Скороговорение – игровой метод для развития речи младших школьников, который помогает научить управлять своим голосом, чувствами, развивает эмоциональность, выразительность речи, отрабатывает чистоту произношения.
Представленное мероприятие в своей работе могут использовать не только узкие специалисты – логопеды, но и учителя, воспитатели ГПД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Совершенствовать работу по развитию фонематического внимания, слуха;
Развивать зрительно-моторных координаций;
Развивать слуховую, зрительную память;
Развивать коммуникативные навыки у учащихся;
Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному слову, к его звуковой и эмоциональной наполненности.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, синего, желтого и зеленого цвета жетоны, аудиозапись песни «Выйду на улицу», картинки-скороговорки, конверты «Рассыпанные слова», карточки со словами, листы с заданием «Прочитать пословицу по стрелкам» (приложение 1, 2, 3).
Предварительная подготовка: Учащимся предлагается за 2 недели до мероприятия самостоятельно найти и выучить скороговорки.
Орг. момент:
Звучит музыка «Выйду на улицу, гляну на село…»
- Здравствуйте, ребята! Сегодня, наша встреча посвящена жанру русского народного творчества - скороговоркам.
Скороговорка - это специально придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. (Из тол.словаря Ожегова)
Ребята, как вы считаете, когда появились скороговорки?
(Ответы детей)
- История скороговорок начинается со времён Древней Руси, но при этом они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах мира, которые обладают богатейшим фольклором. Скороговорка является уникальным явлением языковой культуры любого народа.
Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал.
На Руси всегда любили скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз - язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» - увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками - не игра, а серьёзное занятие. Скороговорки - своего рода доступный тренажёр, который помогает быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, это важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.
Основная часть:
- Ребята, готовы ли вы к увлекательным играм-соревнованиям под названием «Скороговорный марафон»?
- Тогда начинаем!
Под песню, учащиеся делятся на три команды по цвету вытянутого жетона.
Представление командам членов жюри. (Жюри подводит итоги после выполнения каждого задания).
Задание №1 «Угадай скороговорку по картинке»
Командам дается разъяснение задания.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Носит Сеня в сени сено.
Спать на сене будет Сеня.
Белые бараны били в барабаны.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека - в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Греку - цап.
У ежа – ежата.
У ужа – ужата.
Вы малину мыли ли?
Мыли, да не мылили.
Три сороки- тараторки.
Тараторили на горке.
У Сени и Сани
в сетях сом с усами.
От топота копыт
пыль по полю летит.
Идёт с козой козёл косой,
Ушёл косой козёл с козой.
Маленькая болтунья молоко болтала,
Да не выболтала.
Мама мыла Милу с мылом.
Мила мыло не любила.
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Задание № 2 «Рассыпанные скороговорки»
Командам дается объяснение задания.
Конверт № 1
Стоит воз овса, возле воза овца.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Конверт № 2
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
На Ерёму напала дрёма. От дрёмы уснул Ерёма.
Конверт № 3
Паук под потолком, платок под колпаком.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Задание № 3 «Звуковые скороговорки»
Командам дается задание.
Примерные скороговорки:
Жук жужжит и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет.
Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей.
Был у бабушки баран, бойко бил он в барабан.
Чубчик не у внучки, чубчик у внучка.
Дятел долбит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Филимон был на футболе в футболке.
В Японии все пони в попоне.
У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
Лодырь прогулял урок риторики.
Валин валенок провалился в проталинок.
Волки рыщут, пищу ищут.
Задание № 4 «По стрелкам»
Командам дается объяснение задания.
Раздаточный материал:
Ученица озорница получила единицу. (Приложение 1)
Чешуя у щучки, щетинки у чушки. (Приложение 2)
Фотограф Пров готовил плов. (Приложение 3)
Задание № 5 «Скороговорный марафон»
Команды выходят на скороговорную марафонскую дистанцию и соревнуются между собой, кто знает больше скороговорок и умеет их проговаривать. Побеждает команда, которая дольше продержится на дистанции, не повторяя при этом одну и ту же скороговорку два раза и не сбиваясь при этом.
Задание № 6 «Творческие скороговорки»
Командам предлагаются сочинить скороговорки, используя, на выбор, предложенные слова.
Слова: Розы, берёзы, гриб.
Кошка, матрёшка, машина.
Итог мероприятия:
- Ребята, вот наш скороговорный марафон и подошел к концу. Сегодня мы с вами провели хорошую разминку-тренажер, вспомнив и проговорив скороговорки. Пока жюри подводит итог, хочется сказать, что вы все большие молодцы! Каждая команда показала хорошие результаты - умение правильно и быстро говорить труднопроизносимые слова в предложениях. Каждому из вас присваивается звание «Скороговорун».
Сегодня мы с вами вспомнили лишь малую часть всех скороговорок. Находите и заучивайте новые скороговорки, продолжайте тренировать дикцию. Делайте свою речь красивой!
Слово членов жюри.
Награждение команд дипломами.
Использованная литература:
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи// М., 2010