Мастер-класс на тему : "Путешествие по зимнему лесу"
Мастер-класс на тему : "Путешествие по зимнему лесу"
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста. Может быть полезен методистам, учителям-логопедам,воспитателям педагогам-психологам. В нём, в игровой форме представлен материал для развития просодических компонентов речи, звуко-высотной модуляции голоса, темпо-ритмической стороны речи, фонематического слуха .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему : "Путешествие по зимнему лесу" »
Мастер-класс
«Путешествие по зимнему лесу»
Одевайтесь потеплее,
Собирайтесь поскорее,
Отправляемся в путь побыстрее!
Сани поданы, садись!
Эй, поехали, держись!
Отправляемся в путешествие на лесную полянку на саночках.
«Едем-едем на лошадке»
(ритмодикламация – ритмическое произношение текста под музыку)
Цель: * формировать умение соотносить темп речи и движение с темпом музыки;
* развитие чувства ритма;
* совершенствование артикуляционной моторики.
По дорожке гладкой, гладкой – сидят по-турецки, раскачиваясь
в гости нас везет лошадка (цок, цок, цок – цокотание языком)
Саночки скрипят скрип, скрип, скрип
Сосулечки звенят динь, динь, дон (встряхивая кисти рук)
Белка на ветке орешки грызет – ду-ду-ду
Рыжая лисичка зайчишку стережет - замер
Белка с ветки прыг в дупло кулачками по коленкам
Прыг скок, прыг скок.
Птички синички летают высоко
Тень-тень-тень машут руками.
По дорожке гладкой, гладкой
В гости нас везет лошадка
Цок-цок-цок
Ехали, ехали наконец приехали ТПРУ!
Быстро, быстро саночки привезли нас в лес.
«Приветствие»
Цель: *развитие интонационных и просодических компонентов;
*развитие звуковысотной модуляции голоса(нормализация силы и высоты голоса)
С добрым утром, солнце! Мы тебе рады!
С добрым утром, небо! Мы тебе рады!
Лена здесь… здесь.
Все здесь поднялись на носочки, держась за руки.
Развивающая игра с голосом.(С Пшеничная)
Цель: *развитие интонационного и фонематического слуха.;
*формирование звукообразования и полетности речевого голоса.
Игры с голосом.
Помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. Систематическое использование игр с голосом дают возможность:
а) почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
б) выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;
в) развивать интонационный и фонематический слух.
Зимний лес
Был полон звуков:
Кто-то выл – у-у звукоподражание по тексту
А кто – мяукал, - мяу-мяу,
Кто-то хрюкал, - хрю-хрю,
Кто-то топал, - топ-топ,
Кто-то крыльями
Захлопал, - хлоп-хлоп,
Кто-то ухал, - ух-ух,
И кричал - ай-ай,
И глазищами
Вращал.
Ну, а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
Молчал! Тс-тс-тс - указательный пальчик к губам
Дыхательное упражнение «Аромат» (Е.Макшанская)
Цель: Развитие длительности, плавности речевого дыхания.(обратить внимание на правильность выполнения дыхательного упражнения)
Указание: стоим ровно, плечи опущены. Вдох и на выдох произносим «Ах»», «Аромат», «Чудесный аромат»
Смотрите, дети, какие красивые снежинки летают в воздухе.
Поймаю-ка я одну снежинку и понюхаю её.
Не спеша, нюхает «снежинку» несколько раз делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит: «Ах»», «Аромат», «Чудесный аромат», « Дивный аромат!»
Упражнение выполняется несколько раз.
- Чем пахнет в зимнем лесу? (воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой)
Развитие двигательной активности, тренировка слухового внимания и развития условных движений
Вот волшебные дорожки:
Манят нас они, зовут.
По одной там скачут ножки,
По другой – они бегут.
Логоритмическое упражнение «Снегири» (Н.Нищева)
Цель:
На деревья посмотри –
Прилетели снегири.
Вот на ветках посмотри 4р. хлопать руками по бокам.
В красных майках снегири по 4 наклона головы.
Распустили перышки на первое слово частые потряхивания
Греются на солнышке руками, на второе – хлопок по бокам.
Головой вертят по 2 поворота головы
Улететь хотят! на каждую строку.
Угощаем птиц, оставляем зерно в мешочке.
Продолжаем путешествие по зимнему лесу.
Цель: развитие двигательной активности.
Хотите посмотреть, как зимуют звери?
Мы шагаем по сугробам, ходьба с выпадами.
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, ходьба с высоким подъемом колена.
Проложи себе дорогу.
Подходим к сугробу - берлоге медведя.
Речевая игра «Медведь» (Т.Алехиной на стихи И.Токмаковой)
Цель:
На горке – снег, снег, «скрипят» маленькими мешочками с
И под горкой – снег, снег, крахмалом, изображая снег.
А под снегом спит медведь. шумно вдыхают и выдыхают воздух
или сопят, или храпят.
Тише, тише! Не шуметь. Поворачиваются друг к другу, держат указательный палец у закрытого рта – тсс, тсс!
Когда медведь весной проснется, он будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим и ему угощенья. Пусть он порадуется нашему сюрпризу.(оставляем бочонок меда)
На сугроб сажаем белку и делаем самомассаж «Белка» (см.Хватцев)
Цель: *нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипер тонуса в мышечной мускулатуре;
*нормализация темпа, ритма, силы, высоты голоса;
*формирование и закрепление навыка правильного употребления (Л) в чистоговорках.
Ло-ло-ло - есть у белочки дупло. Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам 7 р.
Ло-ло-ло – дятел делал ей дупло. Провести пальцами по щекам сверху вниз 7 р.
Ле-ле-ле – тепло белочке в дупле. Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 р.
Ле-ле-ле - растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.
Оставляем белочке угощение – шишки.
Продолжаем шагать змейкой.
Остановимся чуть-чуть,
Всем нам надо отдохнуть.
Останавливаемся около снеговика, рядом с ним карточки О-О.
Снеговик приготовил для нас сюрприз.
Выполняется речевая игра «Толстячки и Худышки»
Цель: *развитие мимики и пантомимики;
*развитие лицевой и артикуляционной моторики;
*развитие навыков коммуникации.
Встретились однажды во дворе Толстячки-снеговики и Сосульки-худышки.
Удивились Сосульки: смотрят, подняв брови и широко открыв глаза.
Ещё больше удивились Сосульки: округляют губы, как на звук «О», поднимают брови.
«О, да вы ещё и сердитые!»
Ещё больше рассердились Снеговики: вытягивают губы трубочкой, сводят брови.
«У-у-у! мы действительно сердитые!»
Сморщили нос Сосульки: морщат ном, произносят слова с недовольством.
«Фу! Не хотим с вами разговаривать!»
Скривили губы Снеговики: изображают на лице возмущение, кривят уголки рта.
«Пф! Ну и не надо!»
Отвернулись друг от друга Снеговики и Сосульки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!
Все вокруг белым-бело! И нет ярких красок. Давайте порадуем Снеговика, украсим его зимнюю полянку яркими платочками, пусть нашему Снеговику станет радостно, а в зимнем лесу красиво.
Украшаем платочками «зимнюю полянку»
Упражнение с платочками
Цель: развитие ручной умелости.
Вот спасибо вам!
Как красиво стало вдруг,
Словно зимнею порою
Зацвели цветы вокруг.
Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.
Фонопедическое упражнение «Метели»
Цель: *укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания;
*активизация губных мышц;
*формирование умения укреплять силу и высоту голоса.
А мы сейчас с вами расскажем стихотворение про зимушку.
Ветер дует – задувает, ш-ш-ш-ш-ш,
Со внежинками играет, ф-ф-ф-ф-ф,
Ветер воет – завывает у-у-у-у-у (волнообразное движение глиссандо).
И снежинки догоняет, а-а-а-а-а-а.
Ну что, совсем замерзли? Предлагаю согреть руки.
Массажная игра «Зимняя разогревалочка» (М.Картушина на стихи М.Рузиной)
Цель:
Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть. медленно растирают одну ладонь о другую.
Сначала ладошки,
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки. растирают ладони всё быстрее и быстрее.