kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар -практикум для родителей "Поможем ребенку учиться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы с ОНР 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар -практикум для родителей "Поможем ребенку учиться"»

Семинар-практикум «Поможем ребенку учится»

Цели:

-уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

1.Расширить знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах. 
2. Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова). 
3. Тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости.

4. Закреплять навык звукового анализа слова. 
5. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком. 

По данному вопросу учитель-логопед. сообщила тему и уточнила, исходя из педагогической практики заметно, что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа слога и слова. Родители не все могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы решить эту проблему, предложила родителям основные методические рекомендации, на которые необходимо обратить внимание при работе над звуковым анализом слога и слова. Необходимо помочь родителям сформировать осознанное отношение к работе над звуковым анализом слова через семинар практикум.

Семинар практикум «Поможем ребенку учится» помогает родителям детей групп компенсирующей направленности при правильном подходе ознакомится и научится делать звуковой анализ слога и слова - это значит определить количество звуков в слове или слоге назвать их по порядку, дать каждому звуку характеристику.

Подготовительная работа:

оформление игр и пособий, направленных на определения места звука в слове;

создание памяток для родителей;

создание презентации «Обучение грамоте детей с ОНР»

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя-логопеда

Теоретическая часть:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, как учить дошкольника грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть родители, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. 

Что же такое грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. 

Основной задачей обучения грамоте является формирование у детей умения проводить звуковой анализ слов.

Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом.

Под звуковым анализом нужно понимать умение устанавливать порядок следования звуков в слове. Обучение проводится с использованием определенных средств: интонационного выделения звука в слове; фишек. Чтобы научить дошкольников правильно проводить звуковой анализ слова, родители сами должны обладать достаточными знаниями в этом направлении.

Итак:

 Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим, читаем. В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребенку трудностей. При звуковом анализе слово  представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук /а/, а в слове сад последний звук /т/.

Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласные звуки произносятся без преграды, в схеме обозначаются красным цветом. В русском языке 10 гласных букв, а главных звуков всего 6 /а, о, у, и, ы, э/. Буквы я, е, ё, ю обозначают два звука, называются йотированными. На начальных этапах формирования звукового анализа детям не следует предлагать слова, содержащие йотированные гласные.

Согласные звуки произносятся с преградой. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Твердые согласные /п, к, т/ обозначаются в схеме синим цветом, мягкие согласные /п’, к’, т’/ обозначаются зеленым цветом. Большинство согласных звуков имеют пару по твердости – мягкости. Но есть согласные звуки, которые такой пары не имеют. Всегда твердые согласные - /ш, ж, ц/, всегда мягкие - /ч, щ, й/.

Практическая часть:

1 практическое задание

Вспомните и назовите гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Вспомните и назовите согласные звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ]. 

Вспомните и назовите согласные звуки бывают глухие и звонкие. (Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем) колокольчиком.
Глухие звуки - К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители по схеме)
Звонкие звуки - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители по схеме)
Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ. 

Вспомните назовите всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. 

Вспомните и назовите всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

2 практическое задание

Игра «Учитель-ученик»

А теперь уважаемые родители, т.к. тема нашего семинара практикума «Поможем ребенку учится», мне бы хотелось предложить вам игру «Учитель-ученик».

Мы приглашаем наших деток и каждый родитель на примере одного предложенного слова (опираясь на таблицу Приложение 1) вместе со своим ребенком, сначала объясняет, а затем делает звуковой анализ. А затем ученик (ребенок) объясняет проделанную работу.

Приложение 1

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и слышим.

ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.

В русском языке 10 гласных букв:  А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю

 гласных звуков всего  6 :   А, О, У, И, Ы, Э.

Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:

- в начале слова (яма /йама/)

- после гласных звуков (маяк /майак/)

- после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)

я = й+а,  ю = й+у,  е =й+э , ё = й+о

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.

 Согласные звуки делятся на Твердые   и  Мягкие,  образуют пары:

 например, [Б]– [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`],  П]– [П`],  [Р] – [Р`], [З] – [З`],  и др.

Не имеют парных звуков:                                  

  Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].                          

 Всегда мягкие  согласные – [Ч], [Щ], [Й].

Согласный и гласный звуки образуют слог: АМ,  СА, ОК, НЫ.

Последовательность выполнения звукового анализа:

1. Произнеси слово и послушай его.        

2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?

3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

6. Обозначь выделенный звук фишкой.

7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.

8. Произнеси слово по фишкам.

9. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Решение:

Продолжать повышать логопедическую грамотность родителей; заинтересованность в результатах образовательной работы с детьми.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар -практикум для родителей "Поможем ребенку учиться"

Автор: Наталия Алексеевна Рыжова

Дата: 12.09.2024

Номер свидетельства: 656100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Семинар- практикум для родителей "Играем пальчиками""
    ["seo_title"] => string(56) "sieminar_praktikum_dlia_roditieliei_ighraiem_pal_chikami"
    ["file_id"] => string(6) "425354"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1502652387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства