Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов: "Играя, учим говорить красиво"»
Мастер – класс для педагогов: «Играя, учим говорить красиво»
Учитель-логопед: О. Ю. Россман
Цель:
научить педагогов играть в игры на обогащение словарного запаса,
формирование грамматического строя,
развитие интонационной выразительности речи.
Логопед: Уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим с вами о речи, т. е. способности говорить, умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»?
- использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения…);
- оформлять предложения грамматически правильно;
- добиваться эмоциональной выразительности речи.
Чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.
Для появления у ребенка отсутствующих звуков очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Для автоматизации поставленных звуков необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т.е. развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведенные ниже.
«Я знаю три слова со звуком С (или Л, Р)
Цель: развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.
Описание: участники мастер – класса придумывают слова на заданный звук.
«Я знаю три слова на звук С: собака, суп, сом. Я знаю три слова на звук Р: рак, роза, рыба».
«Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.
Описание: логопед говорит слово, выделяя в нем последний звук, кто – то придумывает слово на последний звук, который в слове становится первым, и так далее: лукк, крот, танкк, кобрааа…
«Волшебная шкатулка»
Цель: учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество.
Описание: участники мастер – класса по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков, например: в слове кот, три звука к – о – т; в слове лиса четыре звука л – и – с – а.
Логопед: Часто дети переставляют и заменяют звуки в словах, например: вместо КОРИДОР говорят КОЛИДОР, вместо КОТЛЕТА говорят КОКЛЕТА, вместо ОБУВЬ говорят ОБУТКИ. Взрослые обязательно должны тактично поправлять ребенка.
«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»
Наша речь бывает некрасивой из – за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.
Описание: нескольким взрослым предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением (выделены курсивом): звОнит – звонИт;
квАртал – квартАл;
красивЕе – красИвее;
килОметр – киломЕтр;
тортЫ – тОрты;
сантИметр – сантимЕтр;
шприцЫ – шпрИцы;
катАлог – каталОг;
мОзги – мозгИ.
Логопед: Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание - придумать рассказ о враче. Как можно по – другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь).
Логопед: Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова – антонимы, дети, а бывает и взрослые, добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» (сухое) или «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая).
«Скажи наоборот»
Цель: учить использовать в речи слова – антонимы.
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Описание: логопед поочередно бросает мяч взрослым и произносит слово; возвращая мяч, взрослый называет другое – с противоположным значением:
Высокий – низкий; добро – зло; широкий – узкий; горе – радость; мягкий – твердый; длинный – короткий; продавать – покупать; прямой – кривой.
«Придумай сравнение»
Логопед: Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое:
«Белка смотрит на нас черными глазами».
«Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами».
Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение. Выполните, пожалуйста задание.
- С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»? (С белым одеялом, покрывалом, периной…)
- С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»? (С парашютиками.)
Бывают сравнения, ставшие фразеологическими оборотами, например, трусливый как заяц; ползает как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают ее образной, неповторимой. Сравните: умелые руки – золотые руки, смелое сердце – львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов.
«Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма»
- Не в бровь, а в глаз. (Точно).
- Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)
- Зарубить себе на носу. (Запомнить).
- Зимой не выпросишь снега (Жадный)
«Исправь ошибку»
- Его и маслом (хлебом) не корми, только книгу дай.
- Она за словом в портфель (карман) не лезет.
- У всех ребят медвежий (волчий) аппетит.
Логопед: Поправляйте детей, если они неправильно согласовывают существительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы. Давайте поиграем, я буду говорить словосочетание то правильно, то с ошибкой. Когда услышите ошибку, хлопните в ладоши.
«Будьте внимательны»
- ЛучистОЕ солнышко.
- КраснАЯ платье (красное).
- Пять ведров (ведер).
- Пять медвежат.
- Мокрый полотенце (Мокрое полотенце).
Для формирования интонационной выразительности речи прослушайте чистоговорку, записанную на аудиоплеер: «На суку сидит сова, видно, строгая она» и выполните задания – рассказать чистоговорку:
- медленно – быстро;
- громко – тихо;
- вопросительно – утвердительно;
- грустно – радостно.
При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки малыш будет читать громко, какие быстро, вопросительно, радостно.
Итак, надеемся, что мастер – класс помог вам в обучении детей красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, вы будите использовать с детьми на занятиях, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.