kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Скороговорный марафон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скороговорение – игровой метод для развития речи младших школьников, который  помогает научить управлять своим голосом, чувствами, развивает эмоциональность, выразительность речи, отрабатывает  чистоту произношения.

Представленное мероприятие в своей работе могут использовать не только узкие специалисты – логопеды, но и учителя, воспитатели ГПД.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Скороговорный марафон"»

Внеклассное мероприятие «Скороговорный марафон»

Цель:

Активизация речевой деятельности учащихся.


Задачи:

  1. Способствовать улучшению дикции, развивать артикуляционный аппарат;

  2. Формировать выразительность речи;

  3. Совершенствовать работу по развитию фонематического внимания, слуха;

  4. Развивать зрительно-моторных координаций;

  5. Развивать слуховую, зрительную память;

  6. Развивать коммуникативные навыки у учащихся;

  7. Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному слову, к его звуковой  и эмоциональной  наполненности.


Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, синего, желтого и зеленого цвета жетоны, аудиозапись песни «Выйду на улицу», картинки-скороговорки, конверты «Рассыпанные слова», карточки со словами, листы с заданием «Прочитать пословицу по стрелкам» (приложение 1, 2, 3).


Предварительная подготовка: Учащимся предлагается за 2 недели до мероприятия самостоятельно найти и выучить скороговорки.


Орг. момент:

Звучит музыка «Выйду на улицу, гляну на село…»

- Здравствуйте, ребята! Сегодня, наша встреча посвящена жанру русского народного творчества - скороговоркам.

Скороговорка - это специально придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. (Из тол.словаря Ожегова)

Ребята, как вы считаете, когда появились скороговорки?

(Ответы детей)

- История скороговорок начинается со времён Древней Руси, но при этом они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах мира, которые обладают богатейшим фольклором. Скороговорка является уникальным явлением языковой культуры любого народа.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал.

На Руси всегда любили скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз - язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» - увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками - не игра, а серьёзное занятие. Скороговорки - своего рода доступный тренажёр, который помогает быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, это важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.


Основная часть:

- Ребята, готовы ли вы к увлекательным играм-соревнованиям под названием «Скороговорный марафон»?

- Тогда начинаем!

Под песню, учащиеся делятся на три команды по цвету вытянутого жетона.

Представление командам членов жюри. (Жюри подводит итоги после выполнения каждого задания).

Задание №1 «Угадай скороговорку по картинке»

Командам дается разъяснение задания.









Шла Саша по шоссе и сосала сушку.



Носит Сеня в сени сено.

Спать на сене будет Сеня.






Белые бараны били в барабаны.



Ехал Грека через реку.

Видит Грека - в реке рак.

Сунул в реку руку Грека.

Рак за руку Греку - цап.







У ежа – ежата.

У ужа – ужата.



Вы малину мыли ли?

Мыли, да не мылили.






Три сороки- тараторки.

Тараторили на горке.



У Сени и Сани

в сетях сом с усами.





От топота копыт

пыль по полю летит.



Идёт с козой козёл косой,

Ушёл косой козёл с козой.






Маленькая болтунья молоко болтала,

Да не выболтала.



Мама мыла Милу с мылом.

Мила мыло не любила.






Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.



Задание № 2 «Рассыпанные скороговорки»

Командам дается объяснение задания.

Конверт № 1

Стоит воз овса, возле воза овца.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Конверт № 2

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

На Ерёму напала дрёма. От дрёмы уснул Ерёма.

Конверт № 3

Паук под потолком, платок под колпаком.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.


Задание № 3 «Звуковые скороговорки»

Командам дается задание.

Примерные скороговорки:

  1. Жук жужжит и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет.

  2. Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей.

  3. Был у бабушки баран, бойко бил он в барабан.

  4. Чубчик не у внучки, чубчик у внучка.

  5. Дятел долбит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

  6. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

  7. Филимон был на футболе в футболке.

  8. В Японии все пони в попоне.

  9. У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

  10. Лодырь прогулял урок риторики.

  11. Валин валенок провалился в проталинок.

  12. Волки рыщут, пищу ищут.


Задание № 4 «По стрелкам»

Командам дается объяснение задания.

Раздаточный материал:

Ученица озорница получила единицу. (Приложение 1)

Чешуя у щучки, щетинки у чушки. (Приложение 2)

Фотограф Пров готовил плов. (Приложение 3)


Задание № 5  «Скороговорный марафон»

Команды выходят на скороговорную марафонскую дистанцию и соревнуются между собой, кто знает больше скороговорок и умеет их проговаривать. Побеждает команда, которая дольше продержится на дистанции, не повторяя при этом одну и ту же скороговорку два раза и не сбиваясь при этом.

Задание № 6 «Творческие скороговорки»

Командам предлагаются сочинить скороговорки, используя, на выбор, предложенные слова.

Слова: Розы, берёзы, гриб.

Кошка, матрёшка, машина.


Итог мероприятия:

- Ребята, вот наш скороговорный марафон и подошел к концу. Сегодня мы с вами провели хорошую разминку-тренажер, вспомнив и проговорив скороговорки. Пока жюри подводит итог, хочется сказать, что вы все большие молодцы! Каждая команда показала хорошие результаты - умение правильно и быстро говорить труднопроизносимые слова в предложениях. Каждому из вас присваивается звание «Скороговорун».

Сегодня мы с вами вспомнили лишь малую часть всех скороговорок. Находите и заучивайте новые скороговорки, продолжайте тренировать дикцию. Делайте свою речь красивой!

Слово членов жюри.

Награждение команд дипломами.



Использованная литература:


  1. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи// М., 2010

  2. Круглов Ю.Т.Русские народные загадки, пословицы, поговорки//М.,1990

  3. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции.М.,2000.

  4. Рендикова Е.М.Использование методики скороговорения для развития младших школьников//Начальная школа, 2000 №11

  5. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль,2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие "Скороговорный марафон"

Автор: Карпова Наталия Васильевна

Дата: 08.06.2020

Номер свидетельства: 552903

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства