Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Метод сказки в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ при обучении грамоте».»
Мастер-класс
Тема: «Метод сказки в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ при обучении грамоте». Из опыта работы.
Цель: Обмен опытом педагогической деятельности по обучению грамоте: чтению и письму.
Задачи:
Показать коллегам образовательную методику по обучению грамоте через добрые сказки
Прокомментировать эффективность применения данной методики
Отработать методику в деятельностном режиме
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, музыкальное сопровождение: Ф. Шопен «Ноктюрн №2 ми-бемоль мажор, «Азбука Л. Толстого», Картины: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Б. Кустодиев «Масленица», К. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку». Сказки: «О буквах и словах» А.Лопатина и М.Скребцова.
Этапы мастер-класса:
Постановка педагогической проблемы
Практическая демонстрация методики
Рефлексия
Содержание мастер-класса:
Что нужно сделать, чтобы дети полюбили чтение? – часто задают вопрос родители и педагоги. Нужно сделать обучение грамоте эмоциональным, интересным занятием для детей. «Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира» - писал В. Сухомлинский.
Образовательные методики М. Скребцовой и А. Лопатиной – это, прежде всего духовно-нравственное воспитание.
Сказки о буквах наполняют процесс обучения грамоте живыми образами, красками, звуками, чувствами:
- помогают без труда запомнить буквы;
- почувствовать понятие языка: буква, слова, чтение.
Каждая буква в сознании ребёнка связывается с наглядным образом, поэтому легко запоминается и всё слово, и каждая буква.
Легче запоминается то, что не обязательно запомнить.
Через сказки о буквах дети получают знания:
- об окружающем мире,
- о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- лексический запас, грамматическое значение слов;
- развивается умение творчески мыслить, обобщать, наблюдать, изучать себя с позиции добра, справедливости, любви.
Сказка о букве Ж
Вы когда-нибудь слышали чудесную музыку луга? Сколько разных звуков можно услышать в этой музыке! Летним днём луг жужжит, звенит, стрекочет от множества насекомых. Вот и букву Ж легко найти на лугу и в лесу в это время. «Ж-ж-ж» - жужжат пчёлы. «Ж-ж-ж,» - жужжат жуки. Буква Ж сама похожа на жука с шестью ножками. Писать её сложно, но запомнить просто – посмотришь на жука и сразу запомнишь.
И ещё одно важное слово с буквы Ж начинается. Недавно девочка спросила маму: «Мама, а что такое жизнь?» А мама ей ответила: «Какая ты большая выросла, доченька. Жизнь – это, когда ты меня любишь, и я тебя люблю тоже» - и рассказала ей сказку про жизнь.
Что такое жизнь
Заспорили подснежник, снег и зайчиха, что на свете самое красивое:
- Самое красивое, - сказал подснежник, - это, когда расцветает первый подснежник. Кругом ещё снег, а солнечный луч звонит в белоснежный колокольчик на зеленой стрелочке: «Весна пришла! Весна пришла!»
- Нет, самое красивое, - сказал снег, - это, когда первый снег выпадает. Земля стоит черная, замерзшая, неприглядная. А выпадет снег, и земля словно умоется. Вся укутается в пушистое покрывало, похорошеет, засветится.
- Нет,- сказала зайчиха, - самое красивое, это, когда маленькие зайчата в первый раз на поляну выходят. Кругом цветы пахучие, травы высокие, и в них маленькие пушистые комочки сидят. Первый раз на мир смотрят. Ушки у них шевелятся, а глаза делаются огромными от удивления. Я прекраснее картины не видала.
- Зря вы спорите, - ласково сказало им солнышко с высоты и погладило всех троих и землю вокруг, - это все самое красивое, потому что все это – жизнь.
А.Лопатина
Вопросы:
1.Как вы думаете, что такое жизнь? Ассоциации к слову жизнь
2. Какое прекрасное искусство начинается на букву Ж? Показ репродукции картин живописцев: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Б. Кустодиев «Масленица», К. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку». Что самое главное в работе каждого живописца? Что объединяет эти работы?
3. Буква Ж превратилась в Фею Жизни, у которой есть ларец с прекрасными жемчужинами жизни. Назовите эти жемчужины жизни.
4. Представьте, что Фея Жизни дала вам несколько советов о том, что нужно сделать, чтобы стать счастливым в жизни. Что это за советы?
5. Закройте глаза и представьте разные картины жизни. Если бы вы были художникам, и вам надо было нарисовать картину с названием «Жизнь», что вы нарисовали бы? Нарисуйте все, что вы представили, и подпишите свой рисунок «Жизнь». ( включить Ф.Шопен- ноктюрн №2)
- С какой буквой мы познакомились?
- Какое главное слово начинается с буквы Ж?
Рефлексия
Уважаемые коллеги, ознакомьтесь с «Заветами учителя» Л.Н. Толстого и ответьте, соответствует ли мастер-класс Заветам Великого учителя Л.Н. Толстого.