kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словотворчество детей с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена консультация для педагогов по развитию словотворчества у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словотворчество детей с ТНР»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 29 «Дюймовочка» г.Белебея

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан













Консультация для педагогов

«Словотворчество детей старшего возраста с ТНР»













Подготовила:

учитель-логопед Павлова О.Н

















Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи.

     Словотворчество является естественным способом освоения ребёнком лексического богатства родного языка и осмысления разнообразия грамматических форм.  Оно приходится на период с 2,5-3 лет и до школьного возраста.   В этот период дети часто придумывают свои слова, комбинируя с уже известными им, велико тяготение к рифме: играя со словами, некоторые дети их рифмуют. 

 Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своему значению и уместны в употреблении.

Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова

  1. «Слова-осколки» — часть какого-нибудь слова используется ребёнком как целое слово. Например: «Мы лепили, лепили и получилась „лепь“ (лепит)». 

  2. Прибавление к корню слова «чужого» окончания. Например: «Пургинки» (снежинки), «Рваность» (дыра), «Помогание» (помощь). 

  3. Соединение корня одного слова с окончанием другого. Например: «Сольница» (в соответствии со значением посуды). 

В основе словотворчества детей-дошкольников лежит восприятие усвоенных ими произведений устного народного творчества и художественной литературы, в том числе малых фольклорных форм (фразеологизмы, загадки, пословицы и поговорки). 

К.И Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, ... что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны...».

 

Чего нельзя сказать про детей с тяжелыми нарушениями речи.

У дошкольников с ТНР явления словотворчества представлены весьма скудно, что не дает возможности таким детям «пощупать» слово, экспериментировать с ним.

Экспериментальное исследование, которое было проведено в одном из дошкольных учреждений Москвы, показало, что лишь в 3% случаев дошкольники с ТНР могут образовывать неологизмы (слова, которых раньше не было в языке), соответствующие лингвистическим закономерностям. В 97% их ответы являются неадекватными. 

Одна из причин трудностей в словотворчестве у детей с речевой патологией — ограниченность словаря. Ребёнок не только не знает семантики многих лексем, но и затрудняется включать их в контекст, допуская грамматические ошибки. 


Однако при специальном обучении можно сформировать у дошкольников с ТНР навыки словотворчества.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно “новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, новое «детское»  слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше ребенок слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

Словесное творчество относится к художественно-речевой деятельности.

Художественно-речевая деятельность - это  деятельность, возникающая  у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя следующие компоненты:

- восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними;

- воспроизведение авторского текста без изменения, участие в драматизации произведений художественной литературы.

- создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведения (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений - загадок, рассказов и сказок и т.п.).

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

- проведение систематической работы по развитию речи детей: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической и монологической.

- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Основными задачами развития речевого творчества детей являются:

- Развитие творческого воображения, образного мышления.

- Повышение умственной и речевой активности.

- Формирование навыков и умений связного речевого высказывания.

- Развитие способности анализировать свои высказывания.


Формирование словесного творчества происходит по этапам:

1 этап - накопление художественно–речевого опыта детей (фольклор, художественные произведения, рассказы взрослых);

2 этап - овладение детьми способами творческого действия в  процессе попыток собственного сочинения

3 этап - проявление самостоятельности в сочинении собственной сказки, рассказа.

Эффективными приемами и методами обучения творческому рассказыванию, помимо традиционных (речевой образец, план, вопросы, анализ и оценка творческих рассказов детей) исследователи развития словесного творчества называют приемы, стимулирующие творческую активность, воображение и заинтересованность детей:

- придумывание детьми продолжения авторского текста,

- придумывание окончания сказки, начатой педагогом, ее начала или середины,

- сочинение с использованием картины,

- сочинение по теме с использованием опорных слов, творческое рассказывание по литературному образцу –  с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие. «Репка», «Теремок», Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь» Как сделать так, чтобы Иванушка испил водицы из лужицы, но не превратился в козленочка? Как сделать так, чтобы Колобок мог спастись от Лисы?

Предлагаю игры и упражнения, которые можно использовать в практической деятельности.

«Если бы…»
Цели: развитие гибкости мышления, тренировка детей в решении проблемных ситуаций.
Ход работы: детям предлагается словесное задание: закончить предложения с союзом «если бы»:
Если бы повар не приготовил обед, то….
Если бы у кошки выросли крылья, то …
Если бы зимой стало сильно греть солнце,  то …
Если бы светофор сломался, то …

- Лиса не захотела съесть Колобка.

Хорошо - плохо» Взрослый читает сказку «Курочка Ряба» и предлагает детям обсудить, что хорошего и плохого в золотом яйце.
Размышление о словах.
Цели: развитие беглости мышления, осознание детьми того, что они по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию.
Ход работы: детям предлагается произнести то, что первое пришло на ум, когда он(а) услышали слово «мягкий При слове «праздник», я думаю о …
При слове «сладкий», я думаю о …
Найди рифму.
Цели: развитие вербальной гибкости, развитие умения придумывать простые рифмы.
Ход работы: предложите детям подобрать рифму к словам (на начальном этапе желательно использовать картинки-подсказки).
Мишка – … (шишка, покрышка, малышка и т.п.).
Каша – … (Наташа, Маша, Ванюша и т.п.).
Ушко –  … (подушка, лягушка, кукушка и т.п.).
Палка – … (галка, белка, скакалка и т.п.).
Сравни предметы.
Цели: развитие умения детей сравнивать объектов окружающего мира по весу, ширине, высоте, длине и т.д.
Ход работы: предложить детям подобрать для сравнения предметы.
Камень тяжелый, а что (кто) тяжелее? (гиря, штанга, слон).
Кошка бежит  быстро, а кто быстрее? (собака, тигр, страус).
Велосипед едет быстро, а что быстрее? (мотоцикл, автомобиль, поезд).
Печенье сладкое, а что еще слаще? (конфета, мед, шоколад).
Сравнения.
Цели: развитие умения детей сравнивать свойства различных объектов окружающего мира.
Ход работы: предложить детям продолжить сравнения.
Снег пушистый, как …                             Цыпленок пищит, как …
Гром грохочет, как …                               Зеркало гладкое, как …
Игла тонкая, как …                                   Конфета сладкая, как     

Словесные пропорции.
Цели: развитие творческого мышления, активизация словарного запаса.
Ход работы: детям предлагается подобрать недостающее слово.
Заяц – морковка, собака – …(кость, мясо, корм).
Белка – орехи, медведь – …(мед, малина, рыба).
Девочка – платье, мальчик – … (шорты, брюки).
Автомобиль – руль, часы – …(стрелки, колеса).
Портфель – тетрадь, пенал - … (ручки, карандаши, линейка,  ластики).
Кем (чем) будет?
Цели: расширение кругозора, развитие навыков логического мышления.
Ход работы: детям предлагается ответить на вопрос «Кто кем (чем) будет?»
Чем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
Чем будет бумага? (может быть письмом, страницей, самолетиком и т.д.)
Чем будет вода? (может быть льдом, снегом, паром, чаем, супом и т.д.)
Чем будет снег? (может быть водой, снеговиком, сугробом и  т.д.)
Чем будет семечко? (может быть цветком, травой т. д.)
Чем будет мука? (может быть блинчиками, хлебом, печеньем и т.д.)
Что без чего не бывает?
Цели: закрепление умения строить сложные предложения, развитие ассоциативного мышления.
Ход работы: детям предлагается ответить на вопрос «Что без чего не бывает?»
Не бывает дома без … стен, окон, крыши и т.д.
Не бывает самолета без … (крыльев, кабины, хвоста).
Не бывает грузовика без … (кабина, кузов, руль, колеса).
Не бывает апельсина  без …

Узнай предмет.
Цели: активизация творческого мышления, развитие навыков логического мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Ход работы: Ведущий перечисляет части предмета, а дети называют предмет.
Четыре ноги, сиденье –  … (табурет, стул, кресло).
Страницы, обложка – …(книга, альбом, тетрадь, блокнот)
Ствол, ветки – …(дерево, куст, цветок).
Лапы, хвост, туловище – …(кошка, собака, тигр, курица).
Колеса, руль – …(грузовик, поезд, самолет).
Крыша, окна – …(дом, избушка, здание).

Что снаружи, что внутри?
Цели: активизация творческого мышления, развитие навыков логического мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Ход работы: Взрослый называет предмет (показывает картинку), а ребенок говорит, что может быть снаружи (внутри)?
Дом – …шкаф, комната, человек, окна.
Шкаф – …одежда, посуда, игрушки,  инструменты.
Сумка –  …кошелек, ручка, блокнот, телефон.
Кошелек –  …деньги, чек, монеты.
Апельсин –  … корка, дольки, косточки, мякоть.

«Рисуем словами»

«Научись меня загадывать».

Круглый, но не арбуз, прыгающий как заяц, резиновый, но не сапог.

Пыхтит как паровозик, делает запасы как хозяйка, семенит как старичок.

«Распутай небылицу».

- Колючая кошка лает. – Пушистая кошка мяукает

- Бородатая корова несет яйца. – Рогатая корова дает молоко

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Словотворчество детей с ТНР

Автор: Ольга Николаевна Павлова

Дата: 02.02.2025

Номер свидетельства: 664575


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства