презентации, созданные в программе Power Point.
Образовательный портал МЕРСИБО содержит разделы, предназначенные для работы специалистов и родителей. Использование материалов этого портала позволяет мне вести
документацию, осуществлять контроль за занятиями детей в домашних условиях, поддерживать связь с их родителями.
На МЕРСИБО также размещены интерактивные обучающие и развивающие игры для детей дошкольного возраста разных возрастных категорий.
Для индивидуальных логопедических занятий я использую следующие рубрики:
«Развиваем речь», «От буквы к слову», «Учимся читать», «Логопедические игры».
В процессе индивидуальной логопедической работы интерактивные игры помогают реализовать следующие задачи:
• Развивать фонематический слух («Музыкальная школа», «Загадки звуков», «Тик-так звуки», «Цветочный базар», «Пожужжим» и др.)
• Выполнять артикуляционную гимнастику
• Упражнять ребенка в выработке воздушной струи («Вертолет», «Торт со свечками», «Ветерок и жуки» и др.)
• Работать над грамматикой («На рынке», «Кто за кем», «Рюкзак туриста»)
• Развивать связную речь («Что сначала», «Кто сказал «МУ», «Сказочная ошибка»)
• Обучать чтению и письму («Лишний слог», «Сладкоежка», «Джин» и др.)
• Развивать моторику (Физкультминутка «А ты так можешь?»)
• Развивать мышление, логику, внимание, память («Правильный банан», «Невнимательный художник» и др.)
В процессе коррекционно-развивающего обучения мною используются и собственные интерактивные игры и пособия.
Для их создания мною используются материалы из сети интернет и конструктор картинок в МЕРСИБО, которые помогают подготовиться к занятиям и обследованию, составить пособия самостоятельно или с детьми, решить проблему с наглядным материалом, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Созданные макеты сюжетных картин и наборы для обследования грамматики и звукопроизношения сохраняются, чтобы потом предъявляться детям. Это можно делать заранее или создавать картинки вместе с детьми, выбирая фон, героев и предметы вместе с учениками.
Применение компьютера в логопедической работе уже довольно широко распространено в педагогической среде. Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий компьютерной программы происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов. Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т.к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.