Просмотр содержимого документа
«Семинар -практикум для родителей "Поможем ребенку учиться"»
Семинар-практикум «Поможем ребенку учится»
Цели:
-уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
1.Расширить знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах. 2. Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова). 3. Тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости.
4. Закреплять навык звукового анализа слова. 5. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
По данному вопросу учитель-логопед. сообщила тему и уточнила, исходя из педагогической практики заметно, что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа слога и слова. Родители не все могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы решить эту проблему, предложила родителям основные методические рекомендации, на которые необходимо обратить внимание при работе над звуковым анализом слога и слова. Необходимо помочь родителям сформировать осознанное отношение к работе над звуковым анализом слова через семинар практикум.
Семинар практикум «Поможем ребенку учится» помогает родителям детей групп компенсирующей направленности при правильном подходе ознакомится и научится делать звуковой анализ слога и слова - это значит определить количество звуков в слове или слоге назвать их по порядку, дать каждому звуку характеристику.
Подготовительная работа:
оформление игр и пособий, направленных на определения места звука в слове;
создание памяток для родителей;
создание презентации «Обучение грамоте детей с ОНР»
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя-логопеда
Теоретическая часть:
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, как учить дошкольника грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть родители, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Что же такое грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основной задачей обучения грамоте является формирование у детей умения проводить звуковой анализ слов.
Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом.
Под звуковым анализом нужно понимать умение устанавливать порядок следования звуков в слове. Обучение проводится с использованием определенных средств: интонационного выделения звука в слове; фишек. Чтобы научить дошкольников правильно проводить звуковой анализ слова, родители сами должны обладать достаточными знаниями в этом направлении.
Итак:
Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим, читаем. В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребенку трудностей. При звуковом анализе слово представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук /а/, а в слове сад последний звук /т/.
Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласные звуки произносятся без преграды, в схеме обозначаются красным цветом. В русском языке 10 гласных букв, а главных звуков всего 6 /а, о, у, и, ы, э/. Буквы я, е, ё, ю обозначают два звука, называются йотированными. На начальных этапах формирования звукового анализа детям не следует предлагать слова, содержащие йотированные гласные.
Согласные звуки произносятся с преградой. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Твердые согласные /п, к, т/ обозначаются в схеме синим цветом, мягкие согласные /п’, к’, т’/ обозначаются зеленым цветом. Большинство согласных звуков имеют пару по твердости – мягкости. Но есть согласные звуки, которые такой пары не имеют. Всегда твердые согласные - /ш, ж, ц/, всегда мягкие - /ч, щ, й/.
Вспомните и назовите согласные звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ].
Вспомните и назовите согласные звуки бывают глухие и звонкие. (Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем) колокольчиком. Глухие звуки - К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители по схеме) Звонкие звуки - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители по схеме) Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ.
Вспомните назовите всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Вспомните и назовите всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
2 практическое задание
Игра «Учитель-ученик»
А теперь уважаемые родители, т.к. тема нашего семинара практикума «Поможем ребенку учится», мне бы хотелось предложить вам игру «Учитель-ученик».
Мы приглашаем наших деток и каждый родитель на примере одного предложенного слова (опираясь на таблицу Приложение 1) вместе со своим ребенком, сначала объясняет, а затем делает звуковой анализ. А затем ученик (ребенок) объясняет проделанную работу.
Приложение 1
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и слышим.
ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю
гласных звуков всего 6 : А, О, У, И, Ы, Э.
Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:
- в начале слова (яма /йама/)
- после гласных звуков (маяк /майак/)
- после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)
я = й+а, ю = й+у, е =й+э , ё = й+о
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.
Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары:
например, [Б]– [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`], П]– [П`], [Р] – [Р`], [З] – [З`], и др.
Не имеют парных звуков:
Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].
Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].
Согласный и гласный звуки образуют слог: АМ, СА, ОК, НЫ.
Последовательность выполнения звукового анализа:
1. Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?
3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
6. Обозначь выделенный звук фишкой.
7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.
8. Произнеси слово по фишкам.
9. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
Последовательности предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
Решение:
Продолжать повышать логопедическую грамотность родителей; заинтересованность в результатах образовательной работы с детьми.