Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста «Читаем и играем»»
Мастер – класс учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста «Читаем и играем»
Уважаемые родители! Очень рада, что наши встречи стали традиционными. Рада, что книги являются вашими друзьями и помощниками в развитии и воспитании детей. Наблюдая за детьми в детском саду, я с радостью отметила, что речь наших детей стала более выразительной, стали появляться новые слова. Сегодня я вас познакомлю с играми, которые вы можете использовать для закрепления новых слов в речи.
Эти игры простые, они не требуют дополнительной подготовки. В них вы можете играть в автобусе, на улице, дома, по дороге в детский сад. Я уверена, что вы с увлечением будете играть в них всей семьей.
Чтобы вовлечь детей в активную речевую деятельность, можно провести Блиц - турнир «По страницам сказок».
Главная цель – быстро и правильно ответить на вопрос. - Кто потерял хрустальную туфельку, убегая из дворца? (Золушка). - Кто помог Дюймовочке убежать от крота? (Ласточка). - В какой сказке девочка по имени Герда искала Кая? (Снежная Королева). - Какая бабушка летала на метле? (Баба Яга). - Кто превратился в мышку в сказке про Кота в сапогах? (Людоед). - Кто в русских народных сказках был бессмертный? (Кощей). - Что было за холстом в каморке папы Карло? (Дверь).
Обратите внимание, что задаваемые вопросы должны быть по хорошо знакомым сказкам.
С целью активизации в речи детей слов, обозначающих действия, качества, свойства предметов, можно поиграть в игру «Цепочка слов».
Игра «Цепочка слов»
Вам необходимо составить своеобразную цепочку из слов, встречающихся в сказках, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов- переходов.
Выберите любого сказочного героя.
Колобок.
Л.- Подберите определения к слову колобок
Р. – Круглый, желтый, румяный, пшеничный
Я выбираю слово круглый. И задаю вопрос. Что бывает круглым в сказках?
Р. – яблоко, солнце, клубок, блюдце
Л. – Я выбираю клубок. Клубок какой?
Р. – шерстяной, мягкий, волшебный, пушистый
Л. – Я выбираю слово волшебный. Какие волшебные предметы в сказках вы встречали?
Р. – зеркало, сапоги – скороходы, волшебная рубашка, серебряное блюдечко и наливное яблочко, шапка – невидимка, волшебный горшочек
Л. –Я выбираю слово сапоги – скороходы. Подберите определения к слову.
Р. – быстрые, скороходные, волшебные, сказочные, яркие, старинные
Л. – Я выбираю слово сказочные. Назовите любимых сказочных героев.
Р. – Емеля, Кот в сапогах, Дюймовочка, Царевна – Несмеяна и т.д.
В игру можно играть бесконечно.
Уважаемые родители! Игры со словами нужно усложнять, не только увеличивая словарный запас, но и тренируя у ребенка способность легко находить нужное слово.
Когда ребенок прочно усвоит правила игры, он может выступать в роли ведущего, что будет способствовать развитию умения ребенка задавать вопросы.
Уважаемые родители!
Вы наверное замечали, что большую трудность у детей при описании характера сказочного героя, его внешнего вида, свойств сказочных предметов вызывает подбор в речи синонимов и антонимов?
Игра «Узелки» позволит детям подобрать слова, близкие по смыслу. Игра проводится с веревочкой. Уважаемые родители, вы можете развязать узелок только после того, как подберете слово, противоположное по смыслу. Правило: слова не должны повторяться.
Подберите слова, противоположные по смыслу к словуВолшебный– обыкновенный, простой, будничный, обычный, естественный, элементарный, немудреный.
Пока наши родители думают, предлагаю коллегам тоже поиграть.
И потренироваться в подборе синонимов. Игра «Подбери слово». Подберите как можно больше слов к слову:
Уважаемые родители, эта игра не только обогащает словарный запас, но и развивает мелкую моторику.
Дети старшего дошкольного возраста часто затрудняются в составлении описательных рассказов. Игра «Узнай героя» поможет ребенку выделить существенные признаки или качества задуманного предмета или героя на основе своего представления о нем.
Для игры вам необходимо разделиться на пары. Один из вас будет ребенок, а другой родитель. На первых этапах игры родитель выступает в роли водящего и описывает героя, не называя его.
Например:
Это злой герой во многих сказках, носит темную одежду, любит богатство, носит золотую корону Кощей Бессмертный.
Поиграем?
Жар – птица
Это сказочная птица, ее перо освещало все вокруг, за ней отправился Иванушка на Коньке-Горбунке.
Конек-Горбунок
Он был ростом в три вершка, с аршинными ушами, помог Ивану добыть перо.
Крот
Это богатый состоятельный подземный житель, имеет подземные дворцы и богатства, не любит солнечный свет, невеста улетела от него в царство эльфов.
На более поздних этапах игры роль водящего может выполнять ребенок. В помощь ему можно предложить предметные картинки с изображением героя. Ребенок описывает его, а родитель угадывает.
Эта игра не только обогащает словарный запас детей, но и развивает выразительность невербальных средств речи - мимику, жесты.
Уважаемые родители. Я подготовила для вас буклеты с теми играми, в которые мы играли сегодня. Надеюсь, что предложенные игры будут полезны вам и вашим детям. Приятных вам игровых вечеров!
Уважаемые коллеги, абсолютно убеждена в том, что художественная литература является важнейшим источником развития всех сторон речи, в том числе обогащения активного словаря. А игры обеспечивают максимальную реализацию речевого потенциала детей.
А закончить свое выступление я хочу словами Шалвы Александровича Амонашвили:
«Чтение должно царить в семье, и, надышавшись этой атмосферой ребенок без особого труда, без болезненных переживаний настроится на чтение. Обязательно читайте детям! Читайте каждый день! Помните, что дошкольный возраст – золотое время для приобщения ребенка к художественной литературе».