Цель: повышение компетентности педагогов через использованияинновационных технологий речевого развития дошкольников.
Задачи:
1.Раскрыть значимость и актуальность технологии КРОССЕНС в процессе обучения связной речи детей дошкольного возраста.
2. Обогатить опыт педагогов эффективными методами и приемами, направленных на реализацию технологии «Кроссенс».
3.Вызвать интерес к использованию технологии «Кроссенс» в практику своей работы.
Оборудование:
Ход мастер-класса:
Добрый день! Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на мастер-классе.
Не для кого не секрет, что ежегодно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения . Наша задача - обеспечить доступность качественного образования для всех воспитанников. Ведь вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей позволят предотвратить и свести к минимуму вторичные нарушения.
Несомненно, речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении. Актуальным становится содержание логопедических занятий.
Как не дать устать или заскучать ребенку от полезного, но трудного занятия?
Как рутинные задания по обогащению активного словаря сделать увлекательными?
Как сформировать позитивное отношение к окружающему миру на основе речевого общения?
Ответы на эти вопросы мы будем искать вместе с вами.
Уважаемые коллеги! Педагогическая интуиция мне подсказывает, что каждый из вас
специалист высокого уровня. И чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки:
(ответившим дается СМАЙЛИК , дающий право участия в мастер-классе).
В структуре системы образования это учреждение именуется Психолого-медико-педагогическая комиссия, а в образовательном учреждении – это?КОНСИЛИУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Средство обобщения. РЕЧЬ
Устный сбор информации. ОПРОС
Самостоятельный путь овладения знаниями. САМООБУЧЕНИЕ
Оценка человеком самого себя.САМООЦЕНКА
Автор сказки «Конек – Горбунок»ЕРШОВ Петр Павлович
действие, доведенное до автоматизма.НАВЫК
Усвоение ребенком социальных норм. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Тема моего мастер-класса «Технология КРОССЕНС»
Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Впервые кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Так что же такое кроссенс?
Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов", а кроссенс - означает "пересечение смыслов".
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Кроссенс – это именно картинки предметов, изображение символов, что понятно и интересно детям.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления. Что так актуально для детей с речевыми нарушениями.
Я же с технологией кроссенс познакомилась недавно, предложила её детям. У ребят появился интерес. Понимая, что работа по технологии КЕРОССЕНС трудна, но интересна – передо мной встал вопрос – «Сможет ли данная технология помочь ребенку с речевыми нарущениями прочувствать , прожить ситуацию собственного успеха, через позитивное отношение к окружающему миру на основе речевого общения, поспособствует ли расширению активного словаря?»
Я технологию КРОССЕНС в работе со своими детьми начала применять с адаптированных ее вариантов, используя следующие методы и приемы для развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями:
Описание предмета по схеме.
1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется при описании отдельно взятого предмета).
2. Описание предмета по общей схематической зарисовкеиспользуется при описании предметов относящихся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.
3. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке (вместо вопросительного знака помещаются две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке)
Пересказ по схематичным сюжетным картинкам
Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки (многие предметы и их количество изображаются схематично)
Подвижное рассказывание с использованием магнитных картинок
Составление рассказа в динамике с применением сюжетных картинок (магнитные картинки)
Использование круговых диаграмм при составлении рассказа.
Я предлагаю нам с вами рассмотрим несколько картинок.
Картинка - ключ, замок, дверь.
- Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки?
- есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь.
Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии.
Следующая картинка Баба Яга и курица.
Подумайте, что общего может быть между Бабой Ягой и курицей?
(Ответы участников)
Но возможны и другие варианты ответов.
Как вы думаете о ком мы здесь с вами будем говорить? (загадан медведь)
Как же создается кроссенс?
- Это поле из 9 четырехугольников и набора картинок.
Картинки размещены в ячейки, в центре таблицы пустой квадрат. Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате. Разгадывая кроссенс, сопоставлять картинки можно слева направо, сверху вниз и по диагонали. А можно выбрать для себя любую картинку и начать устанавливать взаимосвязи с другими картинками.
Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ.
(Предложить рассказ детей по картинкам)
Я предлагаю нашим командам приступить к выполнению к задания на данном поле. Ваша задача: отгадать выбрать картинку, направление ,в котором вы будете двигаться, и начать составлять рассказ . (логической последовательности так, чтоб смыслы их пересекались.)
-участника мастер-класса выполняют задание в команде.
А зрителям предложен слайд на экране.
-Участники рассказывают и объясняют взаимосвязи картинок.
-Зрители дают ответ предложенного кроссенса.
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают логическое мышление, воображение, идёт формирование информационной, познавательной и коммуникативной деятельности.
Работая над речевым развитием ребенка-дошкольника технология КРОССЕНС мне помогает:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
Коллеги, как вы думаете, когда мы можем применять технологию кроссенс? В каких видах деятельности?(ответы участников)
Применение кроссенса разнообразно.
Я использую кроссенс:
• при формулировке темы и цели занятия;
• при изучении нового материала;
• при закреплении и обобщении изученного материала;
• в индивидуальной работе;
• в качестве творческого домашнего задания.
Подводя итоги нашей творческой работы хотелось бы услышать ответы на поставленные вопросы:
Поможет ли использование технологии КРОССЕНС превратить занятия с ребенком из трудного в интересное и полезное? Сможем ли мы обогатить активный словарь ребенка? Поспособствуют ли эти формы работы развитию связной речи нашего с вами дошкольника?
Какие задачи речевого развития мы сможем решить идя к вершине «связная речь дошкольника»?
А для того, чтоб Вам захотелось быстрее использовать в работе со своими детьми для кого-то новую, для кого-то знакомую технология я с благодарностью делюсь с вами информационными буклетами.
Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья,