Просмотр содержимого документа
««Волшебный сундучок Дедушки Грамотея» ООД по речевому развитию в старшей группе.»
ООД по речевому развитию в старшей группе.
«Волшебный сундучок Дедушки Грамотея».
Цель: подвести итоги коррекционной работы за учебный год; подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития детей.
Задачи:
1) общеобразовательные:
уточнять и закреплять умение на слух выделять звуки из слов, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
совершенствовать практические умения и навыки детей;
актуализировать имеющиеся знания, представления, установление связи с прошлым опытом детей.
2) коррекционно-развивающие:
формирование фонематического и фонетического слуха и восприятия;
развитие грамматического строя речи;
формирование самоконтроля за речью;
развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
3) воспитательные:
воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Оборудование:
Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, физминутки, работа с индивидуальными карточками.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. На протяжении года мы с вами знакомились с волшебным миром звуков. Учились правильно произносить звуки, различать их на слух. Сегодня я приглашаю вас поиграть и показать все свои знания. Но, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Готовы?!
Прежде чем начать игру, давайте подготовим наши «ушки на макушке». Чтобы они внимательно слушали и слышали. (Массаж биологически активных точек ушных раковин).
А теперь подготовим наши«непослушныеязычки», чтобы они стали послушными. (Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой»)
Присаживайтесь перед зеркалами, слушайте и выполняёте упражнения:
Пухленькие внуки приехали в гости, С ними худышки – лишь кожа да кости Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, Поцеловать они всех потянулись. Утром проснулись – в улыбочку губы, Чистили мы свои верхние зубы. Вправо и влево, внутри и снаружи, С нижними зубками тоже мы дружим.
Основная часть.
/Стук в дверь/
Логопед: Ребята! К нам пришла посылка: «От Дедушки Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Логопед: Сундучок-то не простой, с замками! Давайте прочитаем письмо: «Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»
«Дедушка Грамотей».
Логопед: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Мы найдём его, если отгадает загадку.
Ключ 1.
О чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже. Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
Логопед: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием — один замок откроем!
Задание №1.
Логопед: Помощники Дедушки Грамотея записали для нас разные звуки окружающего мира, которые мешают дедушке спать. И если мы их отгадаем, откроем замок.
Звучит запись с неречевыми звуками, дети отгадывают на слух звуки и называют.
Логопед: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Ключ 2.
Логопед: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита. Книга!
Ключ будем искать там, где у вас в группе книги!
Задание №2.
Логопед: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок? Мак.
Логопед: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Логопед: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает? Губы.
Логопед: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук? Согласный
Логопед: Какой второй звук в слове Мак? Звук А
Логопед: Давайте попробуем пропеть этот звук. А-а-а…
Логопед: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? Гласный.
Логопед с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Логопед: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и второй ключ!
Ключ 3.
Логопед: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Хорошо, когда он есть, На него и лечь, и сесть... Он для отдыха нам дан, Мягкий кожаный … диван. Ищем ключ за диваном!
Задание №3.
Логопед: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга). Определите первый звук в слове.
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки) Определите первый звук в слове.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол) Определите первый звук в слове.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко). Определите первый звук в слове.
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей) Определите первый звук в слове.
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки) Определите первый звук в слове.
Физминутка.
Логопед: Молодцы, справились с третьим заданием. Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой? Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Логопед: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом. Это карандаш! Надо искать ключ там, где у вас лежат карандаши!
Задание №4.
Логопед: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашами. Обведи синим цветом картинки, которые начинаются на твёрдые согласные, а зелёным картинки, которые начинаются на мягкие согласные.
Работа за столами.
Ключ 5.
Логопед: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю. Строительные кирпичики.
Задание № 5.
Логопед: Вот и пятое задание это рассказ, послушайте.
«Зина любила прыгать через скакалку. Попросила она у мамы скакалку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та — ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Логопед: Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям? Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно).
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью хлопков).
Ключ 6.
Логопед: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет! Это мяч!За мячом находят ключ.
Логопед: Помощники дедушки передали странные картинки. Нужно их собрать, составить предложения по картинкам и сосчитать, сколько слов в предложении.
После выполнения задания дети получают шестой ключ.
Заключительная часть.
Логопед: Все ключи собраны, попробуем открыть сундук. Сундучок открывается.Ребята, посмотрите, что здесь лежит, угощенье.
Итог.
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?
Спасибо ребята, вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!