Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся, имеющих диагноз «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».
Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся, имеющих диагноз «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся, имеющих диагноз «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».»
Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся, имеющих диагноз «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1.Дефектное произношение 2-5 звуков, распространяющееся на одну –две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей , прошедших дошкольное коррекционное обучение , произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (смазанным).
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
-недостаточная сфомированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов;
-недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
-трудности овладения письмом и чтением.
Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен.
2.Грамматический строй речи недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых и синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
-недостаточное понимание учебных заданий, указаний учителя;
2.Недостаточная работоспособность по отношению к языковым явлениям.
3.Недостаточное развитие способности к переключению.
4.Недостаточное развитие словесно-логического мышления .
5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений .
Следствие:
-недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
-трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения цели).
Основные направления работы.
1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
-уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления слов, относящихся к различными способами словообразования;
-уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в учениюпредложении.
3.Формирование связной речи:
-развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
-установление логики ;
4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
-устойчивости внимания;
-наблюдательности;
-способности к запоминанию;
-способности к переключению;
-навыков и приемов самоконтроля;
-познавательной активности;
-произвольности общения и поведения;
5. Формирование полноценных учебных умений:
-предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного );
6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности:
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
-применение инструкций при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной задачи с использованием новой терминологии;
- обращение к учителю или товарищу по группе за разъяснением;
-пояснение инструкции , учебной задачи с использованием новой терминологии;
-формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
-составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).