Цель: уточнение представлений о процессе обучения грамоте и изготовление альбома «Гласные буквы».
Задачи:
• активизировать знания о звуках и буквах;
• уточнить представления о гласных и согласных звуках;
•привлечь родителей к совместной с детьми деятельности (изготовление альбома « Гласные буквы» путем размазывания пластилина по трафарету);
•развитие мелкой моторики детей.
ХОД СЕМИНАРА:
Вопросы для родителей (Логопед организует небольшой мозговой штурм)
-Сколько букв в русском алфавите? (33)
-Сколько гласных букв?(10)
-Сколько согласных?(21)
-Какие буквы не имеют звуков?(Ь и Ъ)
-Сколько гласных звуков?(6)
Далее логопед рассказывает:
Всего в русском алфавите - 33 буквы. Все буквы имеют своё определённое название:
Все буквы при письме обозначают звуки.
Но есть исключения: буквы Е Ё Ю Я в определённых позициях (в начале слов, после другой гласной) обозначают два звука. Они называются йотированными гласными.
Буквы Ъ и Ь не обозначают никакого звука.
Всего: 10 гласных букв, 21 согласных букв, 2 просто буквы. Каждая буква имеет письменный и печатный вариант.
ГЛАСНЫЕ
Гласные буквы - А О У И Ы Э Е Ё Ю Я
Гласные, обозначающие твёрдость согласных, А О У Ы Э
Гласные, обозначающие мягкость гласных, И Е Ё Ю Я
Гласные звуки - [а, о, ы, э, у, и]
Йотированные гласные - Е Ё Ю Я - обозначают два звука:
Е - [й, э] Ю - [й, у]
Ё - [й, о] Я - [й, а]
СОГЛАСНЫЕ
Всегда твёрдые согл. звуки - [Ж] [Ш] [Ц]
Всегда мягкие согл. звуки - [Й] [Ч] [Щ]
-Как лучше запомнить букву?
Родители предлагают разные варианты:
-нарисовать букву;
-раскрасить;
-украсить чем-нибудь.
Логопед предлагает следующие варианты.
-Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
– На что похожа буква?
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
- Вырывать из бумаги образ буквы;
- Получить в подарок букву;
- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте;
- «Живые буквы» (ребёнок изображает букву с помощью рук или двое детей с помощью рук изображают букву)
(Воспитатель приводит в зал детей) Предлагаю родителям и детям объединиться и изготовить буквы по трафаретам из пластилина.
Совместная деятельность родителей и детей. (Все очень увлеченно работают).
Итог: дети и родители изготовили гласные буквы. Совместная деятельность была полезна. Был оформлен альбом «Гласные буквы» для занятий и пополнения предметно-развивающей среды.